ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»
методическая разработка на тему

  В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект и мультимедийная презентация. Данный материал подготовлен к аттестации. Он включает в себя: планирование действий, наличие гипотезы решения конкретной проблемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»

ПРОЕКТ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»

Проект подготовлен:

Учителем начальных классов

Костенко Еленой Павловной

2011 год.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ.  ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.........................................................................

1 Технология «Портфолио» в современной школе.............................................

1.2 Обоснование введения технологии «Портфолио» в начальной школе......

II. ТЕХНОЛОГИЯ……………………………………………………………………...……...

2.1 Типы портфолио............................................................................................

2.2 Структура портфолио..................................................................................

2.3 Правила сбора материалов и оформления портфолио..............................

2.4 Этапы реализации проекта............................................................................ 

III. СОДЕРЖАНИЕ..............................................................................................

3.1 Портфель будущих достижений первоклассника......................................
в системе безотметочного обучения...............................................................

3.2 Портфель достижений ученика начальной школы...................................
как средство создания ситуации успеха..........................................................

3.3 Общественная презентация выпускников начальной школы....................

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................................

Литература..........................................................................................................

Приложение «Портфолио достижений» учащегося начальной школы........  

1

1

3

6

6

7

9

11

12

16

24

31

34

38

39

  Важной стратегической задачей модернизации
российской школы является воспитание самостоятельных инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

I. ВВЕДЕНИЕ.  ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.

1.1 Технология «Портфолио» в современной школе.

Под термином «портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио – новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях, то слово «портфолио» обнаруживается только в орфографическом словаре Российской академии наук (в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.

Термин «portfolio» в 70-х годах прошлого века был заимство ван педагогикой из бизнеса и политики, где он широко ис пользуется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. С начала 90-х гг. слово «портфолио» стало означать набор фотографий или папку эскизов дизайнера, на основании ко торых работодатель оценивает претендента на место.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Однако, обилие литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под словом «портфолио» в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Подобная ситуация и в англо-американской, франко-канадской, немецкой литературе – там также нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня портфолио вряд ли можно считать общепринятой четкой концепцией. Поэтому, говоря о портфолио, во избежание недоразумений имеет смысл уточнять авторское понимание идеи портфолио.

Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «учебное портфолио»:

  1. антология работ учащегося, предполагающая его непос редственное участие в их выборе, а также их самоанализ и само оценку;
  2. выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обу чения (четверть, полугодие, год);
  3. коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирую щая не только его учебные результаты, но и усилия, приложен ные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
  4. способ фиксирования, накопления и оценки индивиду альных достижений школьника в определенный период его обучения;
  5. форма целенаправленной, систематической и непрерыв ной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

В 2003 году вышло постановление Правительства Российской Федерации № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования».

В 2004 году в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила «Рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы». Поскольку портфолио стало новым явлением в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы. В этом документе дана следующая трактовка понятия портфолио:

   «Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

  1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем, вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
  2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства  о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)».

Следует отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании.

1.2 Обоснование введения технологии «Портфолио» в начальной школе.

Возникает закономерный вопрос: если данная система направлена на определение конкретных образовательных результатов, отслеживание индивидуального продвижения ученика, то почему же возникает необходимость введения технологии «Портфолио» с первого класса?

Этому есть свое объяснение:

 Во-первых, данные, накопленные в портфолио за период обучения в начальной школе, помогут детям при переходе в пятый класс, поскольку классный руководитель и учителя-предметники смогут сразу получить гораздо больший объем информации о каждом из них, нежели раньше. В начальной школе портфолио представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, продвижение и достижения в различных предметах. Эти данные, при умелом их пользовании учителями, помогут преодолеть адаптационный период, а учителям определить их дальнейший образовательный маршрут.

 Во-вторых, в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, для более эффективного решения задач, происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которая позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно-ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует. Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Именно поэтому основным подходом к организации безотметочного обучения в 1 классе и одним из видов оценки в последующих классах выступает портфолио учащегося.

 «Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.

Вышесказанное позволяет сформулировать тему проекта: «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»

  Цель проекта:

Дать ученику возможность самоактуализации, помочь сформировать концепцию собственной жизни, развить свой научный, творческий, человеческий потенциал.

  Задачи проекта:

 Определить факторы развития успешности личности ученика;

 Стимулировать деятельность учащихся по самопознанию;

 Выработать критерии успешной личности;

 Составить личную программу развития младшего школьника «Мои                        успехи»;  

 Сформировать систему методической и педагогической поддержки  
          ученика.

 Создать «учебное портфолио»;

 Определить роль родителей в технологии «Портфолио» ученика;

  Гипотеза:

 внедрение технологии «Портфолио» может стать одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование высокого уровня компетентности учащихся;

сущность технологии «Портфолио» вероятно заключается в организационной форме взаимодействия учителя и учащегося;

основными структурными компонентами технологии «Портфолио», возможно, являются разделы: «Презентация Я», при заполнении которого осуществляется анализ и самооценка личности; «Дневник моего роста» - отражает динамику учебной и творческой активности ученика; «Копилка достижений» - содержит комплект документированных индивидуальных образовательных достижений; «Волшебный сундучок» - творческие работы  учащегося;

 критерием эффективности применения технологии «Портфолио», вероятно, являются, уровни развития рефлексии; наличие самоинтереса и потребности в самопознании, навыки самоконтроля, сформированность рефлексивных умений и навыков в учебной деятельности;

 портфолио возможно является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.

 широкое использование данной технологии может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей, связанных с развитием.

  Предполагаемый результат:

Итогом реализации проекта будет более осознанное и мотивированное отношение к учебе, самостоятельность, повышение качества знаний, востребованность и реализация индивидуальных склонностей ученика.

II. ТЕХНОЛОГИЯ.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного деятельностного подхода к образованию. Важная цель портфолио – наглядно представить процесс образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

2.1 Типы портфолио

Цель определяет структуру и содержание портфолио. Соответственно, можно выделить три основных типа портфолио:

 Портфолио документов – комплект индивидуальных образователь-ных достижений ученика.

 Портфолио работ – собрание различных творческих работ.

 Портфолио отзывов – включает оценку своих достижений, проде-ланный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

В педагогической практике портфолио часто бывают смешанного типа.

В портфолио может быть включено все, что может явиться свидетельством усилий, достижений в обучении данного ребенка. Каждый элемент содержания желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.

В зависимости от цели, портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений. Обязательно наличие в портфолио четко-сформулированного содержания/оглавления (с названиями разделов, наименования материалов и т.п.).

2.2 Структура портфолио

В педагогической практике разработаны различные варианты представления достижений учеников. В начальной школе может быть предложена для использования следующая структура портфолио:

    Титульная страница – наименование образовательного учреждения, юридический адрес, ФИО ученика, класс, период создания портфолио (дата начала и окончания), ФИО учителя.

    I раздел. «Презентация Я» - информация о владельце портфолио.

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. В этом разделе помещается информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; результаты психологической диагностики. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов; ставит цели, анализирует достижения; проводит самоанализ итогов года.

Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т.д.

    II раздел. «Дневник моего роста» - учебные достижения учащегося, познавательная активность.

Материалы, представленные в данном разделе дают широкое представление об учебной творческой активности ученика. Листы индивидуальных достижений дают возможность включить механизм самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением

    III раздел. «Копилка достижений» - комплект документированных индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещаются все имеющиеся у школьника документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, благодарственные письма, свидетельства и т.д. Допускается представление копий документов.

Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша заполняется затем классным руководителем.

    IV раздел. «Волшебный сундучок»

В данный раздел ученик помещает различные творческие работы (рисунки, аппликации, сочиненные стихи, сказки и т.д. – 1-2 класс; проекты, исследования – 3-4 класс), рефераты; а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конкурсах; занятия в учреждениях дополнительного образования, спортивные, музыкальные, художественные достижения и др.

Представленные материалы дают широкое представление о динамике и творческой активности ученика, направленности его интересов.

Форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4.

Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель.

Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Этот вопрос решается конкретным учителем. Поощряется любая инициатива.

2.3 Правила сбора материалов и оформления портфолио:

При сборе материалов и оформлении портфолио необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Соблюдать принцип добровольности (прежде всего с точки зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия ребенка) включать материалы его в портфолио.

2. При сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, нужна определенная помощь и поддержка родителей и других взрослых, но полностью подменять ребенка ни в коем случае не следует. Ребенок сам должен приложить определенные усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечные продукт, но и процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам. Также ребенок начинает более серьезно и вдумчиво относится к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени. С другой стороны, взрослым следует  активно помогать ребенку при сборе материала портфолио: посоветовать использовать различные способы демонстрации своих достижений, подсказать возможность подготовить и выступить с докладом или сообщением и т.д. То есть, в работе с портфолио требуется соблюдение принципа «золотой середины» нельзя подменять ребенка в вопросе о наборе материалов в портфолио и не оставлять без необходимой психологической и практической поддержки.

3. При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного образования. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности школьника для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.

4. При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов, и тем более, не соревноваться с другими школьниками. Следует более тщательно подходить к качественному отбору документов и материалов для портфолио.

5. При сборе информации для портфолио не увлекаться сбором только официальных сертифицированных документов. Разумеется, сбор официальных документов очень ценен, поскольку они признаются образовательными учреждениями и органами управления, однако, не стоит при этом игнорировать творческие работы, самоотчеты,. Поскольку основной замысел сбора материалов заключается в том, чтобы помочь самому школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации, главное – демонстрация школьником своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций.

6. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений. Портфолио не должен превращаться в простую характеристику, выдаваемую классным руководителем или педагогическим советом. Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва классного руководителя) – дело самого ребенка.

7. Работать над портфолио систематически, а не рассматривать технологию портфолио как разовую акцию.

8. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия. Главное для портфолио – его содержание, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует выдержать лишь саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

При формировании портфолио должны учитываться:

 открытость (информация доступна для всех участников образовательного процесса);

 многоаспектность (оценивание не только знаний школьника, но и умений применять их на практике; его социального опыта; отслеживание динамики личностного развития школьника);

содержательность оценки (оцениваются не только количественные показатели, но и процесс обучения);

 гуманистическая направленность (учет индивидуальных способностей каждого школьника);

 вариативность (учет индивидуальных целей, потребностей и интересов учащихся).

Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта в портфолио вошли три обязательных элемента:

 сопроводительное письмо «владельца» портфолио с описанием цели, предназначения и краткого содержания;

 оглавление портфолио с перечислением основных элементов;

 самоанализ и «взгляд на будущее».

Вывод: Технология «Портфолио» - это педагогический организационный процесс анализа активности ученика, показывающий индивидуальный прогресс в достижении поставленных целей.

2.4 Этапы реализации проекта  

   I этап. Подготовительный  (1-й класс)

1. Анализ психолого-педагогической литературы;

2. Выявление особенностей индивидуального развития детей (анкети-рование родителей, психологический мониторинг);

3. Работа с учащимися по созданию «Папок достижений»;

4. Участие в проекте «Презентация Я».

   II этап. Апробация технологии «Портфолио» (2-й класс)

1.  Разработка модели, содержания, алгоритма создания ученического портфолио;

2.  Информирование учащихся и родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения;

3.    Поэтапное внедрение проекта «Портфолио»;

4. Работа по развитию навыков и оценочной (самооценочной), деятельности учащихся;

5. Участие в проекте «Познавательна-Я игра».

