Занятие внеурочной деятельности по решению проектной задачи (3 класс)
материал (3 класс)

Материал содержит технологическую карту  занятия  внеурочной деятельности по решению проектной  задачи  3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_po_resheniyu_proektnoy_zadachi.doc36.96 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача «общешкольный праздник „в Царстве Берендея”»

1. Паспорт проектной задачи

тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

проводится в течение учебного года в 3 классе, рекомендуемое время проведения — до двух занятий

Дидактические цели

1. Комплексное использование освоенных математических умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда задач предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные

1. Умение выделять из предложенного перечня диких животных леса.

2. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня» и «тысяча».

3. Умение работать с единицами времени: переводить из больших в меньшие, сравнивать, вычислять.

4. Умение пользоваться геометрической терминологией: сторона квадрата, диагональ квадрата.

Метапредметные

1.   Владение комбинаторными умениями.

 2. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

3. Умение читать и дополнять таблицы, пользоваться условной схемой для решения задания.

4. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

5. Умение классифицировать объекты по заданному основанию классификации.

6. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

планируемый педагогический результат

Демонстрация знаний о диких и домашних животных.

Демонстрация навыка табличного умножения.

Усвоение предметного материала 3 класса по разделам программы «Внетабличное умножение», «Сравнение величин» и возможность применять его в нестандартных условиях

Критерии оценивания

Правильность выполнения предметных заданий.

Правильное заполнение таблицы итогового задания на основе обобщения полученных данных.

Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе

2. Замысел проектной задачи

        Проектная задача состоит из пяти заданий, стратегия выполнения заданий не позволит выполнять их в любом порядке — необходима определенная последовательность при выполнении большей части заданий. в соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта подготовки к общешкольному празднику.

Задание № 1. Ученикам необходимо определить диких животных и их количество. на основе классификации по заданному основанию и знаний представителей домашних и диких животных второклассники осуществляют свой выбор. результат выполнения задания — определены виды животных, которые будут представлены на празднике.

Задание № 2. Ученикам необходимо применить комбинаторные умения для верного выполнения задания — расстановки участников во время танца. Для выполнения задания ученики должны продемонстрировать предметные умения — точное использование геометрической терминологии (сторона

 квадрата, диагональ квадрата).

Результат выполнения задания № 2 — верно определено месторасположение каждого вида животного.

Задание № 3. правильная расстановка танцоров в соответствии со схемой в костюмах разных видов животных позволит определить их количество.

Результат — подсчитано общее количество костюмов животных каждого вида.

Задание № 4 предполагает подготовку сметы расходов для заказа на пошив заявленного количества костюмов. Ученики демонстрируют умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня». Кроме того, ученики демонстрируют умение читать и дополнять таблицы в соответствии с заданием.

Результатом выполнения задания станет составленная смета расходов с определением итоговой суммы для выполнения заказа.

Задание № 5 потребует от третьеклассников соотнести временные рамки работы банка и ателье для того, чтобы стало возможным снять деньги и оплатить услуги ателье. в этой связи ученики должны продемонстрировать умение работать с единицами времени: переводить из больших единиц в меньшие, сравнивать, вычислять. Отвлекающими факторами в данном задании являются, во-первых, разные рабочие дни для банка и ателье — это ставит учеников перед выбором оптимального дня; во-вторых, разные часы работы с клиентами, что опять должно привести ребят к выбору наиболее приемлемого варианта.

Результат выполнения этого задания — день и время определены оптимально.

        Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до 2-х занятий внеурочной деятельности.  

        Итоговое задание – синтез результатов, полученных во всех заданиях: определены виды животных – костюмы для выступления, составлена смета расходов, определено время для выполнения финансовых операций.

        Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи — подготовка костюмов для общешкольного праздника «В царстве Берендея».

        После выполнения всех заданий проектной задачи происходит защита разработок. Продуктом данной проектной задачи должна стать схема  с расположением выбранных видов животных — участников праздника, предложена  смета расходов на пошив костюмов и определен день и время оплаты услуг ателье. Частично итог может быть представлен в виде электронной презентации с выделением всех слайдов-номеров заданий. В то же время итогом может стать и обычный устный отчет о выполненной проектной задаче.

         

Технологическая карта  занятия  по решению проектной задачи

«Общешкольный праздник "В царстве Берендея"»

Учитель начальных классов:  Ткач Вера Николаевна

Часть 1 (деятельность учителя)

Название проектной задачи

Общешкольный праздник «В царстве Берендея»

Предмет

Межпредметная (математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача

Класс

3

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1.Проверка умений учащихся пользоваться  предложенной информацией , представленной  в различных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения.

2.Развитие навыков сотрудничества в малых группах.

3. Формирование коммуникативных компетентностей

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

1.Комплексное использование  знаний  из разных учебных дисциплин.

2.Работа согласно инструкции.

3.Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных вариантах ( таблица, текст, схема).

4.Умение выбирать оптимальный вариант решения.

5.Сопоставление фактов и умение  делать выводы на основе их анализа.

6.Обработка информации, формулировка выводов.

Общеучебные умения

1.   Владение комбинаторными умениями.

 2. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

3. Умение читать и дополнять таблицы, пользоваться условной схемой для решения задания.

4. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

5. Умение классифицировать объекты по заданному основанию классификации.

6. Умение работать  согласно алгоритму (умение действовать по плану).

7. Работа с  разными видами информации.

8.Планирование учебного сотрудничества (взаимодействие, взаимопомощь).

9. Умение объективно оценивать себя,  рефлексировать

Планируемый педагогический результат

1. Демонстрация знаний о диких и домашних животных.

2. Демонстрация навыка табличного умножения.

3. Усвоение предметного материала 3 класса по разделам программы «Внетабличное умножение», «Сравнение величин» и возможность применять его в нестандартных условиях

4.Применение    навыков работы во взаимодействии.

Способ и формат оценивания результатов работы

 В процессе решения задачи оценивается:

- владение   учащимися    необходимым  предметным материалом;

- умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

- умение  взаимодействовать  в  малой группе при решении общей задачи;

  Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем заполнения листа самооценки и   наблюдения  учителя. На основании этого  делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Оборудование и материалы

Раздаточный материал с заданиями,  листы самооценки.

Часть 2 (деятельность ученика)

 Учащиеся  действуют по алгоритму  решения проектной задачи:

1. Определите  роль каждого участника групповой работы.

2. Познакомьтесь с условием задачи.

3. Обсудите  организацию работы в группе по решению проектной задачи.

4. Ознакомьтесь с инструкцией (содержанием заданий).

5. Выполните  задания, сформулированные в инструкции.

6. Подготовьтесь  к презентации (защите) решения проектной задачи.

7. Предъявите  готовый  продукт.

8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

9. Оцените  свой  продукт  по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами)

Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из пяти заданий, стратегия выполнения заданий не позволит выполнять их в любом порядке — необходима определенная последовательность при выполнении большей части заданий.

В  соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта подготовки к общешкольному празднику.

Результат, который должны получить дети

  Выполняя  задания, учащиеся  должны  определить  виды животных – костюмы для выступления, составить  смету расходов, определить  время для выполнения финансовых операций.

        Кроме того,  ученики должны определиться с целью данной проектной задачи — подготовка костюмов для общешкольного праздника «В царстве Берендея».

Описание проектной задачи

К общешкольному празднику «в царстве Берендея» решено представить инсценировку песни о животных. Для этого необходимы костюмы лесных  зверей. В ателье могут сшить следующие костюмы: лисы, зайца, волка, кошки, цыпленка, медведя, овечки.  

Комментарии

    В первую очередь необходимо вспомнить правила работы в группе. Последовательность  выполнения заданий учащиеся должны определить сами. Учитель сообщает  о том, что контроль  за временем будет осуществлять он, но дети должны подумать каким образом распределить время.

Задание 1

Задание 1. определите, костюмы каких животных необходимо заказать в ателье (отметьте галочкой в квадратике).

□ лисы        □ зайца          □ волка         □ кошки         □ цыпленка  

  □ медведя        □ овечки  

Комментарии к заданию 1

Учащиеся должны обратить внимание на то, что среди предложенных  животных названия лесных животных.  

Задание 2

Для начала необходимо определить общее количество танцоров в костюмах лесных животных. Для этого нужно расставить их в виде квадрата так, чтобы в каждом ряду были по одному виду каждого животного, причем по одной из диагоналей должны стоять танцоры в костюме животного, которое, в отличие от других, зимой впадает в спячку.

Задание 2. Помогите определить на схеме, где и в каких костюмах должны стоять танцоры (впишите букву, с которой начинается название животного).

Комментарии к заданию 2

 Следует обратить внимание на то, что в каждом ряду должны быть  по одному виду каждого животного, причем по одной из диагоналей уже  стоят  танцоры в костюме животного, которое, в отличие от других, зимой впадает в спячку (м)

Задание 3

 Задание 3. По предыдущей схеме определите общее количество танцоров и количество костюмов каждого вида (количество костюмов каждого животного, участвующего в инсценировке, впишите в клеточку).

 □ лисы        □ зайца          □ волка         □ кошки         □ цыпленка  

 □ медведя        □ овечки

В ателье выдали следующий бланк для заказа костюмов:

название костюма

Кол-во материала для

 1 костюма (м)

Вид материала

Кол-во костюмов

(шт)

Кол-во материала на все костюмы этого вида

Цена 1 м ткани (руб.)

стоимость материала (руб.)

Лиса

2

Хлопок

10

Заяц

1

Лён

30

волк

3

шерсть

20

Кошка

2

Хлопок

10

Цыплёнок

1

лён

30

медведь

5

Мех

40

овечка

3

мех

40

                                                                                                                   Итого:

Инструкция:

1. Напротив  каждого названия лесного зверя  в графе "Кол-во костюмов" напишите , сколько костюмов надо сшить.

2. Умножьте количество материала на один костюм  на количество костюмов. которое надо сшить и запишите в графе "Кол-во материала на все костюмы этого вида".

3. Узнайте стоимость  материала на каждый вид костюма (умножьте  количество материала на цену 1 м ткани на данный вид костюма)

4. Узнайте общую стоимость всего материала (сложите  все стоимости)

Комментарии к заданию 3

Обратить внимание, что в данной таблице должны быть заполнены  строки только  с названиями лесных животных.

Задание 4.  

Задание 4. Заполните бланк для заказа костюмов, чтобы знать, какую сумму необходимо снять со счета в банке и оплатить услуги ателье.

Банк выдает деньги по вторникам, средам и пятницам. Ателье принимает оплату за услуги по понедельникам, средам и пятницам.

Банк выдает деньги

Ателье принимает оплату

Понедельник

-----------------

Понедельник

с 9.00 до 12.00

Вторник

с 10.00 до 12.00

Вторник

-----------------

Среда

с 13.00 до 15.00

Среда

с 12.00 до 14.00

Четверг

------------------

Четверг

-----------------

Пятница

с 11.00 до 13.00

пятница

с 13.00 до 14.00

От банка до ателье можно доехать на троллейбусе или маршрутном такси. Время в пути на троллейбусе займет 1 ч 20 минут, а на маршрутном такси в 2 раза меньше.

Инструкция:

1. Выберите дни, когда  банк  выдаёт деньги и  ателье принимает оплату.

2. Выберите время, когда удобно  будет взять деньги в банке и заплатить в ателье.

3. Выберите, на каком транспорте  можно быстрее добраться  до ателье.  

Комментарии к заданию 4

Внимательно изучите  периоды, когда банк выдаёт деньги и когда принимает оплату. Найдите   сначала дни, когда это можно сделать. Потом найдите  время, когда можно одновременно  взять деньги и внести оплату. Определите, на каком транспорте быстрее добраться от банка до ателье.

