Главные вкладки

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"
    статья (1, 2, 3, 4 класс)

    Бобылева Ирина Игоревна

    В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность». Методологическую основу статьи составляют подходы к исследовательской деятельности А.И. Савенкова, А.П. Гладковой. По нашему мнению, формирование исследовательских умений младших школьников будет эффективнее, если разработать ряд проектных задач, основанных на краеведческом материале.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bobyleva_ii_statya.docx18.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    УДК 159.99

    ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ

    И.И. Бобылева, учитель начальных классов

    МОУ «Ковернинская средняя школа №1»

    Аннотация. В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность». Методологическую основу статьи составляют подходы к исследовательской деятельности А.И. Савенкова, А.П. Гладковой. По нашему мнению, формирование исследовательских умений младших школьников будет эффективнее, если разработать ряд проектных задач, основанных на краеведческом материале.

    Ключевые слова: внеурочная деятельность, исследовательские умения, проектные задачи, младшие школьники, универсальные учебные действия, формирование исследовательских умений.

    Приоритетной целью российского образования на современном этапе развития является создание условий для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится способность человека действовать в конкретной жизненной, профессиональной, социальной ситуации, проявляя самостоятельность, мобильность, креативность, компетентность.[4]

    Начальная школа, является стартовой ступенью образования, именно на этой ступени закладывается база общих учебных умений в учебно-познавательной деятельности, формируются ключевые компетенции, составляющие основу образования на протяжении всей жизни. Одним из наиболее значимых результатов обучения, необходимых для продолжения образования, ученые и педагоги считают исследовательские умения. В настоящий момент проблема формирования исследовательских умений рассматривается в связи с необходимостью подготовки нового поколения специалистов, способных решать быстро, качественно и творчески сложные задачи; мыслящих достаточно универсально, обладающих фундаментальными знаниями, конкурентоспособных. Поскольку одним из важных результатов является умение учиться на протяжении всей жизни, очевидна необходимость изучения вопроса формирования и диагностирования исследовательских умений младшего школьника, для которого учебная деятельность является ведущей.

    Проблема формирования исследовательских умений в учебном процессе имеет давнюю историю, определенный философский смысл и рассматривается в работах как зарубежных, так и отечественных педагогов (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, А. Дистервег, Д. Дьюи, П.Ф. Катерев, Я.А. Коменский, В.А. Лай, И. Песталоцци, К.П. Победоносцев, К.Д. Ушинский, и др.).

    По мнению С.Г. Воровщикова, исследовательские умения учащихся, являясь ключевыми, актуальны как фактор, формирующий методы и способы познавательной деятельности, влияющий на возрастание мотивации к познавательной активности, позволяющий заниматься самообразованием в течение всей жизни, определяющий готовность к продуктивной практической деятельности.

    На современном этапе в исследовательских работах рассматриваются закономерности формирования исследовательских умений на этапе средней, старшей школы, высшего образования, но отсутствует рассмотрение этого вопроса применительно к начальной школе. Не разработан методический инструментарий, позволяющий диагностировать уровень сформированности исследовательских умений младшего школьника в образовательном процессе.

    Отмечается, что целостная система универсальных знаний и умений не может проявиться иначе, чем в ситуации разрешения межпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это есть проектирование (К.Н. Поливанова). Рекомендации по разработке проектных задач представлены в работах А.Б. Воронцова, В.М. Заславского, С.В. Егоркиной, С.В. Клевцова, В.Н. Суслова. Вместе с тем в круг исследовательских задач не вошло изучение возможностей внеурочной деятельности в процессе формирования исследовательских умений младшего школьника.

    Таким образом, актуально рассмотреть необходимость формирования готовности молодого поколения к непрерывному образованию на основе исследовательских умений; значимость исследовательских умений для становления личности младшего школьника; потребностью создания теоретических основ формирования исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности.

    Существуют различные классификации уровней сформированности исследовательских умений младших школьников. В нашем исследовании будем опираться на следующую классификацию уровней, основанную на исследованиях А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова. Ими выделено 3 уровня сформированности исследовательских умений и соответственно сформированности познавательных и регулятивных УУД у младших школьников:

    1 уровень: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы;

    2 уровень: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему;

    3 (высший) уровень: ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение. [2].

    Именно последний уровень определяет умение учиться. И задача учителя довести ребенка именно до этого уровня.

    Многие авторы указывают, что правильно организованная проектная деятельность развивает у детей произвольность психических процессов, вызывает повышенную познавательную активность, стимулирует стремление к исследованию, формирует личностные новообразования.

    А.П. Гладкова в своей статье «Внеурочная деятельность, как условие формирования исследовательских умений младших школьников» указывает различные уровни результатов внеурочной деятельности. [1]

    Изучив опыт школ по формированию исследовательских умений младших школьников, пришли к выводу о том, что большинство учителей работают над формированием исследовательских умений в урочное время, так как проектно-исследовательская деятельность предполагает выполнение проектов, включённых в программу, но во внеурочной деятельности исследовательские умения формируют немногие.

    Нами был проведен эксперимент по формированию исследовательских умений младших школьников в ходе решения проектных задач во внеурочной деятельности.
    В ходе эксперимента учащимся было предложено пройти курс внеурочной деятельности «Я исследую мир». Данный курс интеллектуальной направленности. Программа является продолжением урочной деятельности, опирается на методику организации проектной деятельности младших школьников, методику организации проектной деятельности А.В. Горячева, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

    Программа внеурочной деятельности включает в себя систему проектной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной деятельности.

    Результаты освоения курса «Я исследую мир» представлены на трех уровнях:

    1 уровень – предполагает приобретение учащимися новых знаний  и опыта решения простых проектных задач, умения решать проектные задачи поэтапно.

    2 уровень – предполагает позитивное отношение к самообразованию, к самостоятельному выбору тем для проектной работы, умению составить план решения проектных задач.

    3 уровень – предполагает проявление у учащихся активной жизненной и социальной  позиций, умение учащихся самостоятельно работать над выбранной темой проектных задач, умения провести рефлексию и адекватно оценить результаты собственной работы.

    При включении учащихся в решение проектных задач различной направленности можно было отметить, что активность и интерес учащихся возрастал при изучении тем, связанных с малой Родиной. Именно поэтому большинство тем проектов опирается на краеведческий материал.

    По итогам эксперимента можно отметить, что у большинства учащихся возрос интерес к исследовательской деятельности, умение самостоятельно выбирать тему исследования и составлять план решения проектной задачи.

    Исходя из полученных результатов, нами сделаны выводы о том, что при включении системы проектных задач во внеурочную деятельность младших школьников можно формировать и совершенствовать исследовательские умения младших школьников более эффективно.

    Библиографический список.

    1. Гладкова А.П. Внеурочная деятельность как условие формирования исследовательских умений младших школьников//Средняя общеобразовательная школа № 78, г. Волгоград .

    2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы обучения. – 2007. – № 3. – С. 14-24

    3. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа. –  2006. –  №2. – С.45-49

    4. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности

    Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

    К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

    В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...

    Статья "Формирование логических умений младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях по художественному труду".

    laquo;Мы слишком часто даем детям ответы,которые надо выучить,а не ставим перед ними проблемы,которые надо решить».Одной из важнейших задач, стоящих перед учителями начальных классов, педагогам...

    Развитие читательского интереса младших школьников на внеурочной деятельности посредством создания буктрейлеров

    Определение методических возможностейиспользования во внеурочной деятельности буктрейлеров как средства,способствующего развитию читательского интереса младших школьников.Гипотеза : использование во в...

    Статья на тему "Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности"

    Введение ФГОС НОО требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастни...