Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе.
учебно-методический материал

Мордасова Влада Руслановна

Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Для этого детям нужно уметь контактировать с другими, для передачи необходимой информации. Одной из наиболее эффективных форм работы, которая помогает устанавливать контакт в начальной школе, является групповая работа. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. В основном это такие урок как: окружающий мир, изобразительное искусство, технология и внеурочная деятельность (викторины, конкурсы). В групповой работе дети чувствуют себя увереннее, они не бояться высказываться и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grup_forma_uud_v_nach.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе.

Групповая работа используется как средство обучения на всех уровнях образовательных систем. Существует убедительная научная поддержка преимуществ обучения и работы в группах. Тем не менее, исследований о том, что происходит в группах во время групповой работы и какие факторы действительно влияют на способность студентов к обучению, до сих пор не хватает. Точно так же до сих пор не решен вопрос о том, почему некоторые виды групповой работы являются успешными, а другие - наоборот. Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Для этого детям нужно уметь контактировать с другими, для передачи необходимой информации.

Одной из наиболее эффективных форм работы, которая помогает устанавливать контакт в начальной школе, является групповая работа. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. В основном это такие урок как: окружающий мир, изобразительное искусство, технология и внеурочная деятельность (викторины, конкурсы). В групповой работе дети чувствуют себя увереннее, они не бояться высказываться и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать УУД.

Каждая игровая технология в начальной школе должна решать следующие задачи:

  1. Развить у детей способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.
  2. Добиться полного усвоения материала по теме каждым учеником в школьном коллективе.
  3. Сохранить физическое и психическое здоровье детей во время учебного процесса.
  4. Большинство учителей считают, что игровые технологии в начальной школе должны быть приоритетными в организации учебного процесса для детей младшего возраста.

Виды игровых технологий

Все игры, которые могут быть использованы в процессе обучения, делятся на группы: обучающие, развивающие, репродуктивные, диагностические. Каждый вид ставит перед собой определенную задачу. В процессе обучения ребенок усваивает информацию, которую раньше не знал. Развивающие игровые образовательные технологии направлены на раскрытие в ребенке новых способностей. На таких уроках учитель учит детей логически мыслить. Репродуктивные игры помогают закрепить изученный материал. Кроме того, на таких уроках учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята не до конца поняли.

Независимо от вида, каждая игра имеет четкую структуру и должна включать: роли, которые берут на себя играющие, ход игры, сюжет. Для улучшения образовательного процесса в начальной школе можно использовать два основных метода: ролевые игры на уроке, а также конкурсы. Последний вариант мотивирует детей к большему обучению. Каждый ребенок стремится получить знания, чтобы стать лучшим.

Игровая педагогическая технология должна использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен быть эффект неожиданности. Наилучшего результата учитель добьется, если совместит традиционное обучение с игрой. Ребята не должны идти на урок, зная наверняка, что он пройдет в нестандартной форме.

Задачи групповой работы на уроке:

  • Активная познавательная деятельность;
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • Развитие умений успешного обучения;
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД.

Говоря о коммуникативных УУД, имеется в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.

Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику.

Иногда, назначается лидер группы, который дает указания другим членам группы.

Так,например, был проведен урок изобразительного искусства в 1 «Б» классе, где ребятам нужно было создать групповую композицию «Осенний пейзаж» в технике симметричное вырезание. Класс был поделен на 3 группы, 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд. В каждой из них был назначен командир, который должен был раздать задания, кто какие листики, какого цвета и формы вырезает.

Проверялось умение слушать, и выполнят указания своих товарищей. С задачей дети справились на все 100%, в группах соблюдались все правила работы.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. 

Подготовка к групповой работе

Тщательно продумайте, как физически будут располагаться учащиеся в группах. Легко ли будет формировать группы и удобно ли будет всем учащимся? Также подумайте о том, как расположение класса повлияет на громкость звука. Смогут ли учащиеся хорошо слышать друг друга?  Как вы можете регулировать громкость занятия?

Настаивайте на профессиональном, вежливом поведении между студентами, чтобы уважать различия между людьми и создать инклюзивную среду.

Обсудите с учащимися их прошлый опыт групповой работы и позвольте им установить некоторые основные правила для успешного сотрудничества. Это обсуждение можно успешно провести анонимно, используя карточки для заметок.

Основные правила образования групп:

  • Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек.
  • На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
  • Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
  • Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

Игровые технологии на уроках русского языка

Предмет "Русский язык" - один из самых нелюбимых у ребят младшего школьного возраста. Если провести урок в игровой форме, учителю удастся получить отличный результат. Быстро запомнить новые правила помогают упражнения-игры. Учитель предлагает каждому ученику составить кроссворд или ребус об основных аспектах русского языка, изученных ранее. Здесь можно использовать соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные ребусы рассматриваются на уроках, автор получает положительную отметку в дневник. Такую игровую технологию можно использовать во втором-третьем классе, когда ребята уже обладают определенным объемом знаний.

Для первоклассников, которые только начинают образовательный процесс, отлично подойдет игра-путешествие. Учитель может продумать сценарий нестандартного урока, на котором дети отправятся в гости в страну Лингвинию или в яркий Алфавитный сад, где на деревьях будут расти не обычные плоды, а буквы. Такое путешествие можно провести на свежем воздухе, пригласить других учителей и родителей учеников. Игры-путешествия помогают развивать воображение детей, закреплять учебный материал. Дети гораздо быстрее запомнят тему, если она будет ассоциироваться с положительными эмоциями.

Закрепить выученный материал помогут также игры-соревнования. Учитель делит класс на две команды. Далее ребятам предлагается решить задания (исправить ошибки в предложениях, вставить пропущенные буквы, исправить пунктуационные ошибки). За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Победителем становится тот, у кого к концу игры больше баллов. В качестве приза учащиеся могут быть освобождены от выполнения домашнего задания.

Использование игровых технологий на уроках литературы

Любовь к чтению проявляется и далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к этому предмету. Наиболее эффективными являются различные сценки и спектакли, посвященные определенному литературному произведению. Ролевые игры вообще способствуют развитию творческих способностей детей. Благодаря таким нестандартным урокам многие дети еще в начальной школе решают посвятить свою дальнейшую жизнь театру.

После изучения определенного произведения педагог предлагает детям поставить собственное выступление. Роли должны получить абсолютно все участники той или иной команды. Спектакль ставится для родителей и администрации школы. Ученики стараются хорошо запомнить слова, чтобы красиво выглядеть на сцене. Использование игровых технологий в такой форме позволяет развивать память детей, творческие способности. Кроме того, таким образом ученики хорошо усваивают материал. Ребята буквально проживают жизнь конкретного литературного персонажа.

Хорошие результаты дает и игра-импровизация. На одном из уроков учитель предлагает ребятам написать свою собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофон. Затем ребята слушают свое произведение, анализируют его. Часто такие импровизированные истории получаются довольно смешными. Урок в игровой форме пробудит у ребят интерес к изучению литературы. Кроме того, импровизация способствует развитию воображения.

Игровые технологии в математике

Математика - предмет, цель которого - научить детей не только считать, но и логически мыслить. Интересный урок математики может включать в себя следующие игры:

  • "Лишний предмет". На магнитной доске учитель размещает несколько предметов, один из которых отличается по форме, цвету или величине. Ребята должны определить, какой предмет лишний, и обосновать свою точку зрения.
  • "Веселый трамвай". Учитель раздает карточки с цифрами от 1 до 10. Затем вызывается трамвай с номером 10. В него должны сесть пассажиры с числами, сумма которых равна 10 (например, 3 и 7 или 2, 3 и 5 и т.д.). Таким образом, учитель выполняет остальные действия с числами. Игра помогает детям в первом классе запомнить состав чисел.
  • "Назови следующее число". Все ребята стоят в кругу. В центре стоит учитель, который бросает мяч выбранному ученику и называет число от 1 до 9. Школьник должен назвать следующее число и вернуть мяч учителю.
  • "Назови цифры". На белом холсте (это может быть магнитная доска) с помощью различных геометрических фигур составляется сказочный персонаж. Ребята должны назвать, какие виды фигур используются, сколько их насчитано. Далее из полученных фигур каждый может составить другое изображение (домик, собачку, цветок и т.д.)
  • "Цель". Игра также направлена на изучение состава чисел. К доске приглашаются двое ребят, которые с помощью рук создают ворота. Им дается определенное число от 2 до 10. Другим ученикам также раздаются карточки с цифрами. Каждый должен найти себе пару, чтобы пройти через ворота. Например, чтобы пройти через число 8, нужно иметь карточки 6 и 2.