Задание 5

Задание 5. В какой день недели удобнее произвести все расчеты за услуги по пошиву костюмов? (отметьте галочкой  точное время.)

Понедельник                с           до

Вторник                       с           до

Среда                           с           до

Четверг                        с           до

Пятница                       с           до

Комментарии к заданию 5

Записать нужно только время в тот день, который определили в задании 4. Обратите внимание на  слова "все расчёты за услуги  по пошиву костюмов".

Итоговое задание

1. Ответьте на вопросы:

Вопрос

ответ

1. Какие костюмы необходимы для инсценировки песни?

2. Какова стоимость каждого вида костюмов?

3. Какова стоимость всех костюмов для инсценировки?

4. В какой день недели можно оплатить услуги по пошиву костюмов, если от банка до ателье ехать на троллейбусе?

5. Какой из необходимых для инсценировки костюмов является самым дорогим?

6. Правильно ли расставили танцоров на схеме?

Подведение  итогов

 Составьте рассказ о вашей работе.

1. Мы выполняли проектную задачу под названием «Общешкольный

праздник „В царстве Берендея”»

2. Определите цель проектной задачи «Общешкольный праздник „В царстве Берендея”»________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Достигли ли вы поставленной цели?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Для этого мы (что сделали?):

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Работа получилась…

6. Группа работала…

7. При работе над задачей хотим  отметить….

Комментарии

     Каждая группа выбирает одного представителя, который представляет результат работы. Начинает отвечать группа, которая  закончила работу первой. Дальше группы  отвечают по часовой стрелке. Группа представляет решение одного задания. Другие группы дополняют ответ.

Рефлексия

 -Удалось ли вам достичь поставленной цели?

 - Какие качества и умения помогли вам решить поставленную задачу?

 - Оцените свою работу и работу группы, используя лист самооценки. 

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании

работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Общешкольный праздник  “в царстве Берендея”».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен

 своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

да              нет

 Почему? _______________________________________________________

Комментарии

Учащиеся заполняют листы самооценки.  Учитель предлагает высказаться детям по результатам работы в группе, рассказать, что получилось и, в чем испытывали затруднения.

 



Предварительный просмотр:

Алгоритм решения проектной задачи:

1. Определите  роль каждого участника групповой работы.

2. Познакомьтесь с условием задачи.

3. Обсудите  организацию работы в группе по решению проектной задачи.

4. Ознакомьтесь с инструкцией (содержанием заданий).

5. Выполните  задания, сформулированные в инструкции.

6. Подготовьтесь  к презентации (защите) решения проектной задачи.

7. Предъявите  готовый  продукт.

8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

9. Оцените  свой  продукт  по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами)

        К общешкольному празднику «в царстве Берендея» решено представить инсценировку песни о животных. Для этого необходимы костюмы лесных  зверей. В ателье могут сшить следующие костюмы: лисы, зайца, волка, кошки, цыпленка, медведя, овечки.

Задание 1. определите, костюмы каких животных необходимо заказать в ателье (отметьте галочкой в квадратике).

□ лисы        □ зайца          □ волка         □ кошки         □ цыпленка  

  □ медведя        □ овечки

        Для начала необходимо определить общее количество танцоров в костюмах лесных животных. Для этого нужно расставить их в виде квадрата так, чтобы в каждом ряду были по одному виду каждого животного, причем по одной из диагоналей должны стоять танцоры в костюме животного, которое, в отличие от других, зимой впадает в спячку.

Задание 2. Помогите определить на схеме, где и в каких костюмах должны стоять танцоры (впишите букву, с которой начинается название животного).

Задание 3. По предыдущей схеме определите общее количество танцоров и количество костюмов каждого вида (количество костюмов каждого животного, участвующего в инсценировке, впишите в клеточку).

