Самообразование. Тема:"Групповая работа как средство формирования УУД в начальных классах".
методическая разработка

Волчек Людмила Николаевна

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому я уже  год, как  работаю над проблемой самообразования : групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников в сфере ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как средство формирования УУД в начальных классах..

       Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Учебно-образовательные учреждения на сегодняшний день переходят на ФГОС . Меняются цели и задачи которые ставит перед нами общество.  

Задачей современной   школы  ( в том числе  нашей школе) сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

     Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому я уже 1 год работаю над проблемой самообразования : групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников в сфере ФГОС

      Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

      Считаю, что моя тема очень актуальна. Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная компетентность  относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий".  С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура", коммуникативная ( общение людей, передача информации друг другу) ,  проблемная ( ставить перед собой вопросы, уметь находить решения), рефлексивная ( позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).

     Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

Задачи групповой работы на уроке  

  1. Активная познавательная деятельность
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
  3. Развитие умений успешного обучения
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе

     

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

       Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно с первого класса.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

  • Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.
  • Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.
  • Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.
  • Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Можно использовать деление на группы, решая метапредметные задачи на уроке.

Позднее это могут быть взаимопроверки.

     При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

     Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

При изучении на уроках окружающего мира, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.

4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом. 

Очень интересна работа в парах на уроке русского языка, математики, рисования

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Перед началом образования групп, педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам.

  1. У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.
  2. При любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе.
  3. Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • По желанию
  • Случайным образом
  • По определенному признаку
  • По выбору «лидера».
  • По выбору педагога.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по … человек.
  • Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

       Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы.  Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Примерные правила совместной работы: 

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному: 

1.     Он может контролировать.

2.     Организовывать.

3.     Оценивать работу учеников.

4.     Участвовать в работе группы.

5.     Предлагать участникам разные варианты решений.

6.     Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

7.      Оппонирование

8.      Рефлексия

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. 

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. 

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.

Функции учителя Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему: • объяснение цели предстоящей работы; • комплектование групп; • комментарий к заданиям для групп; • контроль за ходом групповой работы; • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску; • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

- полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие:

никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Для развития самоконтроля и самооценки  учитель регулярно должен задавать вопросы:

 

  1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока). 2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их: - Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.
  2. Дети, работая группами: - решают, составляют задачи, - ищут наиболее рациональный способ решения; -составляют план произведения, инсценируют; -готовят коллективный пересказ, -пишут продолжение рассказа; -разгадывают кроссворды, головоломки . Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную

  Групповая форма работы - как способ организации обучения

Что такое групповая работа в образовательном процессе? Что отличает ее от других видов группового взаимодействия?

Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен соориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.

По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.

Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет.

Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.

Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы.

Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно является специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.

Четыре – восемь человек распределяются по двум позициям: организатор и участник групповой работы.

Образование группы начинается на этапе первичного самоопределения учащегося к поставленной задаче и к предложенной учителем форме работы. Это самоопределение подготавливает педагог, ставя перед учащимися определенные учебные цели и предлагая такие задачи, решить которые за ограниченное время по силам только группе.

В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе. Группы могут различаться:

- по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему;

- по теме работы;

- по уровню сложности задания.

Обычно вводится норма количества участников на одну группу: 5-8 человек, не более.

Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.

Основными средствами работы организатора являются:

  1. Определение направления движения работы группы;
  2. Контроль за процедурой работы;
  3. Оппонирование;
  4. Рефлексия.

Итогом работы организатора является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.

Созданные группы могут быть зрелыми и самостоятельными. Т.е., когда в группе есть позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае учитель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.

Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы группы и ее организатора. Учитель реагирует на малейшее отклонение и останавливает работу.

Учитель должен попросить вспомнить норму, правила и убедиться, что всем стала очевидна ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа может быть продолжена.

Рефлексия групповой работы. Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.

Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.

Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают.

Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого. Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.

Как только кто-то скажет: “я делал так, потому, что считал, что …” - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или иначе?”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления препятствий в работе учащихся, но и для их обучения.

Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:

- вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;

- систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества

  Основные выводы.

Групповая работа на уроке, проводимая на основе диагностики, позволяет:

1.Педагогу индивидуально подходить к процессу закрепления знаний.

2.Увеличить речевую активность учащихся на уроке.

3.Сделать знания ученика более осознанными.

4.Обогатить социальный опыт детей при взаимодействии внутри группы.

Необходимо помнить учителю начальных классов:

1.Сочетать фронтальную работу с работой в паре и группе.

2.Индивидуальный подход в обучении на каждом уроке.

