Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Лубневская Инна Леонидовна

Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ребенка, его уровень притязаний, общего развития. Устраиваем  миниконференции в классе, чтобы каждый его участник чувствовал себя успешным, развивался, равняясь на  интересные работы и компетентное оформление ее результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.l._lubnevskaya_v_sbornik.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО

Лубневская Инна Леонидовна,

Учитель «МБОУ Лицей № 1»

lubnevskaya@list.ru

Профессия педагога – очень сложная и ответственная. На мой взгляд, есть несколько качеств, характеризующих настоящего педагога: высокий профессионализм, ответственность за будущее детей, трудолюбие, эмоциональная выдержка, уважение к личности ученика. Реализовать эти требования возможно только в результате непрерывной работы. Я постоянно работаю над собой: повышаю своё профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на семинарах, вебинарах, изучаю, и по мере возможностей внедряю различные педагогические технологии, составляю свои рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования, знакомлюсь с материалами сайтов Интернета и методической копилкой учителей. Размещаю материал в сети Интернет.

Реализуя Программу формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО для начального общего образования, в своей педагогической практике создаю условия для развития исследовательского потенциала учащихся начальной школы, их участия в проектной и исследовательской деятельности. Считаю, что этот вид деятельности способствует мотивированию к углубленному изучению учебных дисциплин, формированию интереса учащихся к исследовательской и проектной деятельности, развитию метапредметных компетенций учащихся, формированию коммуникативных компетенций. Моя педагогическая деятельность строится по трем основным направлениям. Во-первых, это - массовая работа с детьми. Организую в рамках данного направления встречи с интересными людьми, провожу  микрозаседания школьного научного общества учащихся моего  класса,  участвуем в олимпиадах разного уровня. Ежегодно являемся участниками региональных, городских конференций учебно-исследовательских работ младших школьников. Учащиеся нашего класса занимают только первые или призовые места. Результативность исследовательской деятельности зависит от эффективности групповой  работы учеников класса, которая включает в себя организацию исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразно подключаю к работе сразу несколько детей.  Работа в группах лучше всего организую  в рамках внеурочной деятельности. Следует отметить, что у нас, в городе Воронеже в МБОУ «Лицей № 1» создана эффективная система организации внеурочной деятельности учащихся. Продемонстрирую это на примере моего класса: вначале учебного года нами была проведена большая подготовительная работа. В конце учебного года и вначале сентября  мною, как учителем класса внедряющих ФГОС, было проведено анкетирование родителей с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе. По итогам анкетирования были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а педагогами были составлены рабочие программы по своему направлению. Было составлено расписание занятий. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в лицее, или в учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям. В течение года в нашем классе развития личности реализуются следующими курсами:

 «Твое здоровье» - спортивно-оздоровительное направление, «Я гражданин России» - духовно-нравственное направление, «Мир деятельности» - социальное направление, «Юный исследователь» - общеинтеллектуальное направление. Цель внеурочной деятельности учащихся: формирование  мотивированной личности ребенка, обладающей высоким уровнем общекультурного развития, способной самостоятельно решать новые задачи в соответствии с требованиями ФГОС. Внеурочная деятельность превратилась в полноценное пространство воспитания и образования. Проектно-исследовательская работа  решает одну проблему мотивации.  Личностно-ориентированное обучение базируется на третьем направлении проектно-исследовательской работы – индивидуальном. Данное направление педагогической деятельности оказалось эффективным: в сфере личностных универсальных учебных действий сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации и результативным: учащиеся и учитель оказывались в ситуации успеха, были победителями конкурсов. Мои ученики успешно и рационально используют инструменты ИКТ. Умеют собирать необходимую информацию в Интернете. Умеют классифицировать информацию, сохраняя нужные файлы в папках.  Рассуждают в редактированных текстах о важности и полезности полученной информации в Интернете. Участники проектной деятельности ведут работу с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализируют содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа-сообщения; определяют роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструируют  небольшие сообщения.

Реализуя гуманитарные проекты,  учащиеся класса  формируют и социально - перцептивные способности: умеют быстро вступать и выходить из общения, грамотно и чётко строить свою речь в процессе общения, используют в общении невербальные средства, используют идеи других участников для выдвижения собственных идей. Ребята формируют перцептивно-рефлексивные способности: умеют проследить и оценить свою деятельность в составе группы и деятельность других, умеют взять инициативу в свои руки и затем передать ее другому участнику команды. Учащиеся моего класса овладели  навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам (рисунков, фотографий, видеосюжетов).  Проводят защиту презентации (письменной и устной) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

 В качестве примера продемонстрирую работу  ученицы  3 "А" класса МБОУ «Лицей № 1»  Казаковой Софьи.  Девочка стала призером  Конкурса проектов и исследований начальной школы в рамках региональных Киселевских  Дней науки и культуры.  (Руководитель: Лубневская  Инна Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей №1). Софья  исследовала в своей работе «Необычные названия рыб», какие существуют  рыбы на планете, их среду обитания. Девочка изучила  книги и искала информацию в Интернете. Узнавала, откуда произошли названия рыб.  Юная исследовательница нашла необычные названия рыб, почему они так называются. Изучила их среду обитания. Провела мониторинг по данной теме. Создала фотоальбом рыб с необычными названиями. Сделала собственную выставку из пластилина понравившихся особей. Представляла свою исследовательскую работу на разных уровнях: муниципальном и региональном.  Данная тема оказалась очень интересной для ученицы, сверстников и даже взрослых.  « Подумайте только! Морские обитатели так не похожи на земных существ. О них очень хочется узнать больше. Чем питаются? Как живут и защищаются?  Смотря на поверхность воды, трудно представить то многообразие жизни, которое скрывается внизу».  В дальнейшем Софья планирует изучать и знакомиться с подводными обитателями нашей планеты. Так и напрашивается вывод о том, что мотивация познавательной потребности, пробуждение исследовательского интереса  в ученице происходит только потому, что девочка почувствовала  удовольствие от поиска нахождения интересных фактов, собственных детских научных выводов и открытий, своей значимости в учебном процессе.  Поиск у ученика начальной школы не будет продвигаться без эмоциональной подпитки учителем.  Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ребенка, его уровень притязаний, общего развития. Устраиваем  миниконференции в классе, чтобы каждый его участник чувствовал себя успешным, развивался, равняясь на  интересные работы и компетентное оформление ее результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

по теме:" Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе организации проектной деятельности"

Формирование личности, способной к креативной познавательной деятельности, к активной жизненной позиции, к творческому самовыражению, к самореализации учебной деятельности младших школьников, в процес...

Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе освоения проектной деятельности

Данная статья представляет собой обобщение опыта работы учителя по освоению учениками начальных классов проектной деятельности, раскрывает возможные пути и способы развития творческих способностей уча...

«Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе коллективного музицирования»

Материал предназначен для учителей музыки, работающих  в начальной школе....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Тема: «Организация проектной деятельности как формы развития творческого потенциала учащихся начальной школы на уроках технологии».Цель: исследовать проектную деятельность как форму р...