   III этап. Работа по личной программе развития (3-й - 4-й класс)

1. Диагностика интересов, потребностей и склонностей:

 карта интересов;     увлечение учащихся;

2. Анализ результатов диагностики интересов и возможностей;

3. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

4. Работа по личной программе развития «Мои успехи»

IV этап. Презентация «Портфолио». Рефлексия. (4-й класс)

1. Анализ результативности работы по накоплению портфолио.

2. Презентация «Портфолио».

3. Мониторинг результатов внедрения проекта «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»

Сроки проведения проекта: на протяжении обучения учащихся в начальной школе (1- 4 класс).

III. СОДЕРЖАНИЕ

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения проходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать владеть ревой деятельностью и способами работы с информацией и т.д.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующие активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

Именно на этом этапе возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых достаточно строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных появлений  в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).  

Начальная школа призвана развить и укрепить желание ребенка учиться в течении всей жизни и научить его это делать эффективно.

Основой проекта являются положения теории Л.С. Выготского, который подчеркивал, что ребенок изменяет сам себя. Это означает неравнодушное отношение к той деятельности, которой занимается учащийся: он осознает важность получения знаний, умеет составлять простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины неудач и ошибок, то есть школьник учится учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.

Вследствие того что у учащегося начального звена позиция «Я сам» преобладает, возникла необходимость переориентации образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности по формуле «Помоги мне это сделать самому».

Я САМ

Основное

образование

Дополнительное

образование

Саморазвитие

Самосознание

Самоопределение

Самодеятельность

Самореализация

Педагогическая

поддержка

Помощь

в решении проблем

Помощь

в познании себя

Таким образом, главная задача школы – помочь ребенку в жизненном самоопределении.

Функция учителя начальных классов заключается, прежде всего, в оказании необходимой         помощи и педагогической поддержки ребенку в эго самосознании и самореализации.

Для решения этой задачи:

      Надо помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения, не забывая при этом о нравственности;

     Помочь ребенку стать творцом;

     Дать навыки саморегуляции;

     Помочь детям в конструировании их собственного мира;

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творчества ребенка, его самореализации и роста его личностного достоинства.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом проекта является рабочая папка «Портфолио достижений учащегося» (с 1 по 4 классы), где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.

Портфолио – новый подход к обучению. Важным в работе над портфолио является взаимодействие между учеником и учителем. Основной принцип: переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно.

Портфолио учащихся начальных классов рассматривается как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся.

Основной смысл «портфолио» - дать возможность самому ребенку показать все, на что он способен; создать для ученика «стимул роста»; сформировать личную траекторию образования.

«Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

     поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

     поощрять активность и самостоятельность;

     развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся;

     формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Самым главным является не портфолио как таковое, а так называемый «портфолио – процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Само же портфолио, которое состоит из четырех разделов: «Презентация Я», «Дневник моего роста», «Копилка достижений», «Волшебный сундучок» получается как побочный продукт этого процесса.

«Портфолио» рассматривается школой еще и как форма социального партнерства – это нестандартная форма взаимодействия детей, родителей и педагогов.

«Портфолио» представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной деятельности, предназначенными для презентации, анализа, оценки, развития рефлексии, для осознания ими результатов своей деятельности.

3.1 Портфель будущих достижений первоклассника
в системе безотметочного обучения

Работа с «портфелями будущих достижений» начинается с первых дней пребывания в школе. В первом классе портфолио выступает как инструментарий для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников и представляет собой накопление образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности школьника.  

Основные направления работы на данном этапе

1.  Анализ психолого-педагогической литературы;

2. Выявление особенностей индивидуального развития детей (анке-тирование родителей, комментарии психолога, социального педагога, классного руководителя);

3. Работа с учащимися по созданию «Папок достижений»;

4. Участие в проекте «Презентация Я».

Использование портфолио с первого класса обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки, отметку, полученную за выполнение какой-либо деятельности, воспринимает как оценку его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и в школе. Поэтому портфолио в начальной школе, заменяя традиционную балльную отметку и дополняя другие виды оценивания, позволяет нейтрализовать психотравматирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе.

Введению портфолио предшествовала огромная работа – совместно с родительским комитетом класса мы пытались продумать буквально каждый шаг в предстоящем деле. Был изучен и систематизирован многообразный материал по данной теме.

В результате в рамках подготовительного этапа была запланирована и проведена следующая работа:

Цель

Применяемые методики

Время

проведения

1. Выявить индивидуальные биологические особенности ребенка и определить его общее состояние здоровья

1. Работа с документацией (медицинские карты)

2. Анкетирование родителей

3. Наблюдение

Сентябрь, октябрь

2. Составить представление об особенностях семьи, выявить особенности семейного воспитания

1. Работа с документацией

2. Анкетирование

Октябрь, ноябрь

3. Определить степень дифференцированности и позитивности самооценки младшего школьника

1. Собеседование с ребенком «Какой я?»

2. Сочинения «Какой я?»

3. Анализ детских рисунков на тему «Нарисуй себя»

4. Методика «Лесенка» (нравственный компонент самооценки)

Октябрь, январь, май

4. Выявить ведущие ценностные ориентации личности («быть» или «иметь»)

1. Методика «Ромашка»

2. Методика «Я очень хочу»

Один раз в полугодие

5. Определить уровень развития творческого мышления

1. Плановые проверочные работы по русскому языку, математике

2. Тесты «Использование предметов», «Заключение», «Выражение» и др.

3. Наблюдения в процессе решения СТЗ, в ситуации выбора

Один раз в четверть

6. Выявить степень проявления качеств творческой личности

1. Наблюдение в процессе совместной творческой деятельности (КТД)

2. «Мозговой штурм», «Конференция идей»;

3. Другие коммуникативные ситуации

4. Ситуации выбора

Начало года, конец года

7. Фиксация внешних образов проявления достоинства у ребенка

1. Наблюдение (по признакам «Образы проявления достоинства личности»)

Начало года, конец года

8. Инструментарий для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников.

1. Методы рефлексии, самоанализа и самооценки («Волшебные линеечки», «Дневник моего роста», «Ступеньки роста», «Альбом «Наши открытия», «Карта успешности»)

2. Портфолио (в первом классе - накопление образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности школьника)

В течение года

С первых дней обучения в первом классе на каждого ребенка заводится папка, в которую вкладываются все его работы. Работы по разным предметам вкладываются в отдельные файлы. На каждом листочке стоит дата. Что это дает? Прежде всего – возможность следить за ростом умений, знаний и за продвижением каждого учащегося. Важно, что в такой форме это доступно как учителю, так и родителям, которые могут в любое удобное для них время прийти в школу, взять папку своего ребенка (и только своего), порадоваться его успехам и увидеть проблемы, проконсультироваться с учителем и т.д. С другой стороны, учитель в каждой, даже не самой удачной работе первоклассника может найти «плюсы» и, указав на них, помочь ребенку поверить в свои силы или найти его лучшую, по сравнению с предыдущими, работу.

Сколько сил и старания вкладывает ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной! Разумеется, в ней есть место и для творческих работ: рисунков, записей выступлений, рефератов, сочинений на свободную или заданную тему. Наиболее удачные работы, отобранные всем коллективом, помещаются на выставку. Дети искренне радуются успехам одноклассников и стараются добиться лучших результатов.

Перед учителем всегда стояла задача отследить продвижение ребенка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений и др.

С этой целью в папке есть раздел «Мои учебные достижения» по чтению, русскому языку, математике.

    1-ая страница:  Карта «Готовность к школе» (сводный протокол готовности к школе – диагностика психолога, анализ социально-психологической адаптации ребенка к школе – глазами учителя и родителей;  (см. приложение № 1  )

   

    Работая в первом классе по безотметочной системе обучения, решается ряд задач, одной из ко торых является определение критериев оценки, средств и форм контроля, как со сторо ны учащихся, так и со стороны педагогов.

С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки, как у учеников, так и у учителя включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учеников механизмов самооценки и самоконтроля.

С действиями самооценки и контроля ребенок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из десяти ступеней.

Я все знаю, все умею

Я ничего не знаю, не умею

Ребенок рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным, зная, что нижняя ступенька соответствует «Я ничего не знаю, ничего не умею», а верхняя - «Я все знаю, все умею». Чаще всего ребенок ставит себя на верхние ступеньки. Эта работа - первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет форми роваться и совершенствоваться на каждом уроке.

    2 страница:  График формирования и развития навыка чтения; 

«Я расту»

   

    3-4 страницы:  «Мои учебные достижения» - отражает мониторинг качества обучения по русскому языку и математике (в первом классе заполняется учителем);  (см. приложение №   2    )

Прежде чем говорить об оценке умений, знаний, навыков, хочется отметить, что оценка учителя - это средство формирования адекватной самооценки ребенка, которая основывается на четких критериях оценки.

Оценивая работу учеников, учитель должен дать соответствующие пояснения по формированию тех или иных умений каждому ученику, донести до детей свои положительные ожидания, создать доброжелательный эмоциональный фон при любом, даже низком результате. Необходимо поощрять малейшие продвижения в учении как слабого, так и сильного ученика.

Это позволяет ученику:

     видеть свое продвижение;

     формировать навык самоконтроля и самооценки.

Это позволяет учителю:

     наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;

     сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей;

     сделать оценку работы оптимистичной.

У учителя тоже есть подобная папка – «Достижение моих учеников». В нее помещаются: (см. папку  «Портфолио учителя» )

     технологические карты по предметам;

     результаты диагностических исследований психолога;

     анкеты родителей.

Анализ технологических карт позволяет:

     видеть общую динамику развития образовательного процесса;

     определять зону ближайшего развития для каждого ученика;

     оказывать педагогическую помощь конкретным детям;

     формировать банк разноуровневых заданий по стержневым темам программы;

     разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля;

     сделать выводы о качестве преподавания, обученности, и о характере пробелов в знаниях учащихся. 

5 страница:  Дневник «Мои учебные достижения» - отражает степень проявления активности учащегося на уроке

Работа в системе безотметочного обучения подразумевает тесное сотрудничество с родителями через собрания и индивидуальные консультации.

Самое сложное – убедить родителей принять данную систему оценивания и не искать взаимосвязь с традиционной пятибалльной системой, на которой выросли они сами. Главный аргумент – дети пришли получать знания, формировать умения. Значит, необходимо следить за этим процессом и радоваться «росту» своих детей.

Родительские собрания и консультации должны быть направлены на разъяснение данной методики. Перед каждым родителем должны лежать документы на его ребенка: «Папка достижений», рабочие и контрольные тетради, Дневник «Мои учебные достижения» и т.д.

Проводя такую работу, у детей, в итоге, происходит накопление информации об их «росте» в образовательном процессе. Каждый родитель может сказать, что знает его ребенок, что умеет, что еще нужно узнать, над чем поработать. Система безотметочного обучения позволяет продолжить учет формирующихся умений ребенка в период обучения и развить здоровую самооценку ко второму классу.

В конце учебного года необходимо провести индивидуальные консультации с родителями по результатам обучения за год, динамике развития их ребенка, перспектив на будущее, и плана коррекционных работ по отработке необходимых умений. Каждый родитель получает на руки Карту успешности первоклассника .  Второй экземпляр хранится у учителя для анализа успеваемости и развития следующего года.

- Молодец! Так держать!

- Хорошо!

- Старайся!

Карта успешности

6 страница:  Карта успешности первоклассника - учебные модули, общеучебные навыки, сформированность ценностных отношений, поведение – III-IV период; (см. приложение № 3  )

        

«Папка достижений» является прообразом «Портфолио достижений», которое заполняется в более старших классах. Содержание его разделов адаптировано для 1х-4х классов. Начиная с младшего звена обучения, желательно его регулярное ведение и переход с ребенком из класса в класс. В таком случае, к девятому классу любой ученик сможет «накопить» свои достижения и успехи школьной жизни.

«Портфолио» демонстрирует динамику личностного развития каждого учащегося во времени. Через определенную единицу времени осуществляется обновление «портфолио»: учащийся совместно с учителем просматривает его, обсуждает произошедшие с ним изменения, ставит новые задачи. Такая деятельность направлена на развитие рефлексии учащихся и на мотивирование их обучения, тем более что этот возраст (от 5-6 лет до 8-10) является благоприятным для формирования рефлексивных навыков.

3.2 Портфель достижений ученика начальной школы
как средство создания ситуации успеха

Параллельно с формированием Папок достижений учащихся в 1 классе работала программа «Презентация Я» (см. приложение №   4   ), в рамках этой программы, каждый учащийся смог заявить о себе, о своих индивидуальных способностях, интересах, склонностях, возможностях, планах на будущее. В результате анализа достижений учащихся было распределено награждение по номинациям. По итогам проделанной работы создан мультимедийный проект «Школьна-Я пора».

В начале 2007-2008 учебного года совместно с родителями и учащимися 2 класса был проведен круглый стол по теме «Портфель достижений ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха»

Создание портфолио ученика вызвало разные мнения у родителей и ребят. Никто не остался равнодушным. Вместе с ребятами и родителями решили, что это будет книга достижений каждого ученика и всего класса. Ребята с удовольствием делились своими достижениями вне школы, приносили грамоты, сертификаты, стали более открыто говорить о себе, радовались успехам друг друга, гордились теми, кто проявил себя в поселке и районе. Если раньше достижения ребят обсуждались незаметно в группе близких друзей, то сейчас это стало достоянием класса. Особенно, создание портфолио полезно для замкнутых, стеснительных и вновь прибывших детей. Нет необходимости добиваться признания одноклассников, как само собой разумеющееся ребята рассказывают о себе, о своих достижениях.  После любого мероприятия все награжденные с удовольствием пополняли «Копилку достижений». «Волшебный сундучок» стал пополняться не только рисунками и аппликациями, но и сочинениями, стихами, сказками и другими творческими работами.

Было выдвинуто решение продолжить работу по технологии «Портфолио», так как, несмотря на разногласия, связанные с организационной и технической стороной введения портфолио, участники круглого стола в целом одобрили эту идею. По общему мнению, в отличие от традиционной пятибалльной системы оценки, портфолио отражает творческие успехи школьников: участие в кружках, секциях, олимпиадах, творческих конкурсах.

Портфолио второклассника открывается напутствием классного руководителя каждому ученику и индивидуальным для каждого «Советом года», - это мысли великих о формировании характера, поведения, моральных и нравственных качеств.

Постепенно в портфолио появляются следующие основные разделы:

I раздел. «Презентация Я»  (см. приложение «Портфолио достижений учащегося» I раздел)

Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяет составить представление об индивидуальных особенностях ученика, чертах характера, интересах и склонностях.

 Мой портрет;

 Знакомьтесь, это Я!;

 Я – творец своего Я;

 Мир моих увлечений;

 Карта моих интересов;

 Мир моей семьи. Моя родословная;

 Я и школа;

 Лист желаний: Мои планы на будущее;

  Секреты Знайки;( анкеты, тесты )  ( см. приложение № 9 )

 «Познай себя» - ( см. приложение №10 ) отражает участие в проекте с одноименным названием, в котором ребенок работает над формированием личностных качеств и характера; разработку комплекса классных часов,  дидактических заданий для определения уровня развития рефлексии учащихся 8-10 лет, включающий в себя определение сформированности рефлексивных умений и навыков в учебной деятельности: навыков самоконтроля; потребности в самопознании; самоинтереса.

II раздел. «Дневник моего роста» - учебные достижения учащегося, познавательная активность (см. приложение «Портфолио достижений учащегося»,  II раздел).

По учебным предметам: чтение, русский язык, математика организуется раздел портфолио, в котором находятся:

  График продвижения по формированию и развитию навыка чтения (отмечается безошибочность, осознанность, беглость чтения); график строится на основе ежемесячной проверки техники чтения.

  Мои умения и знания по русскому языку и математике – рефлексивные карты;

Во втором классе «Мои умения и знания» по предметам заполняются учеником совместно с учителем. Здесь определен круг тех умений, знаний и навыков, которыми ребенок должен овладеть в течение учебного года Освоенные умения и навыки дети и учитель ежемесячно отмечают в нем с помощью каких-либо значков, закрашивая клеточки и т.д. Для заполнения этих таблиц целесообразнее использовать четырехцветный индикатор: красный – «Хорошо знаю (умею) и могу помочь», зеленый – «Знаю (умею)», синий – «Сомневаюсь», желтый – «Не знаю». При этом, учитель в индивидуальном порядке, беседуя с ребенком, приводит его к выводу, насколько его оценка адекватна. Заполнение такой таблицы позволяет в целом увидеть картину успешности ребенка по всем критериям изучаемых тем в течение года,  наглядно показать ребенку, что он уже знает (умеет) и что ему предстоит узнать (чему научиться).

Работа с такими таблицами позволяет ребенку увидеть уровень своего умения на определенный период и осознать, как он «вырос» по отношению к самому себе, что является почвой для мотивации ребенка на самостоятельные занятия по чтению, счету и письму.