Конспект урока во 2 классе по окружающему миру, УМК «Школа 2100»

Тема: ЗЕМЛЯ В КОСМОСЕ.

Цель: показать учащимся, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг Солнца и вращением Земли вокруг собственной оси, познакомить с основными типами небесных тел: звездами и планетами; развивать воображение, фантазию и познавательные способности учащихся, умение работать с научной литературой.

Познавательные УУД

  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. Выявлять сущность, особенности объектов.
  3. На основе анализа объектов делать выводы.
  4. Обобщать и классифицировать по признакам.
  5. Ориентироваться на развороте учебника.
  6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
  1. выражать свои эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Средства обучения:

  1. учебник «Окружающий мир» автор: Вахрушев А.А.,
  2. учебник – тетрадь для 2 класса, часть 1 – урок 4, 5 стр.16-22;
  3. рисунок «Схема солнечной системы»,
  4. компьютер,
  5. CD компании K&M «Башня знаний П»,
  6. Плакат «Солнечная система.
  7. Рисунки детей о космосе, книги о космосе, музыка о космосе
  8. Плакат – ракеты, «шлемы- скафандры» для учащихся (имена), на парте карточка – солнечной системы, стакан - рис 2 шт., горох – 2 шт., пшено 1 шт., фасоль 2шт., ракушки 2 шт..
  9. Оформление класса (планеты, звезды)
  10. Тест по теме «Планеты солнечной системы»
  11. Карточка с заданиями

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Эмоциональный настрой. В классе звучит музыка, учащиеся входят в класс и занимают свои места.
  3. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Садитесь.

Ребята, что за музыка звучит в классе? (Космическая)

Как вы думаете, о чем мы узнаем на уроке? ( о космосе, звездах, планетах, астероидах)

Правильно, тема нашего урока «Земля в космосе». слайд

- Ребята, но прежде чем отправиться изучать космос, надо подумать для чего мы полетим в космос? (выбор целей урока, вывешивание целей на плакат)

Целеполагание:

  1. Узнать, что такое Солнечная система.
  2. Расширить знания о планете Земля.
  3. Научиться отличать звезды и планеты.
  4. Узнать о космосе.
  5. Узнать о Луне.

(Звучит музыка тихо) Но, чтобы нам достигнуть целей, мы переместимся из нашего класса в космос.

- Ребята, как вы думаете, что нам поможет оказаться в космосе? (воображение)

- Когда мы мечтаем, что нам помогает? (воображение)

Вы все будете астронавтами.

(Ребенок читает стих).

Всё,- сказал я твёрдо дома, -

Буду только астрономом!

Необыкновенная

Вокруг Земли Вселенная!

- Прошу всех одеть воображаемые «скафандры» космонавтов. Пристегнуть «ремни». Наш учебник будет служить нам космическим путеводителем, а дневник будет борт журналом.

- Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Закрыли глаза. Старт 5, 4, 3, 2, 1….Пуск. Открываем глаза, глубокий вдох и выдох.

- Посмотрите, мы с вами оказались в космосе.

- Что нас окружает в космическом пространстве? (звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты, кометы)

- Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли? (маленькими, большими, не видим….)

Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.

  1. Возьмите все круги.
  2. Поставьте его перед глазами. Что видим? (ничего)
  3. Начинайте медленно его отдалять от глаз.
  4. Что происходит с кругом? (Он кажется меньше, из далека)

Вывод: Круг кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается.

- Где мы найдем тему в космическом путеводителе? (Надо открыть содержание книги, последняя страница)

- Нашли тему путешествия. (Урок 4, стр.16) –дети читают.

Выполняем задание 1 (стр.16)

Учащиеся читают задание вслух и записывают вывод (1 читает)

Вывод: Все предметы при удалении кажутся меньше. Солнце очень большое, но оно кажется маленьким, т.к. Солнце далеко. Звезды очень большие, многие из них крупнее Солнца, но они кажутся маленькими, потому что далеко.

Просмотр фильма Солнце

Солнце от Земли очень далеко. Так далеко, что до Земли доходит только маленькая часть его тепла.

Такое расстояние трудно представить, так как на нашей планете нет таких расстояний. 

Но мы все-таки попробуем представить это расстояние. 

Одно и то же расстояние можно преодолеть за разное время.

- От того, с какой скоростью двигаться: пешком, на машине или на самолете

- Рассмотрите таблицу, рисунок и проанализируйте их:

- Представили расстояние? (Да)

Объяснение нового материала.

- Нашу планету Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство.

