Статья на тему "Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Бобылева Ирина Игоревна

Введение ФГОС НОО требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастником учебного процесса, консультантом, помощником, организатором познавательной деятельности детей. В связи с этим актуальны слова В.А.Сухомлинского. Он говорил, что лучший учитель тот, кто забывает, что он учитель. Меняется и роль ученика – он включается в активную познавательную деятельность. Совместно с учителем ставит цели своей деятельности, планирует ее, активно работает с разными источниками информации, самостоятельно делает выводы, анализирует процесс и результаты своей деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_i.i._statya.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности.

Введение ФГОС НОО требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастником учебного процесса, консультантом, помощником, организатором познавательной деятельности детей. В связи с этим актуальны слова В.А.Сухомлинского. Он говорил, что лучший учитель тот, кто забывает, что он учитель. Меняется и роль ученика – он включается в активную познавательную деятельность. Совместно с учителем ставит цели своей деятельности, планирует ее, активно работает с разными источниками информации, самостоятельно делает выводы, анализирует процесс и результаты своей деятельности.

Согласно ФГОС внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Учащиеся начальных классов должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей исследовательских умений, самостоятельного поиска информации.

Исследовательская деятельность в данном аспекте как нельзя лучше помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять план работы, сравнивать различные объекты, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.

А. И. Савенков в своей книге «Методика исследовательского обучения младших школьников» даёт следующее определение: «Исследование – это творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности». В свою очередь, исследовательскую деятельность можно определить, как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать и анализировать, а так же для развития личности в целом.

Н.А. Семёнова в статье «Исследовательская деятельность учащихся» пишет, что «учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, результатом которой является формирование познавательных  мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности».

В основе учебной исследовательской деятельности лежат следующие познавательные умения: умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение интегрировать знания из различных областей наук, умение критически мыслить.

Под исследовательскими умениями необходимо понимать интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале.

Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы,  метод проектов.

Наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности – проектная деятельность.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных возможностей учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В процессе проектной деятельности  у ученика формируются следующие учебные действия: проектировочные, исследовательские, информационные, кооперативные, коммуникативные, экспериментальные, рефлексивные, презентационные.

Таким образом, проектная деятельность является важнейшей составляющей в системе формирования исследовательских умений во внеурочное время. Формирование и развитие исследовательских умений в младшем школьном возрасте является необходимым.

Проведя анкетирование среди учителей начальных классов, пришли к выводу о том, что большинство учителей работают над формированием исследовательских умений  в урочное время, так как исследовательская деятельность предполагает выполнение проектов, включённых в программу. Из ответов учителей выяснили, что родители не всегда имеют возможность оказать помощь своим детям в выполнении проектов.

Анкетирование учащихся показало, что они выполняют учебные исследовательские проекты. Ребята отмечают, что особенно интересно работать над проектами из области окружающего мира, при возникновении затруднений помощь оказывают родители (51%), учитель (59%).

Проанализировав данные, полученные в ходе опроса родителей, сделали вывод, что родители стараются оказывать помощь в выполнении учебных проектов, но не всегда  компетентны в данном вопросе.

Однако, 72% опрошенных учителей отмечают, что процесс организации исследовательской деятельности во внеурочное время затруднителен, так как:

  • модель организации внеурочной деятельности в начальной школе не предусматривает занятия по исследовательской деятельности;
  • учащиеся не проявляют интерес к занятиям исследовательского характера во внеурочное время;
  • родители не всегда компетентны в оказании помощи.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что проектная деятельность во внеурочное время играет важную роль в формировании исследовательских умений младших школьников. Для эффективного формирования исследовательских умений во внеурочной деятельности рекомендуем: включить в модель внеурочной деятельности программу, направленную на формирование исследовательских умений; проводить систематическую просветительскую работу с родителями по выполнению исследовательских проектов; разработать систему измерения и фиксации уровней сформированности исследовательских умений младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...

Статья развитие математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предмето...

Статья "Формирование логических умений младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях по художественному труду".

laquo;Мы слишком часто даем детям ответы,которые надо выучить,а не ставим перед ними проблемы,которые надо решить».Одной из важнейших задач, стоящих перед учителями начальных классов, педагогам...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"

В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается одно из важнейших путей улучшения воспитательной работы школы - построение ее на основе педагогической диагностики....

Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования

Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования...