«Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе коллективного музицирования»
статья по музыке

Иванова Ирина Владимировна

Материал предназначен для учителей музыки, работающих  в начальной школе. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе коллективного музицирования»

     Музыка для детей и подростков – самый любимый вид искусства, это часть их жизнедеятельности.

    На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. В связи с этим, современные школы должны стать стартовой площадкой для реализации заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности.

Коллективное музицирование является ведущим видом практической музыкальной деятельности младших школьников.

Совместное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального заражения, психологического и социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально - творческой деятельности.

Однобокость существующей концепции массового музыкального воспитания, с перевесом традиционных уроков слушания музыки, на которых ученики слушают не слушая, не позволяет сформировать необходимые для детей определенные навыки деятельностного характера. Поэтому необходимо уделить внимание разработке программы коллективного музицирования. Многие учителя музыки по собственному желанию пытаются уравновесить слушания музыки пением и коллективным музицированием.

В нашей республике в этом направлении работают следующие педагоги: Г.И.Закизянова,Т.Калеева,И.Сафарова,Е.Поплянова.

 Проведем обзор по коллективному музицированию в нашей стране и за рубежом. 

Коллективное музицирование позволяют активно формировать у детей музыкальное мышление, ставить художественно – поисковые задачи уже с первых занятий, разнообразно и творчески их решать.

Для этого необходимо:

1.изучить литературу по тематике проекта;

2.провести сравнение существующих образцов программ по колективному музицированию;

3.разработать программу по раскрытию творческого потенциала учащихся начальной школы.

      Программа имеет  практико-ориентированную направленность и направлена на развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе коллективного музицирования.

     Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы зарождаются творческие способности.

    Методическим обоснованием программы явилась методика Э.Смеловой, элементы системы К.Орфа, а так же личный педагогический опыт.

     Развитие музыкальных способностей происходит как в исполнительской, так и в музыкально-образовательной деятельности, новой для учащихся, включающей в себя системное ознакомление с музыкально-теоретическими сведениями и понятиями, которые сразу же закрепляются в исполнительской практике.

     Коллективное музицирование, особенно инструментальное, очень полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, кроме того, для всех это  хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов.

    Эмоциональное разнообразие – вот то, что следует поддерживать и старательно развивать. Учить ребёнка выражать свои чувства во время исполнения произведений — это значит учить его управлять своими эмоциями, что позволяет взрослеющей личности избавиться от скрытых комплексов, неуверенности, часто невротических реакций и неврозов.

Условиями, обеспечивающими наибольшую эффективность использования данного педагогического опыта, являются следующие ресурсы:

 Материально-технические ресурсы:

- наличие специально оборудованного помещения  для проведения учебных  занятий;

- наличие материальной базы (музыкальные инструменты, видео,  аудио и фото аппаратура).

Программное обеспечение:

- наличие конкретного репертуарного плана;

- составление чёткого расписания для каждой группы и совместных репетиций участников проекта;

- наличие рабочей образовательной программы коллективного музицирования на основе федерального  государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Актуальность

Необходимость современного общества в людях, которые могут быть   творческими и креативными

Проблема

Недостаточная разработанность методического обеспечения, направленного на развитие музыкально-творческих способностей учащихся средних образовательных школ в процессе коллективного музицирования.

Цель    исследования:

Разработать программу по коллективному музицированию, направленную на развитие творческого потенциала учащихся начальной школы.

Обоснование необходимости программы

Проектная значимость исследовательской работы заключается в разработки методического обеспечения образовательной программы по организации коллективного музицирования учащихся начальной школы.

Каждый этап обучения фактически связан с пребыванием учащегося в соответствующих классах.

Эти этапы мы  обозначили следующим образом:

Этапы обучения 

Группы

Целенаправленность работы

 1  этап

1  - 2 классы

История возникновения инструмента

Устройство и уход за ним .

Исполнительское дыхание.

Развитие умения игры по жесту дирижёра.

Работа над звуком в унисон.

Работа над единой аппликатурой, штрихами, динамикой.

Одновременное вступление и окончание игры.

2   этап

3-4 классы

Изучение особенностей нотной записи в партитуре.

Нотная грамота, длительности, паузы.

Сольное и ансамблевое исполнение.

Свойство музыкального звука.

Работа с новыми ритмическими моделями.

Работа над исполнительским мастерством.

Творческий отчет.

План реализации программы

Этапы обучения 

Группы

Целенаправленность работы

 1  этап

1  - 2 классы

История возникновения инструмента

Устройство и уход за ним

Исполнительское дыхание

Развитие умения игры по жесту дирижёра.

Работа над звуком в унисон.

Работа над единой аппликатурой, штрихами, динамикой.

Одновременное вступление и окончание игры.

2   этап

3-4 классы

Изучение особенностей нотной записи в партитуре.

Нотная грамота, длительности,паузы.

Сольное и ансамблевое исполнение.

Свойство музыкального звука.

Работа с новыми ритмическими моделями.

Работа над исполнительским мастерством.

Творческий отчет.

Ожидаемые результаты:

  • сформирована устойчивая мотивация к коллективному музицированию;
  • оснащена базаЗУНов  для осуществления коллективного музицирования :обучающиеся имеют четкое представление о специфике коллективного музицирования,     знают приемы работы над музыкальным произведением   (инструментальным и вокальным),умеют играть на музыкальных инструментах, петь сольно и в ансамбле.сформирована исполнительская постановка,учащиеся готовы к творческой самореализации- выступление на сцене.
  • организована коллективно- исполнительская деятельность по освоению музыкального репертуара;
  • созданы условия творческой самореализации учащихся в процессе коллективнгомузицирования согласно плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...

"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...

по теме:" Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе организации проектной деятельности"

Формирование личности, способной к креативной познавательной деятельности, к активной жизненной позиции, к творческому самовыражению, к самореализации учебной деятельности младших школьников, в процес...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе освоения проектной деятельности

Данная статья представляет собой обобщение опыта работы учителя по освоению учениками начальных классов проектной деятельности, раскрывает возможные пути и способы развития творческих способностей уча...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Тема: «Организация проектной деятельности как формы развития творческого потенциала учащихся начальной школы на уроках технологии».Цель: исследовать проектную деятельность как форму р...