-Что такое космосДавайте посмотрим в иллюминатор нашего корабля Просмотр видеофильма «Земля в космосе» (Бесконечный мир небесных тел, мы называем его вселенной или космосом)

-Какие небесные тела находятся в космосе? (В космосе находятся звезды, планеты, астероиды, кометы)

Работа космическим путеводителем (с учебником стр. 16).

Найди и прочитай что такое: ( на доске опорные схемы открывать)

  • звезды,
  • Солнце,
  • планеты,
  • Земля, Опыт - теллурий
  • Луна

На какой стороне Земли сейчас день? (на освещенной Солнцем) Скажите, что происходит на другой стороне Земли? (там ночь, т.к. Солнце ее не освещает)

- Чем отличается планета от звезды? ( планеты не светятся, а звезды светятся)

Даются определения звезд, Солнца, планет, Земли, Луны.

Астронавты в космосе не сидит на месте, а двигаются – делают зарядку и физические упражнения.

- Отстегнули в креслах воображаемый ремень. Встали.

ФИЗМИНУТКА (звучит музыка, дети стоят на ковриках).

Над Землёю ночью поздней, /Руки вверх, в стороны вниз

Только руку протяни, /потянулись руки вверх

Ты ухватишься за звёзды: /руки в кулачки сжимать

Рядом кажутся они. /Руки перед глазами

Можно взять перо Павлина, /ноги вместе, руки вверх, покачаться

Тронуть стрелки на Часах, /наклон вниз, руки машут тик-так

Покататься на Дельфине, /присесть руки вперед

Покачаться на Весах. /Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться

Над Землёю ночью поздней, /руки вниз, поднять голову вверх

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья, /потянулись вверх, руки вверх

Там созвездия висят. /Руками берем созвездия

Тихонько сели.

Вокруг нашей звезды – Солнца вращаются планеты, образующие вместе с Солнцем Солнечную систему.

Мы влетаем в Солнечную систему. Смотрим в иллюминатор нашего корабля.

Видеофрагмент «Солнечная система».

Для того, чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составить Солнечную систему:

  1. Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.
  2. Ученик на доске выкладывает планеты С.С., а остальные за партами).

Остльные тела Солнечной системы изобразить невозможно, так как они ничтожно малы.

- Назовите планеты гиганты? (Юпитер , Сатурн, Уран, Нептун)

- Назовите планеты земного типа? (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

- Назовите самую маленькую планету? ( Меркурий)

Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.

- А чтобы знанья закрепить, заданья нужно выполнить. Слайд инструкция.

Учащиеся разбиты на две группы: первая группа работает за компьютерами, вторая группа выполняет задание на карточках. Пока звучит музыка, вы выполняете задание, музыка закончилась – все убрать и сесть за парту.

После выполнения теста и задания на карточке учащиеся выполняют физминутку.

Физминутка..(дети сидят за партами и выполняют массаж пальчиков).

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Итог урока.

Целеполагание. Перед перемещением из космического пространства на Землю определим выполнение целей путешествия. (Читают цель и отвечают за ее выполнение)

Все цели выполнены, можно возвращаться на Землю.

 Слайд галактика.

Звучит музыка (тихо). Закройте глаза.

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

А нам нужна Земля.

Откройте ваши глазки. Мы с вами опять переместились в пространстве и оказались в классе. Снимите пожалуйста свои Скафандры сядьте красиво. Поделитесь своими впечатлениями о путешествии.

Рефлексия.

- Что запомнилось больше всего?

- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?

- С каким настроением заканчиваете урок?

В борт журнале (дневник) отметьте свое настроение и самооценку работы на уроке. Поставьте оценку за тест.

Домашнее задание.

Творческое Задание «Какой я вижу Солнечную систему»

Сочинить рассказ, стих, нарисовать рисунок планет.

Лучшие работы будут переданы в творческую копилку школы. Благодарю всех космонавтов за работу в космическом путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе...

Задание №3 Презентация к выступлению на ШМО по теме «Групповая работа как средство формирования УУД».

Задание №3 Презентация к выступлению на ШМО по теме «Групповая работа как средство формирования УУД»....

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе.

Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Для этого детям нужно уметь контактировать с другими, для передачи необходимой инф...

Отчёт по самообразованию. Тема: «Организация групповой работы как средство формирования коммуникативных УУД»

Отчёт по самообразованию. Тема: «Организация групповой работы как средство формирования коммуникативных УУД»...

Отчёт по самообразованию. Тема: «Организация групповой работы как средство формирования коммуникативных УУД»

Отчёт по самообразованию. Тема: «Организация групповой работы как средство формирования коммуникативных УУД»...

Статья на тему "Групповая работа как средство формирования УУД в начальных классах"

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэт...