Главные вкладки

    Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»
    материал по орксэ на тему

    Родина Марина Васильевна

    Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

    Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной культуры в начальных классах.

    Задачи:

    1.     Познакомить участников с АМО.

    2.     Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.

    3.     Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx24.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

    Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной культуры в начальных классах.

    Задачи:

    1.     Познакомить участников с АМО.

    2.     Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.

    3.     Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

    Ход мастер-класса:

    1.     Организационный момент (Слайд 1)

    -Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».

    –Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:          Желаю (большой)

                                                                              Большого (Указательный)

                                                                            Успеха  (средний)

                                                                              Во всем (безымянный)

                                                                              И везде (мизинец)

                                                                              Здравствуй (всей ладонью)

     – А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).

    Трудно не согласиться с Евгением Леоновым в плане того, что в последнее время общество `обнищало` духовно.

    На нас, учителей, Природа возложила большую ответственность за детей. Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью?

    И поэтому я, как учитель  основной задачей ставлю воспитание благородных качеств в моих учениках.

    Я часто размышляю о смысле учительской жизни, о миссии Учителя на Земле.

    В одной древней притче говорится:

    « Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
    -Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
    -Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
    - Верно!- удивился человек.
    Если захочешь посадить человеку дерево ,посади плодовое дерево.
    Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
    Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
    -Как я это сделаю ,если сам не умею летать?
    -А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
    Прошли годы
    Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
    Видит: летит ребенок , а за ним -его Учитель.
    Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
    - Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.
    А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
    - А меня больше всего радуют твои крылья...`
    Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.

    Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками.

     Учу - учась, воспитываю воспитываясь.                               

    Для этого изучаю новые педагогические технологии, которые использую на уроках православной культуры.

    2.     Сообщение темы, введение в неё.

      –    Я хочу остановиться на одной из технологий.  Это технология АМО – активные методы обучения. (Слайд 2)

    Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.                                                                                                                       Сегодня я постараюсь  объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов  и  возможность применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

          3.Знакомство с основными видами АМО.

    1.Орг. момент

    -Активный метод начала образовательного мероприятия.(Слайд 3)

    – Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами или локтями. (Метод  «Поздоровайся глазами», «Круг дружбы», «Поздоровайся локтями»).
       Цель таких методов: положительный настрой на работу и установление контакта между учениками.

    – Мы с вами поздоровались ладошками.

    2. Постановка цели и задач урока

    -АМ выяснение целей, опасений и ожиданий.(Слайд 4)

    -Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
    Методы «Фруктовый сад» (Слайд 5)

    Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика.
    Ученикам данный метод позволит более четко определиться с целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

    Учитель заранее готовит два больших плаката. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимон», а ученикам заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На яблоках дети пишут свои ожидания, на лимонах – опасения.

    – А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки».

    – Зачитайте вслух свои ответы.(по желанию зачитывают).  В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам.

    3. Новый материал

    -АМ на этапе изучения  учебного материала. (Слайд 6)

    Методы: «Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм».

    – Определимся с понятием «активные методы обучения». Что такое активные методы обучения. Для этого применим метод  «Инфо-угадай-ка»

    Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он  применяется при работе в группах. Для работы в группах нам необходимо разделиться. Используем метод «Композиция». В игровой форме нужно разделить учащихся на группы.

    – Мы с вами разделились на группы по цвету «ладошек».(Слайд 7)
    – Приступим к заданию, возьмите, пожалуйста, листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Активные методы обучения». Листок  разделён на сектора.

    Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать  ключевые моменты к этому разделу. Запишите.  (Ответы педагогов).

       Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

     Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся

    Сектор 2 – этапы урока.

    -На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

    Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

    Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация

    Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

    Сектор 3 – виды АМО.

    – Мы уже познакомились с  некоторыми  видами методов, перечислите их и запишите.

    («Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Поляна снежинок», «Инфо-угадайка» и др.)

    Сектор -4. Цели  применения АМО.

    -Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

    Можно сделать вывод, что активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса.

    4.Физкультминутка (АМ релаксации).(Слайд 8)

    – Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

     Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии».  

    Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу “земля” – вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу “вода” – вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу “воздух” – вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу “огонь” – вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.

    5. Обобщение знаний.(Слайд 9)

    – На  этапе обобщения знаний использую приёмы кластер («кластер» в переводе означает пучок, созвездие). Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых,  в свою очередь  лучи расходятся далее).

    – Дети составляют кластеры: Православный календарь, либо по теме: Моя семья.  (Слайд 10,11)

    – Кроме кластера можно использовать составление  синквейна, (Слайд 12) что  требует от ученика в кратких выражениях обобщить учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна показаны на экране.(Слайд 13)

    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

    На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

    Последняя строчка – это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

    Использовать синквейн удобно на уроках  для составления характеристики герою. (Слайд 14)

    Сергий

    Трудолюбивый, святой

    Молится, исцеляет, благословляет.

    В Радонеже построил чудесный храм.

    Основатель лавры.

    – Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно (Работа в группах).

    Итак, тема синквейна –   Метод.

    -Запишите на карточках.

    Заслушиваются ответы разных групп.(Слайд 15)

    6 . Подведение итога урока.(Слайд 16)

    – Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». 

    Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

    Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

    Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

    -Эти методы помогают грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке.

    -Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.

    – И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку».  Не бойтесь применять инновационные методы.   

    Учить детей сегодня трудно,

    И раньше было нелегко.

    Читать, считать, писать учили:

    «Даёт корова молоко».

    Век XXI – век открытий,

    Век инноваций, новизны,

    Но от учителя зависит,

    Какими дети быть должны.

    Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

    Светились от улыбок и любви,

    Здоровья вам и творческих успехов

    В век инноваций, новизны!  (Слайд 17) 

    -Спасибо за внимание!      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

    Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

    мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

    Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

    презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

    презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

    Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе ". Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г.".

    Мастер-класс по теме "Применение активных методов  обучения в начальной школе"Презентация на конкурс "Учитель ГОДА  2017Г."...

    Мастер – класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

    Познакомить участников с АМО.Углубить знания педагогов о АМО, алгоритме применения АМО.Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой....

    Конспект мастер – класса по теме «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

    Цель мастер-класса: обучение применению активных методов обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

    Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах (мастер-класс)

    Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.Данный материал предназначен для учителей начальных классов...