□ лисы        □ зайца          □ волка         □ кошки         □ цыпленка  

 □ медведя        □ овечки

В ателье выдали следующий бланк для заказа костюмов:

название костюма

Кол-во материала для

 1 костюма (м)

Вид материала

Кол-во костюмов

(шт)

Кол-во материала на все костюмы этого вида

Цена 1 м ткани (руб.)

стоимость материала (руб.)

Лиса

2

Хлопок

10

Заяц

1

Лён

30

волк

3

шерсть

20

Кошка

2

Хлопок

10

Цыплёнок

1

лён

30

Медведь

5

Мех

40

Овечка

3

мех

40

                                                                                                                   Итого:

        

Инструкция:

1. Напротив  каждого названия лесного зверя  в графе "Кол-во костюмов" напишите , сколько костюмов надо сшить.

2. Умножьте количество материала на один костюм  на количество костюмов,  которое надо сшить  и  запишите в графе "Кол-во материала на все костюмы этого вида".

3. Узнайте стоимость  материала на каждый вид костюма (умножьте  количество материала на все костюмы этого вида  на цену 1 м ткани)

4. Узнайте общую стоимость всего материала.

Задание 4. Заполните бланк для заказа костюмов, чтобы знать, какую сумму необходимо снять со счета в банке и оплатить услуги ателье.

Банк выдает деньги по вторникам, средам и пятницам. Ателье принимает оплату за услуги по понедельникам, средам и пятницам.

Банк выдает деньги

Ателье принимает оплату

Понедельник

-----------------

Понедельник

с 9.00 до 12.00

Вторник

с 10.00 до 12.00

Вторник

-----------------

Среда

с 13.00 до 15.00

Среда

с 12.00 до 14.00

Четверг

------------------

Четверг

-----------------

Пятница

с 11.00 до 13.00

пятница

с 13.00 до 14.00

От банка до ателье можно доехать на троллейбусе или маршрутном такси. Время в пути на троллейбусе займет 1 ч 20 минут, а на маршрутном такси в 2 раза меньше.        

Инструкция:

1. Выберите дни, когда  банк  выдаёт деньги и  ателье принимает оплату.

2. Выберите время, когда удобно  будет взять деньги в банке и заплатить в ателье.

3. Выберите, на каком транспорте  можно быстрее добраться  до ателье.  

         

Задание 5. В какой день недели удобнее произвести все расчеты за услуги по пошиву костюмов? (отметьте галочкой  точное время.)

Понедельник               с           до

Вторник                      с           до

Среда                          с           до

Четверг                        с          до

Пятница                       с          до

Итоговое задание :

Вопрос

ответ

1. Какие костюмы необходимы для инсценировки песни?

2. Какова стоимость каждого вида костюмов?

3. Какова стоимость всех костюмов для инсценировки?

4. В какой день недели можно оплатить услуги по пошиву костюмов, если от банка до ателье ехать на троллейбусе?

5. Какой из необходимых для инсценировки костюмов является самым дорогим?

Составьте рассказ о вашей работе.

1. Мы выполняли проектную задачу под названием «_______________________________________________________».

2. Какова была цель?

___________________________________________________________________________________________________________________

3. Достигли ли вы поставленной цели?_______________________

4. Для этого мы (что сделали?):

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Работа получилась…

6. Группа работала…

7. При работе над задачей хочу отметить….

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Общешкольный праздник  “в царстве Берендея”».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

да              нет

 Почему? _______________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Общешкольный праздник  “в царстве Берендея”».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

да              нет

 Почему? ____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня». 2 класс.

Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня».2 класс....

Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовля...

Открытое занятие кружка Решение проектных задач 1 класс "Правила первоклассника"

Формирование умения представлять результаты проектной деятельности,  оценивать свои достижения, воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность к учебным занятиям, соблюдени...

Внеурочное занятие с элементами решения проектных задач для учащихся начальной школы «Правила приветствия и прощания»

Создание условия для проверки знаний состава чисел первого десятка. Развивать навык составления и  решения задач, способствовать  развитию вычислительных навыков....

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...