Главные вкладки

    Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
    статья по русскому языку на тему

    материал для выступления

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_uud_na_urokah_russkogo_yazyka.docx29.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

    Сегодня очень важно вооружить ученика  такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе  (стандарты второго поколения ФГОС).

    Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе уроков русского языка можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»

    Этапы урока

    Формируемые универсальные

    учебные действия

    Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Личностные

    Эмоциональный настрой

    2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

    Познавательные Коммуникативные

    Регулятивные

    Личностные

    Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

    3. Выявление места и причины затруднения.

    Познавательные Регулятивные Коммуникативные

    Личностные

    Проблемный диалог, технология проблемного обучения

    4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Познавательные

    Личностные

    Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность,

    задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

    5. Реализация построенного проекта.

    Личностные,

    Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

    Проектная деятельность, частично поисковая, исследовательская деятельность

    Проведение дидактических игр.

    Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

    Работа с интерактивными тренажёрами.

    Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Познавательные Регулятивные,

    Коммуникативные

    Личностные

    Групповая, парная работа

    Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Регулятивные Личностные, Познавательные

    Используются самоконтроль, взаимоконтроль

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Познавательные, Коммуникативные

    Личностные

    Групповая, парная работа

    взаимопомощь, работа по памяткам

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Коммуникативные

    Личностные

    Познавательные

    Самоанализ, самооценка

    Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

    Остановимся более подробно на примерах по формированию конкретных УУД.

    Большую роль в становлении ребёнка школьником играют регулятивные УУД. 

    Виды  регулятивных  УУД

    Целеполагание

    Планирование

    Осуществление  учебных действий 

    Прогнозирование 

    Контроль  и  самоконтроль 

    Коррекция

    Оценка

    Саморегуляция

     

    Задания  для  формирования  регулятивных  УУД

    Виды 

    регулятивных 

    УУД

    Задания

    Целеполагания

    Поиск  ответа  на  вопрос 

    «Для  чего  необходимо  знать  (уметь)?»

    Планирования

    «Как  это  делать?»,  «Что  и  как  нужно  было  сделать,  чтобы  получился  правильный  результат?»

    Осуществления 

    учебных

    действий

     

    «Напиши  по  памяти…»,  «Прочитай  вслух…»,  «Прочитай  про  себя…»,  поиск  лишнего  слова,  выделение  двусложных  и  трехсложных  слов,  объяснение  способа  действия  при  делении  слов  на  слоги,  обозначение  гласных  звуков  и  сравнение  своих  результатов  деления  на  слоги  с  обозначением  гласных  звуков  (количество  гласных  с  количеством  слогов)

    Прогнозирования

     

    «Как  думаешь,  какой  результат  может  получиться?»,  «Как  думаешь,  достаточно  знать…  для  выполнения  задания?»,  «Какие  трудности  могут  возникнуть  и  почему?»

    Контроля  и 

    самоконтроля

     

    Задания  типа  «Одноклассник  сказал…  Проверь:  прав  ли он?»,  «Такой  ли  получен  результат,  как  в  образце?»,  «Правильно  ли  это  делается?»;  «Сможешь  доказать?..»,  «Поменяйтесь  тетрадями,  проверьте  работу  друг  у  друга»,  «Проверь  по  словарю…»,  «Проверь  вывод  по…»

    Коррекции

    «Установи  правильный  порядок  предложений  в  тексте»

    Оценки

    «Герои  выполнили  задание.  Оцени  их  работу...»,  «Правильно  ли  оценил  выполнение  своего  задания  герой?..»,  «По  каким  критериям  герои  оценивали  свою  работу?»,  «Мне  понравилось…»,  «Я  хочу  похвалить  себя  (или  одноклассников)  за  то…»,  «Мне  было  интересно…».  Однако систематическая  работа  даёт  свои  результаты,  и  сейчас  первыми  звучат  слова  «Мне  показалось  важным…»,  «Для  меня  было  открытием…»,  «Сегодня  мне  было  трудно

    Саморегуляции

    «Ты  сможешь  прочитать  зашифрованное  слово  (дойти  до  вершины  горы),  выполнив  ряд  заданий»),  тренинговые  упражнения  психологического  характера  (например,  установка «Раз, два, три  слушай  и  смотри!  Три,  два,  раз  —  мы  начнём  сейчас!»),  дыхательная  гимнастика.

    Рассмотрим примеры заданий, которые формируют регулятивные УУД. 

    Задание 1. На доске заглавные буквы: Р Н А К Т

    - Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)

    - Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?

    (Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.

    При выполнении данного задания мы формируем следующие регулятивные УУД: осуществление  учебных действий, коррекция, самоконтроль

    Задание 2. Подчеркни буквы мягких согласных звуков. Проверь свою работу с образцом на доске

    чайка, цапля, дочка, жизнь

    Формирование умения контролировать результат работы с эталоном на доске

     Для развития регулятивных УУД на уроке русского языка применяю следующие задания:

    «Преднамеренные ошибки»;

    Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.

    3) ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)

    МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)

    Развитие умения контроля и коррекции

    Проводя работу по развитию регулятивных универсальных учебных  действий необходимо:

        1. Научить ребенка:

    а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;

    б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу; алгоритму

    в) исправлять ошибки.

     2.  Помочь ребенку:  научиться адекватно оценивать выполненную работу.

    Задания, направленные на формирование познавательных УУД.

    Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.

    Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:
    – сравни; – найди отличия (можно задать их количество); 
    – на что похоже?; 
    – поиск лишнего; 
    – лабиринты; 
    – составление схем-опор; активно  использование технологии развития критического мышления (кластер, синквейн)
    – работа с разного вида таблицами; 
    – работа со словарями; 

    В ходе урока используется дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика на уроке. Например, при изучении темы «Корень слова» на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале предлагается выбрать задание и выполнить его. Таким образом осуществляем дифференцированное обучение

    Горе, нагорный, горевать.

    Вода, водяной, водить.

    Переносить, переносица, носовой.

    Речонка, речь, заречье.

    Морской, морить, моряк.

    Работа в паре

    Выберите каждый свой вариант выполнения задания

    Варианты заданий: для трёх групп

    1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень.

    2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов.

    3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфемы.

    Можно предложить и общее задание для всех категорий учащихся. (под цифрой 4)

    4) Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для самопроверки.

    Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.

    [й'ош ]– ёж, [сапаг'и]- сапоги , [л'иса] - лиса, [стол] –стол.

    При выполнении данного задания развиваются познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании

    Задание 3. Раздели текст на предложения.

    Стоит жара Игорь и Саша бегут на пляж на волнах плывет белый парус морская вода моет берег

    - Какие УУД? ( Умение находить части в целом)

    Задание 4.

    Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.

    ВСЕГДАОЛЕНЬБЕРЕТТРУДТОЛЬКОДАЕТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЕТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЕТ). Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений


    Задание5 Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.

    Заполните таблицу примерами из текста:

    Ос.нью в д.ождливый серый день проск.кал по гор.ду олень.

    Он л.тел над гулкой м.стовой рыж.м лесом пущенной стр.лой.

    Имя существительное

    Имя прилагательное

    Глагол

    Местоимение

    Наречие

     

     

     

     

     

    - Какие виды УУД формируем? Осуществлять синтез как составление целого из его частей; проводить сравнение . Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; работать с таблицами.

    Задания на классификацию как по предложенным, так и самостоятельно найденным основаниям.

    Цель выполнения таких заданий состоит в   умении находить существенные признаки для обобщения. Занимаясь классификацией, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями.

    Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

    Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

    В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале слова; по родам (существительные общего рода, мужского и женского); по наличию орфограмм; по количеству слогов.

    Задания по русскому языку, направленные на  формирование коммуникативных УУД

    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Очень эффективна работа в паре. Это выполнение самостоятельно задания с последующей проверкой результатов друг друга • Поочередное выполнение общего задания • Обмен заданиями: выполнение заданий, подготовленных другими учащимися

    Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    – составь задание партнеру;
    – представь себя в роли учителя и составь задание для класса; 
    – составь рассказ от имени героя; 
    – составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); 
    – отзыв на работу товарища;

    – групповая работа по составлению кроссворда; кластера, синквейна
    – отгадай, о какой части речи говорим; опиши устно;  объясни.

    Вот одно из заданий

    Игра в слова. Дети работают в паре.

    Задание 1.Используя буквы о, п, р. с. т, составь разные слова из 3 букв; 4 букв; 5 букв. Например: с о р т.

    Задание 2. Один ученик пишет слова с твердой согласной, второй — с мягкой согласной и потом проверяют работу друг друга. Мыл-мял, нос-нёс, кот-кит

    На данном материале развиваются следующие коммуникативные УУД: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

    Задание 3.Работа в паре

    -Ребята, как жужжит жук? [ж-ж-ж] Наберите воздух и покажите, как жужжит жук, как воет волк

    (Владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения)

    Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. В конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга

    -Кому бы вы поставили такую отметку? Кому не поставили? Почему?

      Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Они позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

    Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий: 
    – участие в проектах, исследованиях; «Что в имени моём» «В словари за частями речи» «И в шутку и всерьез»

    – мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;
    – подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;

    Развивая Личностные УУД важно сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Например, тема «Имена собственные»

    - Ребята, что вы любите делать в свободное время, на перемене? Конечно, играть. Давайте поиграем. Игра называется «Как меня зовут сейчас. Как меня будут звать». Меня в детстве звали Лена, а когда я была совсем малышкой как звали? Леночка, а сейчас как зовут? А Вас как зовут? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа). Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать имена.

    Какие личностные УУД формируем? (Учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками.)

    Очень важна психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика) 2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок, необычное приветствие друг другу. Например- Поздоровайтесь локтями, улыбнитесь глазками. Или Например: Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, Русский ведь язык у нас! Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели.

    Хочу привести пример задания на развитие всех типов УУД

    Задание  «Деформированный текст».

    Спишите предложения, исправляя ошибки.(карточки)

    Во дваре растут кусты рыжый кот крадется к ней маленькая птичка села на ветку сережа прогнал ката

    В тексте перепутаны предложения. Учащимся требуется восстановить логическую последовательность событий и записать правильный вариант.

    Данные задания способствуют:

    - овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

    -планировать ее реализацию

    -контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действия, строят рассуждения, устанавливают аналогии,

    Формирование универсальных учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

    Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах? В материале описаны этапы работы в паре по методике "Взаимный тренаж" на...

    Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.

    Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...

    Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

    Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

    Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

    материал содержит презентацию и доклад на тему "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе...

    Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

    В данном докладе, я постаралась раскрыть такую тему  как, формирование УУД на уроках русского языка в третьем классе....

    Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе.

    Доклад по теме "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе"....

    «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе».

    В этой  работе  вы можете познакомиться с формами работы на уроке русского  языка...