Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)

Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.

Задачи: дать возможность учащимся в практической ситуации продемонстрировать свои умения по работе с задачей

             -уметь строить алгоритм поиска необходимой информации,

  - определять логику решения практических   задач на движение

            -строить знаково-символические модели при составлении схемы к задаче;

            -продолжить осознанную работу детей в малой группе(  Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов)

продемонстрировать  один из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem.doc151 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_mat.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Урок решения проектной задачи

«Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение)

(Математика 4 класс)

УМК «Перспективная начальная школа»,

Выполнила: учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 29»

Н.Б.Сологубова

Тамбов,2021

Тема урока: «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа. Решение задач на движение»

Тип урока: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)

Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.

Задачи: дать возможность учащимся в практической ситуации продемонстрировать свои умения по работе с задачей

             -уметь строить алгоритм поиска необходимой информации,

  - определять логику решения практических   задач на движение

            -строить знаково-символические модели при составлении схемы к задаче;

            -продолжить осознанную работу детей в малой группе(  Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов)

продемонстрировать  один из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи.

Формируемые УУД:

1)Познавательные: умение использовать формулу одновременного

движения для решения задач на движение;

тренировка навыка устных вычислений, анализа текстовых задач.

 2)Личностные: умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

3)Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);   анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Оборудование: презентация, интерактивный задачник, карточки для индивидуальной работы, маршрут путешествия, листы самооценки.

                 

Ход урока

1Организация внимания.

2.Актуализация знаний.(повторение формулы пути)

3.Формирование рабочих групп

а)   Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи

Кто из вас был на побережье Черного моря?

А где вы отдыхали?

Как вы путешествовали?

В студенческом турбюро конкурс, разработать маршрут путешествия по Черноморскому побережью Кавказа на велосипедах

В чем плюс путешествия на велосипедах?

Ну что поучаствуем в конкурсе?

Вспомним ключевые формулы. Проведём подготовительный мозговой штурм.

У каждой группы на столах подробные  инструкции,  с которыми вы будете работать.  Всё задание объемное, состоит из нескольких частей,  поэтому очень важно правильно распределить обязанности внутри группы.(творческой команды)

Я  надеюсь, что каждый из вас  сможет принести пользу всей команде. Но чтобы это действительно получилось, в процессе игры вам придется договариваться о том, какую часть общей задачи будет решать каждый из вас, приходить на помощь друг другу, проявлять умение доказывать свою точку зрения и с пониманием относиться к точке зрения своих товарищей по команде.

Коротко, что вам необходимо сделать:

1.Разработайте схему маршрута, опираясь на дневник путешественников (тетрадь №3).-инструкция №1.(Приложение) Будем работать коллективно.

А дальше разделим задания. Вы самостоятельно выполняете задание по инструкции.

2.Сухой паёк-инструкция №2  (Приложение)Группы 1,2

3.Составление меню обеда- инструкция №3 (Приложение)Группы 3,4

Время выполнения всей работы 10 минут

Затем презентация своих проектов.

Б) Определение возможностей группы по выполнению заданий и их распределение.

Обсудите, как можно построить работу в каждой группе?

-знакомство с инструкцией.

-распределение обязанностей внутри группы.

3.Выполнение заданий в группах. Наблюдение за выполнением работы

4.Сведение отдельно выполненных заданий в один «продукт»

(составление чертежей, схем на листе ватмана)

5.Представление результатов решения задачи

- ознакомление  с результатами работы групп, обсуждение результатов работы.

6.Рефлексия

Анкета (Приложение)

Инструкция 1.

Изучив дневник путешественника, составь схему маршрута, обозначив на ней названия населённых пунктов. Узнай, сколько километров составил весь маршрут. Выберите и решите те из задач, результаты или способы решения которых, по вашему мнению, могут пригодиться при разработке или уточнения маршрута во время будущего похода.

ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЧЕРНОМОРСКОМУ ПОБЕРЕЖЬЮ КАВКАЗА

Задание 1. Познакомься с дневником путешественников по Черноморскому побережью.

24 июня, г. Адлер — г. Сочи. В 6 часов утра наш поезд прибыл на вокзал в город Адлер. Я и мой друг выгрузили велосипеды и прикрепили колёса. В путь! В Сочи ведёт 24 км очень широкой дороги с несколькими полосами движения. Много машин.

Через 2 часа мы уже в Сочи. Гуляя по городу, увидели надпись: «Дендрарий — зелёная сокровищница влажных субтропиков. Здесь собрана богатейшая коллекция деревьев и кустарников из многих уголков земного шара». За несколько часов мы обошли нижнюю и верхнюю части парка. Пообедали и отправились дальше.

Задание 2. Определи, с какой скоростью ехали путешественники из Адлера в Сочи. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. июня, г. Сочи — пос. Лазаревское

В 14 ч дня мы выехали из города. Пошёл мелкий дождь. До посёлка около 60 км.

Дорога от Сочи — это серпантин длиной 24 км. Половина серпантина — подъём, другая — спуск. Тяжело. Едешь-едешь, потом видишь, что никуда не уехал, просто немного поднялся. Далее быстрый спуск и опять затяжной подъём. Пожалуй, этот участок трассы — горная дорога — оказался самым тяжёлым. На подъёме движемся как черепахи — 6 км/ч, а затем опасный спуск со скоростью примерно 24 км/ч.

Оставшийся путь мы продвигались так же, как и до Сочи.

Задание 3. Определи, сколько было времени, когда путешественники добрались до Лазаревского.

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. июня, пос. Лазаревское — г. Туапсе

Выехали утром, в 7 ч. Предстояло проехать около 44 км.

Доехали на удивление быстро, почти не устали. Дорога, как нам и говорили: чем дальше на север, тем прямее. Всё меньше горных участков. Автотрасса местами проходит по ровной местности вдоль моря.

Уже в 11 ч мы были в Туапсе. Это морской порт с нефтеналивными причалами.

Задание 4. С какой скоростью ехали путешественники до Туапсе?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1.  июня, г. Туапсе — пос. Джубга — пос. Архипо- Осиповка

После обеда отправились дальше. Дорога хорошая, поэтому ехали так же быстро, как от Адлера до Сочи. По сравнению с сочинскими перевалами этот участок пути показался лёгкой прогулкой.

Через 5 ч пути мы были уже в Джубге.

Решили ехать дальше, до Архипо-Осиповки было ещё около часа пути. Дорога чудесная. Поэтому мы быстро преодолели все 16 км.

Вечером прогулялись по Архипо-Осиповке — большому курортному посёлку: набережная, маленькие гостиницы для автотуристов, парк аттракционов.

Задание 5. Определи расстояние, которое проехали туристы от г. Туапсе до пос. Архипо-Осиповка.

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

26 июня, пос. Архипо-Осиповка — г. Геленджик — г. Новороссийск

Около 40 км пути до Геленджика ехали в основном по равнине. Был только один горный перевал — Михайловский. Поднялись, спустились — всё, уже в Геленджике. Потом ещё примерно 28 км, и мы в Новороссийске.

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 6. Сколько километров составил весь маршрут путешественников?

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Инструкция №2

Дорогие друзья!

Готовясь к походу, туристам необходимо взять сухой паёк. Вот перечень   продуктов, которые нужно взять с собой. А как бы вы решили эту задачу, если необходимо учитывать следующие условия:

– общая калорийность всех взятых продуктов не меньше 13 000 кКал и не больше 14000 кКал;

– масса каждого из выбранных продуктов 1 кг;

– общая масса всех продуктов должна быть как можно меньше.

Составьте список продуктов, которые вы возьмете, и, пользуясь калькулятором. Определите их общую массу. Как вы считаете, позволяют ли перечисленные выше требования к набору продуктов обеспечить полноценное питание туристов в походе?