Есть и другие примеры игровых технологий в начальной школе, которые можно использовать на уроках математики. Все они направлены на закрепление материала, который дети получают на традиционных уроках. Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками — к партнёрским отношениям.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам
предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать
мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и
объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы
несогласия. Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают
они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию
деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа
парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-
первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание
обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке
обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. На
уроках возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ,
составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка
техники чтения, вычислений, письменных работ. В парах сменного состава удобно
проверять знание таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов. Как
проверить табличные случаи сложения/вычитания, умножения? На территории класса
создаём несколько «станций» (консультанты), а все остальные дети (не консультанты)
«проходят» через них. У каждого ребёнка – свой листочек (дневник), в котором каждый
консультант ставит ему оценку.
1. Коммуникативные УУД формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
-ученик учится пересказывать сюжет;
- учащихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
2. Технология
Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции
других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную
компетентность.

Технология будет работать если:
Определены цели. Для того чтобы ученик вступил в коммуникацию с учителем,
учебником, сверстником или родителем, он должен осознать, для чего это нужно,
что он хочет получить в итоге?
Побуждением к этому является некоторое затруднение, противоречие между личным
состоянием и желаемым.
Выбран партнер по коммуникации. Формируя пары/группы/команды учителю надо учесть
следующее:
- отношения между детьми в паре/группе должны быть положительными или
нейтральными. С ребенком, не принимаемым детьми, придется поработать отдельно,
продумать, как его подключать к работе;
- состав пар/групп должен меняться;
- наиболее эффективны пары/группы разные, но близкие по уровню общения (высокий и
средний, средний и низкий);

- эффективность групповой работы прямо зависит от возможности партнеров
обмениваться мнениями и обсуждать. Вам придется учить детей регулировать уровень
шума.

Распределены функции и роли. По мере использования групповых форм учителю станет ясно, какие дети берут на себя роль лидеров в познавательном содержании, какие умеют поддерживать сотрудничество и примирять разногласия, кто умеет четко и логично
представить общий результат, кто привносит конфликты и т.д. Все эти аспекты стоит
обсудить в конце работы. Тем не менее, целесообразно менять роли/функции членов
группы – лидеру полезно побыть исполнителем, конфликтному – примерить роль
посредника.

Ученики умеют действовать и взаимодействовать. Для того, чтобы научить детей
общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы работы в
паре/группе. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила, наработанные
предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно особенно выделить
следующие:
- слушай внимательно партнера по общению;
- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;
- отмечай прежде всего положительное;
- уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;
- старайся работать хорошо;
- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой
просит об этом;
- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;
- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
- поблагодари партнера за работу.


      Использование групповой работы способствует формированию у детей умения сотрудничать, слышать и слушать собеседника. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством учителя, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения на уроках, так как они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля.

Систематическое использование групповой работы способствует формированию коммуникативных УУД так как:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее
пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, уче-
ники выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все
вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их ре-
шения.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний
данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их
применять в конкретных заданиях.
4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, от-
стаивать свое мнение.
5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках
знания.
6. Ребята учатся общаться между собой, с учителями.
7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Литература

1. Воронцов А.Б. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

2. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности / Глазкова А. // Начальная школа.- 1999.-№ 10

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.

4. Носова И.В. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69

5. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

6. Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36

7. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст]. Ч. I, II / Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.-М.: Новая жизнь,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного  их формирования в парной и групповой работе....

Групповая работа как средство формирования УУД

Конспект урока по математике 4 класс Школа России...

Групповая работа как средство формирования УУД

В этом выступлении я привела несколько форм групповой работы на уроках русского языка....

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"...

Групповая работа- эффективное средство формирования универсальных учебных действий

Эффективное использование групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Кроме этого, на сегоднешний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррек...

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе...

Самообразование. Тема:"Групповая работа как средство формирования УУД в начальных классах".

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэт...