Статья "Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС"
статья на тему

Степанова Лилиана Ховановна

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).

“Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова Л.Х., учитель начальных классов

Активные методы обучения как

эффективное средство реализации ФГОС

Пояснительная записка

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?»,  «Какая методика будет адекватна современной модели образования?».  Что может предпринять учитель, чтобы на урок каждый ученик шёл, как на праздник, чтобы загорались глаза, пусть от маленьких, но открытий?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, когда главной целью становится развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).

“Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.

Работая в начальной школе, мне пришлось столкнуться с такими проблемами как:

  • низкая учебная мотивация
  • неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой;
  • отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.

Озвученные мной проблемы нашли отражение в новых образовательных стандартах, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных и личностных результатов, ставят перед учителем задачу овладения приемами формирования  коммуникативных универсальных учебных действий,   а именно:

  • умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности.

И для решения этих проблем, получения выпускника с нужными сформированными компетенциями, нужны такие методы обучения, применение которых будет эффективным в условиях данного образовательного учреждения, обеспечит сформированность УУД учащихся и даст положительные результаты.

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Каменского, А. Дистервега, К.Д.Ушинского и других. Из числа отечественных ученых к проблеме активности в разное время обращались: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л. М. Лопатин, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский. В.А.Сухомлинский (1918–1970) призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.

В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Так активные методы лежат в реализации целей проблемного и развивающего обучения. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Систематические основы активных методов обучения начинают широко разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов.

Решение проблемы активизации учебной деятельности лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.

Ответы на свои вопросы, а именно, КАКИЕ приемы помогут мне построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность, КАК научить ребят работать в команде, я получила во время участия в методических семинарах, изучая литературу по теме, а так же при использовании активных методов обучения.

Я придерживаюсь следующего определения АМО, который дает Абрек Маркович Смолкин: Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Отличительные особенности активного обучения:  

  • Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.
  • Желание ученика выразить в полной мере свое индивидуальное «Я». Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
  • Достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Классификация АМО в рамках системно - деятельностного подхода:

  • Активные методы начала образовательного мероприятия.
  • Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.
  • Активные методы презентации учебного материала.
  • Активные методы релаксации.
  • Активные методы самостоятельной работы над темой.
  • Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев, а именно:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;
  • соответствие содержанию изучаемой темы;
  • соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания;
  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
  • соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

При использовании АМО принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей. 

 АМО начала образовательного мероприятия эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. АМ начала образовательного мероприятия: «Подари подарок другу», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Добро в ладошке», «Индейское имя», «Галерея портретов», «Расскажи о себе», «Круг дружбы», «Познакомься с игрушкой», «Представление» («Визитная карточка»), «Поздоровайся ладошками», «Фруктовая корзина».

АМО выяснения целей, ожиданий и опасений; методы выяснения целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений: «Фруктовый сад», «Что у меня на сердце», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча», «Лицензия на приобретение знаний»«Мишка боится, что …», «Воздушные шарики», «Голуби», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Список покупок». 

АМО презентации учебного материала: в процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал учащимся. Активные методы презентации учебного материала позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Активные методы презентации учебного материала: «Инфо-угадай-ка», «Написание синквейна», «Написание эссе», «Лекция со стопами», «Ковер идей», «Мозговой штурм», «Составление кластера», «Пометки на полях»

АМО организации самостоятельной работы над темой. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно употреблять следующие АМО: «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания», «Парный выход», «На ошибках учатся».  Для проведения дискуссии и принятия решений:,«Cветофор», «Приоритеты». «На линии огня»..

Активные методы релаксации. Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят вам это сделать, не выходя из класса. Активные методы релаксации: «Четыре стихии», «Постройся по росту», «Пантомима», «Земля, воздух, огонь и вода», «Домик, мышки, землетрясение». «Обезьяна, слон. Пальма», «Переполох на заднем дворе», «Тряпичная кукла и солдат», «Энергия - 1», «Роботы», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест». 

АМО подведения итогов образовательного процесса. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятамДля завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы: «Ресторан», «Ромашка», «Мудрый совет»«Итоговый круг», «Комплименты»«Письмо самому себе», «В кафе»Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.  Применение активных методов обучения не только повышает уровень обученности, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности.

Эффективность АМО определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.      

Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к. эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:

 а) формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

б) получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

в) повышению активности и самостоятельности учащихся;

г) овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

д) осознанию учеником ценностей совместного труда;

е) повышению стремления к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы.

 Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

Результативность:

Активные методы обучения обеспечивают реализацию ФГОС в разных аспектах:

  • Формирование положительной учебной – познавательной  мотивации (за 2 года уровень высокой  мотивации к обучению учащихся повысился на 12:5%, уровень хорошей мотивации повысился на 13 %, уровень низкой мотивации уменьшился)
  • Стимулирование самостоятельной деятельности (Проведенные нами наблюдения за самостоятельной работой детей на уроке, а также анкетирование родителей показали, что только 6 % школьников реально проявляют элементы самостоятельности при выполнении домашней и самостоятельной работы на уроке. Эти ученики правильно понимают цель задания, определяют порядок его выполнения, умеют применять знания в новой ситуации и при затруднениях не спешат обращаться за помощью. Большинство же детей с трудом организуют себя на самостоятельную деятельность стремятся получить готовый ответ, домашнее задание выполняют только в присутствии родителей.)
  • Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления (наблюдается повышение у обучающихся устойчивости внимания и логики мышления,   увеличение объема  смысловой и механической памяти)  
  • Развитие творческих способностей и нестандартности мышления (увеличилось % участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах);
  • Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося (разработка и реализация мини-проектов);
  • Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика (обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью)
  • Развитие навыков самостоятельного умственного труда
  • Развитие универсальных навыков (учатся взаимодействовать в социуме).

Результативность применения активных методов обучения отражена не только в позитивной динамике предметных, метапредметных достижений обучающихся, в результативном участии обучающихся в творческих предметных конкурсах, научно-практических конференциях, конкурсах проектных и исследовательских работ. По данным мониторинга отмечается снижение ситуативной и личной тревожности, рост познавательной активности, развитие понятийного мышления, логического компонента мыслительной деятельности и др.

Когда ребёнок занимается из -под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой то дело идёт совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, укреплять, развивать, укреплять познавательный интерес у учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения....

Стажёрская площадка «Современные средства обучения как средство реализации ФГОС общего образования».

Это программа стажёрской площадки, которую я вела в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ СОШ №14. г.о. Железнодорожный. В ней представлен опыт обучения других учителей средствам информационных технолог...

Мастер-класс "Дифференцированное обучение как средство реализации ФГОС второго поколения"

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности.  Соответственно, ...

Технология деятельностного метода обучения как средство реализации ФГОС НОО

Технология деятельностного метода обучения как средство реализации ФГОС НОО. Ребенок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности." Скажи мне - и я забуду, покаж...

"Развитие познавательной активности в начальной школе Активными методами обучения в условиях реализации ФГОС"

В 2016 году я прошла курс обучения на образовательном портале "Мой университет". Тема: "Технологии АМО в начальной школе в условиях реализации ФГОС". Чтобы поделиться со своими коллегами опытом работы...

Методический семинар "Активные методы обучения как средство реализации ФГОС"

Активные методы обучения как средство реализации ФГОС...