     Дневник успешности (см. приложение №   5   ):

   Дневник читателя  - содержит отзывы о прочитанных книгах;

 Листы индивидуальных достижений по технике чтения, математике, русскому языку – результаты выполнения различных проверочных работ и оценочные шкалы к ним;

Оценочные шкалы представляют собой отрезка, которые заполняются сразу же после выполнения письменной проверочной работы. Оценивание работы происходит по следующим критериям: грамотность написания, аккуратность выполнения, внимание. Причем, собственная оценка ребенка предшествует оценке учителя.

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно, внизу, если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, проверяя работу, вносит свою отметку, делает выводы, дает рекомендации по коррекции ошибок.

Существует три варианта самооценки письменных работ:

   Оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и, чаще всего, используется на уроке;

   Оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля;

   Прогностическая оценка является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой, непосредственно, перед выполнением работы. Чаще всего, такой способ оценивания применяется на самостоятельных контрольных работах.

Назначение данной работы – получение учителем оперативной информации о том, как проявил себя ученик на уроке и оценил свою работу; формирование объективной самооценки школьника.

Уже сто второго класса ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений. Уже со второго полугодия при правильной работе учителя ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания» через прогностическую оценку.

Самооценка учеников – это важная часть реальной оценки. Она позволяет учащимся критически отнестись к своим успехам, взять на себя контроль над процессом обучения и его результатом, а также ответственность за них.

 Карта путешественника (см. приложение «Портфолио достижений учащегося»,  II раздел),  где фиксируется познавательная активность учащегося в школьном туре предметных Олимпиад в рамках программы «Цвета Олимпа»; в марафоне интеллектуально-познавательных игр – проект «Познавательна-Я игра» (в рамках класса - см. приложение № 6  ), а также отражает участие в творческих конкурсах.

III. Копилка моих достижений (см. приложение «Портфолио достижений учащегося», III раздел)

 Наградной материал - дипломы, грамоты за участие в предметных олимпиадах;  конкурсах; фестивалях  соревнованиях различного уровня благодарственные письма и т.д. – оригиналы или копии.

IV. Волшебный сундучок (см. приложение «Портфолио достижений учащегося», IV раздел) комплект различных творческих и других работ.

 Творческие работы – образцы, копии;

 Рисунки, фотографии поделок;

 Поэтическая тетрадь (см. приложение №  7   );

 Волшебный сундучок (см. приложение №   8 ).

Важным в работе над портфолио является взаимодействие между учеником и учителем. Учитель тактично и грамотно направляет деятельность ученика, консультирует и в тоже время ничего ему не навязывает.

Портфолио («портфели») служат для интеграции преподавания и оценки; представления необходимой информации ученикам, учителям, родителям, а также другим заинтересованным сторонам; помощи детям в оценивании собственной работы; формирования базы для оценки достижений ребенка.

Дневники, заметки об успехах учеников, учебные журналы, табели, ведомости, письменные размышления учеников об их собственной работе помогают учителю следить за прогрессом детей. Время от времени вы можете просить детей заглядывать в свою «Папку достижений», чтобы поразмышлять над такими вопросами, как:

     Какими достижениями за прошлый год я могу гордиться?

     Что мне больше всего помогало достигать успеха?

     В каких областях мои таланты более развиты?

     Что я могу улучшить?    

     Чему необходимо научиться в этом году?

      Кто я, какой я?     и др.

Можно предложить ребятам заполнить «Лист желаний» в начале и в конце учебного года: самоанализ собственных планов и интересов за год, взгляд в будущее (см. приложение «Портфолио достижений учащегося», I раздел).

«Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.»

3.3 Общественная презентация выпускников начальной школы

На заключительном этапе планируется провести общественную презентацию выпускников начальной школы с использованием технологии «Портфолио».   Проведение общественной презентации вызвано тем,  что выпускник средней школы должен обладать  стремлением  к самореализации в общественной жизни, для этого у него должна быть сформирована способность адекватно оценить свои  учебные, профессиональные возможности, проектировать своё будущее. А основа и оценочных, и проектировочных умений закладывается, формируется  в начальной школе.         Необходимо ответить на вопросы: «К какому результату мы пришли? Как это можно продемонстрировать?  Что у нас получилось, а над чем ещё нужно будет работать? Что думают по этому поводу дети, родители, коллеги?»

При выборе формы общественной презентации можно использовать материал директора Гуманитарного лицея г. Ижевска М. П. Черемных и  провести презентацию в форме деловой игры. Игра моделирует ситуацию рынка труда, т.е. ситуацию, при которой  на существующие вакантные рабочие места для школьников претендует несколько человек. Вероятность быть принятым на интересующую тебя работу связана с умением представить свой опыт и личные достижения, убедить работодателя в том, что твоя кандидатура в наибольшей степени отвечает выдвинутым требованиям.

Цель игры: представление образовательному сообществу результата образования на первой ступени обучения.

 Задачи игры: научить школьников технологии работы с портфолио как инструментом самооценки и самопрезентации личных достижений; создать ситуацию успеха для каждого ученика и мотивировать на продолжение работы с портфолио на следующей ступени образования.

Обозначена проблема: пять фирм имеют вакансии и ищут сотрудников,
     
 фирма “Интеллектуал -  ключевое направление: интеллектуальная деятельность, связанная с разработкой новых идей для развития различных сфер жизнедеятельности;

    фирма “Для человека – ключевое направление: социальная деятельность в  сфере коммуникаций, педагогические, психологические, медицинские практики;

     фирма “Предприниматель– ключевое направление: предпринима-тельская деятельность, производство и продвижение на рынке новых идей, продуктов, услуг, управление персоналом;

     фирма “Художник – ключевое направление: создание творческих продуктов, художественных, музыкальных текстов и т. д., объединяет творчески мыслящих людей.

     фирма “Спортивная - ключевое направление: развитие спорта и активного отдыха, тренерская деятельность, выступление на соревнованиях и т. п.

  У каждого ребёнка есть возможность выбрать фирму  в соответствии со своими способностями и возможностями, учесть востребованность обществом продукции или услуг фирмы. По условиям игры заявления можно подать в одну или несколько фирм. Задача участников – добиться получения рабочего места, при условии, что набор в фирмы будет производиться на основе индивидуальной рейтинговой оценки портфолио претендента на рабочее место.

Необходимо предварительно разработать критерии оценивания портфолио.

Виды работ

Баллы

Визитка «Знакомьтесь, это Я!»

Информация о себе (10 моих Я,  моя семья и т.д.)

Заполненность  предложенных таблиц самооценки

Учебные достижения (контрольные работы, тесты, таблицы)

Творческие работы

Информация о дополнительном образовании

Наградной материал (дипломы, грамоты и т.д.)

классная

школьная

районная

Аккуратность, грамотность  оформления

Защитная речь

Способность участвовать в диалоге

 

При составлении защитной речи необходимо отобрать из портфолио нужный материал, наглядность и обосновать свой выбор фирмы.

Сценарий игры:

 Первый этап. Введение в игровой сюжет. Постановка цели и задач игры, представление участников: руководитель игры (учитель), директора фирм - работодатели (учителя), консультанты (родители), участники – учащиеся класса, которые пришли на игру с документами, материалами, заявлениями и папкой портфолио, экспертная комиссия – родители, учащиеся старших классов, педагоги.  Знакомство с фирмами и требованиями к личностным и профессиональным качествам работников.

Второй этап. Экспертиза портфолио. На данном этапе дети сдают заявления и папки портфолио в интересующую их фирму. Директора фирм, консультанты в сотрудничестве с участниками групп проводят анализ  портфолио по предложенным критериям оценки. Проставляют в индивидуальные листы баллы, записывают пожелания и замечания заявителям.

Третий этап. Представление результатов работы группы. Педагоги, родители и дети высказывают своё мнение о представленных работах по предложенным критериям, делятся впечатлениями  и высказывают свои пожелания и замечания.

Четвёртый этап. Публичное выступление. Все желающие дети выступают публично и наглядно представляют результаты своей деятельности на I ступени образования.

Пятый этап. Подведение итогов. Конкурс вакансий. В результате работы каждая фирма формирует свой рейтинг претендентов. Директора фирм приглашают на работу всех желающих, аргументируя свой выбор, и выдают свидетельства о приёме на работу. Некоторые дети получают приглашения на работу в несколько фирм.

Шестой этап. Рефлексия.  Необходимо провести диалог участников презентации.

Данная форма общественной презентации и предшествующая ей системная работа реально:

 содействуют созданию условий для развития субъектности учащихся, формирования позитивной Я-концепции и адекватной самооценки;

 являются механизмом развития образовательного сообщества на конструктивной основе;

 мотивируют на самостоятельное, осмысленное, обоснованное проектирование траектории продолжения образования.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект «Образовательная технология «Портфолио»» нацелен на реализацию личностно-ориентированного обучения младших школьников. Личностно-ориентированное обучение обеспечивает право каждому школьнику на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Отличительной особенностью разработанной технологии «Портфолио» является направленность на оценку положительной динамики в развитии каждого школьника. При этом индивидуальные особенности учащегося оказывают влияние на постановку целей, обучения и воспитания.

Анализ проделанной и перспективной работы позволяет сделать вывод о том, что «портфолио» является одной из современных технологий, применяемых в начальной школе. С одной стороны, портфолио представляет: форму организации учебного процесса, с другой – показывает результат деятельности ученика (так называемая «Папка достижений»), и в третьих – представляет набор «техник», способствующих развитию предпосылок самообразования.

Определены преимущества данной технологии:

 в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, использование технологии «портфолио» органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения;

 позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;

 портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль усилий;

 портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;

 портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной;

 как педагогическое средство, технология «Портфолио» способна организовать учебную деятельность и реализовать ее основные компоненты: постановку задач, выбор средств и методов обучения, самоконтроль, формирование рефлексии детей с учетом личностного целеполагания и ориентацию на динамику развития ребенка. Так, целью учебного процесса становится «обучить учащихся умению учиться».

 эффективное внедрение проекта «Портфолио» способствует формированию у большинства учащихся высокого уровня социальной компетентности.

Данные преимущества позволяют определить педагогическую ценность «портфолио»:

 смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;

 интеграция количественной и качественной оценок;

перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

Весьма вероятно, что конкретная модель портфолио будет в дальнейшем подвергаться модификациям, усовершенствованиям. Главная цель на данном этапе – это первоначальное накопление многообразного эмпирического материала и опыта по теме «Портфолио». Дальнейшее осмысление этого опыта позволит прийти к более четким и уже апробированным  вариантам и моделям.

Основная проблема при внедрении данной инновации – проблема общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности.

- в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;

- у учащихся начального звена в силу возрастных и психологических особенностей недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;

- неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио, как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся;

- внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же, возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной технологии в учебный процесс. Но вместе с тем, учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.

Портфолио является важнейшей точкой соприкосновения и полем сотрудничества всех заинтересованных сторон: учителя, ученика, родителей. В результате совместной деятельности, которая сама по себе становится духовным взаимообогащением, формируется личность с адекватной самооценкой, положительными моральными и нравственными качествами, личность, умеющая ориентироваться в быстро меняющемся мире, готовая к самостоятельному познанию и творческой деятельности; способная сопоставлять имеющиеся возможности с собственными жизненными идеалами; словом, стремящаяся к самосовершенствованию.

  И еще раз повторю…  Все начинается с личности

  И мы можем сколько угодно кивать на социум,  на острую дефицитность нравственности, но ничего не изменится, пока мы не повернемся лицом к личности, пока не станем холить ее и лелеять, пока не научимся ее выращивать, как диковинный прекрасный цветок.

   Дети – подобны цветам. И если вы все время поворачиваете их к солнцу, то одной стороной, то другой, то они тоже будут расти прямо.



Подписи к слайдам:

Проект «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы» Учитель начальных классов: Костенко Елена ПавловнаМ Б О У «Новоаганская О С Ш №1»
70-е гг. – широкое применение в бизнесе и политике;
80-е гг. – идея применения портфолио в школе (США);
90-е гг. – рассмотрение идеи специалистами Российской системы образования;
2003 г. – постановление Правительства РФ № 334 «О введении профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях;
2004 г. – эксперимент по внедрению портфолио в школе, как часть программы профильного обучения;
Я САМ
Основное образование
Дополнительное образование
Саморазвитие
Самосознание
Самоопределение
Самодеятельность
Самореализация
Педагогическая поддержка
Задача школы – быть помощником ребенку в жизненном самоопределении
Помощь в решении проблем
Помощь в познании себя
Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения
создать для ученика стимул роста
дать возможность самому ребенку показать все, на что он способен
сформировать личную траекторию образования
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ
I Подготовительный
II Апробация технологии «Портфолио».
III Работа по личной программе развития
IV Презентация«Портфолио».Рефлексия.
1- й класс
2- й класс
3-й – 4-й класс
4-й класс
1 класс
1. Анализ психолого-педагогической литературы;2. Выявление особенностей индивидуального развития детей;3. Работа с учащимися по созданию «Папок достижений»;4. Участие в проекте «Презентация Я»
- накопление образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности первоклассника
Папка достижений:I раздел: «Мое творчество»;II раздел: «Мои учебные достижения»
- Молодец! Так держать!
- Хорошо!
- Старайся!
1. Разработка модели, содержания, алгоритма создания ученического портфолио;2. Информирование учащихся и родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения;3. Поэтапное внедрение проекта «Портфолио»;4. Работа по развитию навыков и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;5. Участие в проекте «Познавательна-Я игра»
2 класс
ПРЕЗЕНТАЦИЯ«Я»
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
ДНЕВНИК МОЕГО РОСТА
КОПИЛКА ДОСТИЖЕНИЙ
I раздел. «Презентация Я»Мой портрет;Знакомьтесь, это Я!;Я – творец своего Я;Мир моих увлечений;Карта моих интересов;Мир моей семьи. Моя родословная; Я и школа;Лист желаний: Мои планы на будущее;Познай себя (анкеты, тесты). II раздел. «Дневник моего роста» Карта путешественника; Техника чтения «Я расту»; Мои умения и знания по русскому языку и математике; Дневник успешности.III раздел. «Копилка достижений» Мои достижения (грамоты, дипломы и т.д.)IV раздел. «Волшебный сундучок».Мои творческие работы
Содержание
Напиши о себе:
Что означает мое имя? Мой гороскопИнтересы и любимые занятияМой характер (по желанию) Несколько страничек из прошлого: «Когда я был(а) маленький(ая)…». Моя первая награда (какая и за что)Какие профессии привлекательны для меня? Почему?



ученику
учителю
Формировать навык самоконтроля и самооценки Видеть своё продвижение
 Наглядно видеть процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивать своевременную и целенаправленную коррекцию Сделать отметку содержательной и для ученика и для родителей Сделать оценку работы оптимистичной
- Молодец! Так держать
- Можно лучше!
- ну что же ты?
Ф.И. путешественника
Байдужиной Евгении 2-в кл.
1. Диагностика интересов, потребностей и склонностей;2. Анализ результатов диагностики возможностей учащихся;3. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;4. Работа по личной программе развития «Мои успехи».
3-4 класс
1. Умею взять все необходимое для школы
2. Умею слушать объяснения и задания
3. Умею попросить о помощи, если что-то не получается
4. Умею отвечать на поставленный вопрос
5. Умею выполнять задания в соответствии с инструкцией
6. Умею распределять работу
7. Умею правильно реагировать на замечание
8. Умею гордиться своей работой
9. Умею быть самостоятельным
10. Умею делать домашнее задание быстро и качественно
11. Умею организовать свое свободное время
- да
- иногда
- редко
Я хочу стать художником.Потому что я люблю рисовать.Больше всего я люблю рисоватьмасляными красками и мелками.Эта профессия хороша тем, что можно прославиться на весьмир, а также участвовать в разныхконкурсах.
Мои удачи. Чем я могу гордиться за 2008-2009 учебный год? Что является моей сильной стороной?2. Чего я хочу достичь в этом учебном году?3. Что я должен для этого сделать? (составь план действий) На что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить свои успехи в школе? (подчеркни)– распорядок и режим дня;– тренировка силы воли; – тренировка памяти (зрительной, слуховой, логической);– развитие логического мышления;– чтение научной и художественной литературы;– просмотр развивающих телепередач;– занятия в кружках, секциях.
1.Анализ результативности по накоплению портфолио;2. Презентация «Портфолио»;3. Мониторинг результатов внедрения проекта «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»
4 класс
Форма : деловая игра.Цель игры: представление образовательному сооб-ществу результата образования на первой ступени обучения.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

по теме:" Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе организации проектной деятельности"

Формирование личности, способной к креативной познавательной деятельности, к активной жизненной позиции, к творческому самовыражению, к самореализации учебной деятельности младших школьников, в процес...

Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций

Статья "Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций"...

Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...

Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО

Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...

«Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе коллективного музицирования»

Материал предназначен для учителей музыки, работающих  в начальной школе....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Тема: «Организация проектной деятельности как формы развития творческого потенциала учащихся начальной школы на уроках технологии».Цель: исследовать проектную деятельность как форму р...