Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
материал на тему

Ланкина Юлия Владимировна

материал содержит презентацию и доклад на тему "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Формирование УУД на уроках русского языка Учитель начальных классов: Ланкина Ю.В.

Слайд 2
Универсальные учебные действия обобщенные действия , порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Слайд 3
Универсальные учебные действия Регуля - тивные Познава -тельные Личностные Коммуни кативные включают общеучебные , логические, действия постановки и решения проблем. обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция . обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 4
Р егулятивные УУД О бъявление темы и целей урока:

Слайд 5
« Таня … цветы. Мы совершили … на самолёте». польёт полёт О бучение   целеполаганию , формулированию темы урока:   Р егулятивные УУД

Слайд 6
Обучение оцениванию;   взаимооценивание письменных работ . Р егулятивные УУД

Слайд 7
Р ефлексия

Слайд 8
Коммуникативные универсальные д ействия: социальная компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 9
Р абота в парах или группах: Коммуникативные универсальные д ействия:

Слайд 10
ценностно-смысловая ориентация учащихся и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные УУД:

Слайд 11
Личностные УУД: 1.Работа над проектами. 

Слайд 12
Образец работы ученика 1.      Медвѐдь . 2.      Медведь – 7 б., 6 зв ., 2 сл. 3.      М е две д ь. 4.      Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами. 5.      Медведь ест малину. 6.      Медведь – медвежонок, медведица, медвежья. 7.      Бродит, охотится, спит,  ревет, добывает. 8.      Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский. 9.      Идет медведь между елками, Бредет медведь между березками, В овражки спускается, На пригорки поднимается. 10.  Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга. Личностные УУД:

Слайд 13
2.Творческие задания на уроках.   Личностные УУД:

Слайд 14
Познавательные универсальные действия П остановка и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия Логические универсальные действия

Слайд 15
Познавательные УУД . 

Слайд 16
Познавательные УУД .  Р абота со справочными материалами.

Слайд 17
Поиск информации в сети интернет.

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20



Предварительный просмотр:

  В современном стремительно меняющемся мире перед школой стоит задача формирования личности, готовой самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, готовой сотрудничать с другими людьми.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. 

Слайд   Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные

действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

 

     Слайд  В составе основных видов универсальных учебных действий  можно выделить четыре блока:

  1. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
  2. Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
  3.  Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Рассмотрим формирование УУД на уроках русского языка:

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Каждый урок планируются  методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. 

     Слайд  Регулятивные УУД

  1. При объявлении темы и целей урока, задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний.

Например. На обобщающем уроке русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение П.Чеснокова  «Имя существительное» дети ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 

     Слайд  2.Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается  учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, учитель  выписывает на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаются вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Делается  вывод, что чего-то ещё не знаем о написании слов с мягким знаком, и его роли в словах.

«Какова же цель нашей работы на уроке?» - («Узнать больше о мягком знаке»).

«Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»).

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. 
     Слайд  3. Обучение оцениванию устных ответов целесообразно начинать с первого класса. Например  предлагается ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

3.Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Важным  условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, словарный диктант одноклассника.

     Слайд  4.Этап рефлексии на уроке при правильной его организации  позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке  и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. 

     Слайд  Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;

     Слайд  1.Это работа в парах или группах временного и постоянного состава.

Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы.

Роли могут быть, например, следующие: Чтец - читает вслух;  Секретарь - записывает что-то от лица группы; Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; Координатор - обеспечивает равное участие в работе членов группы, планирует этапы работы; 

Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

- говори тихо;

- выслушай мнение товарища до конца;

- не перебивайте друг друга;

- будь вежлив и сдержан.

     Слайд  Личностные УУД- ценностно-смысловая ориентация учащихся и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

     Слайд  1.Работа над проектами. Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику:

- учащиеся 1 классов в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную деятельность; применение метода начинается со 2-го класса; 

     Слайд  Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

1.      Запиши слово, поставь ударение.

2.      Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

3.      Отметь, где написание расходится с произношением.

4.      Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

5.      Составь предложение со словом.

6.      Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

7.      Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

8.      Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

9.      Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

10.  Найди пословицы, поговорки с этим словом.

Образец работы ученика ( на экране)

1.      Медвѐдь.

2.      Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.

3.      Медведь.

4.      Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.

5.      Медведь ест малину.

6.      Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.

7.      Бродит, охотится, спит,  ревет, добывает.

8.      Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.

9.      Идет медведь между елками,

Бредет медведь между березками,

В овражки спускается,

На пригорки поднимается.

10.  Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

     Слайд  2.Творческие задания на уроках. 
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично.. 
1. Написать мини-сочинение. 
2. Придумать загадку, четверостишье 
3.Составить тест, кроссворд

4. Допиши начало (середину, конец, рассказа). И т.д.
Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
     Слайд  1.На уроках русского языка широко используются  различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 

     Слайд  2.Ещё одним эффективным средством  считаются  работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый).     

Слайд  В 3 (4) классе необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет, поскольку формирование познавательных  и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий.

     Слайд  Заключение.

         УУД формируются постепенно с 1по 4 классы. В результате системы упражнений, направленных на формирование Учебных Действий ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». УУД  создают условия развития личности и её самореализации, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

                                

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новобурейская средняя общеобразовательная школа №3

Бурейского района Амурской области

Доклад

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

C:\Users\Юля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\b3184638355.jpg

Ланкина Ю.В.,                                                      учитель начальных классов

2016 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Какие универсальные учебные действия, заявленные в новых стандартах, осуществляются учениками в ходе совместной работы в парах? В материале описаны этапы работы в паре по методике "Взаимный тренаж" на...

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

В данном докладе, я постаралась раскрыть такую тему  как, формирование УУД на уроках русского языка в третьем классе....

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Доклад по теме "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе"....

«Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе».

В этой  работе  вы можете познакомиться с формами работы на уроке русского  языка...