Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Протасова Людмила Николаевна

Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовлять свой уровень и формы работы с представленными на мастер - классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Протасова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов I квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» г. Курска

Мастер – класс

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе».

(Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативных  универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию коммуникативных  УУД на уроках  в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию коммуникативных  УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию коммуникативных  УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: мультимедийные средства, видео ролик, карточки, энциклопедия, краски, альбомы, карандаши цветные, листы белой бумаги, ватманы, клей, ножницы.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании коммуникативных   УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер – класса:

  1. Оргмомент

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам успехов.

2 .Мотивация к мастер-классу.

Отгадайте загадку: Куда бежит - сама не знает. В степи ровна, в лесу плутает, споткнётся у порога. Что это? (дорога)

-  Какие вы знаете дороги? Какие словосочетания со словом дорога вы можете составить, используя прилагательные? (длинная дорога, скользкая дорога, долгая дорога и т.д.)

-А можно ли использовать такое словосочетание:  поющая дорога? Что это словосочетание может обозначать?

-Знаете ли вы, что существуют поющие дороги! Послушайте интересную информацию:

 14 лет назад в Дании дизайнеры создали  первое в мире акустическое  шоссе. Сейчас лидером по необычным поющим дорогам является Япония, там уже больше 20 таких поющих трасс. Так, если вы собираетесь на авто в город  Фудзияма, то обязательно услышите гимн этого города из-под колес транспортного средства.

Поющая дорога – это особый участок дороги, на котором нанесены поперечные бороздки по заранее рассчитанной схеме. Благодаря разной их ширине (8 -24 мм) и глубине (от 3 до 6 мм) при движении транспорта создаются низкие и высокие частоты.  Чередующиеся частоты создают мелодии, которые слышны в салоне, при этом ни марка авто, ни особенности его конструкции на яркость и качество музыки не влияют.

3.Работа по теме.

-  Вы бы хотели такие дороги у нас в городе?

Предлагаю вам создать плакат: «Поющие дороги» в нашем городе.  Для того  чтобы создать такой  плакат, у вас в группах есть серия заданий. Выполнив эти задания, вы получите групповой результат-плакат. Желаю вам творческой работы в группах.  У вас на данную работу 35 минут.   ( Каждой группе дается задание, напечатанное на карточке)

Тексты заданий :

Задание 1. В нашем городе нет поющих дорог. Составьте  и запишите  обращение для взрослых, в котором вы укажете необходимость и значимость поющих дорог для маленьких детей и школьников. Обращение пишите от  лица девочки 5 лет, которая очень любит путешествовать. (Обращения зачитывают представители каждой группы.)

Задание 2.  На основе представленного ниже сюжета текста составьте математическую задачу в буквенном виде. Постройте схему по данному тексту задачи. Запишите ее решение. «Скорость езды по поющей дороге имеет немаловажное значение. Каждая музыкальная дорога создана таким образом, что услышать ее мелодию возможно только на строго определенной скорости, например, при быстрой езде по дороге к Анян  (Южная Корея) услышите популярную детскую песенку «У Мэри был барашек», а чтобы услышать финальную увертюру из «Вильгельма Телля» придется ехать с меньшей  скоростью. Такие дороги не только являются достопримечательностями государств, но и дополнительным стимулом соблюдения правил дорожного движения».  ( Выслушиваются представители групп)

Задание 3. Дороги, называют поющими. Как бы вы назвали другими словами,  близкими по значению такие дороги.  Запишите родственные и близкие по значению слова к слову поющие. Чем больше вариантов предложишь, тем интереснее.  (Каждая группа записывает варианты на листах бумаги)

Задание 4. Нарисуйте  2 рисунка «поющих  дорог», которые будут отличаться своим настроением. Что вы будете использовать, чтобы передать разное настроение? ( Творческие работы демонстрируются)

Задание 5. Соберите все ваши результаты предыдущих заданий и представьте их на плакате: «Поющие дороги» в нашем городе».  

Комментарии к занятию. Занятие разработано в форме проектной задачи. Проектная задача, по мнению А.Б. Воронцова, ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков). Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

 В данной задаче продуктом является плакат.  Задания  в задаче подобраны так, что предполагают выполнение разных видов деятельности: интеллектуальной, продуктивной, творческой. Содержание заданий учитывают возможности участия каждого в группе. Объем заданий представлен большим, невыполнимым за малое количество времени одним учеником. Это требует распределения обязанностей среди группы учеников для успешного выполнения заданий.  Такое занятие можно назвать диагностическим. Занятие позволяет диагностировать, оценить сформированность коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД, а также  некоторых предметных результатов.

       Литература :

  1. Гафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.: ил. – (Стандарты второго поколения).
  3. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.  – (Стандарты второго поколения).
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.   – (Стандарты второго поколения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...

«Развитие коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

Выступление на педагогическом совете на тему:  «Развитие коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках  в начальной школе...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.

В данной работе обобщён и представлен мой практический опыт формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной специальной (коррекционной) школе I и II видов....

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности....

формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"

Презентация предназначена для выступления на педагогическом совете школы....