Калорийность одного килограмма различных пищевых продуктов приведена в таблице.

Продукт

Калорийность

1 килограмма продукта (кКал)

Хлеб белый

2051

Хлеб черный

2300

Рис вареный

748

Макароны вареные

748

Сухое печенье

1300

Сосиски говяжьи

2070

Ветчина

4023

Сыр

714

Молоко сгущенное, подслащенное

414

Сельдь, копченая, соленая

2245

Сельдь, простая, консервированная

2000

Банан

500

Говядина

3035

Свинина

3670

Шоколад

5780

Бобы, фасоль и шпинат

282

Инструкция 3.

Обозначь на схеме маршрута значками города, где можно пообедать.(вам подскажет дневник)

1 день – кафе «Прибой»

2 день- кафе «Русалочка»

Изучите меню этих заведений, составьте самый дешевый комплексный обед. Меню запишите на специальных бланках.

Меню

Кафе «Прибой»

Цена(руб)

Кафе «Русалочка»

Цена(руб)

Общая стоимость блюда(руб)

1 блюдо

Борщ

?, на 20руб. дороже

?

100

Суп-харчо

одинаково

140

Окрошка

50                                    ? на 15р.м

?

2 блюдо

Горшочки

?

70

160

Пельмени

?на 10 руб  дешевле

35

?

Плов

50

45

?

Напитки

Чай

На 4 руб.дешевле

?

12

Сок

Одинаково  

20

Выпечка

Булочка

10

15

?

Пирожное

25

В 2 раза дороже?

?

                                               

Кафе «Прибой»

Меню

Цена

Итого

   

Кафе « Русалочка»

.

Меню

Цена

Итого

Анкета

Ф.И.__организатора__________________________________________

  1. Оцените  работу своей группы по пятибалльной шкале

___________________________________________

  1. Что у вас не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?

__________________________________________________________

       3)Какое задание показалось наиболее  сложным?__________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа Учимся решать задачи на движение

Слайд 2

S = v∙t t = S : v v = S : t Как найти s, v, t ?

Слайд 3

Скорость = Расстояние : Вре мя Расстояние = Скорость ∙ Время Время = Расстояние : Скоро сть S = v ∙ t t = S : v v = S : t

Слайд 4

Соедини части правила-формулы . t = S = V = V·t S : t S : V

Слайд 5

Средняя скорость Время Расстояние 80 км/ч 4 ч ? 45 км/ч ? 90 км ? 2ч 1660 км


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и информатики по теме"Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении задач и при формировании вычислительных навыков", 2 класс

Веду факультативный курс "Информатика в играх и задачах" (автор Горячев А.В.) Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. На этом уроке отрабатывалась одна из тем информатики "Алгори...

Урок математики во 2 классе по УМК "Гармония". "Смысл действия умножения.Решение задач"

Урок математики во 2 классе по УМК «Гармония». Тема: "Смысл действия умножения. Решение задач". На уроке продолжается работа по усвоению смысла действия умножения, на примере решения задач закрепляютс...

Урок математики во 2 классе. Числа от 1 до 100. Закрепление. Решение задач.

Урок на совершествование навыков счёта и решения  текстовых задач, развитие умения сравнивать, сопоставлять, мыслить логически....

Урок математики в 3 классе по теме"Пяти и шестизначные числа. Решение задач."

Урок математики  предусматривает наличие интерактивной доски.Урок построен на краеведческом материале....

Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня». 2 класс.

Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня».2 класс....

Урок математике в 1-2 класс-комплекте (малокомплектной школы).тема урока: Решение задач. Урок рефлексии

Конспект урока в 1-2 класс -комплекте . Урок рефлексии по математике. Тема: "Решение задач". Презентация к уроку....

Решение проектной задачи "Путешествие Робинзона Крузо"

Ребятам предлагается игра «Путешествие Робинзона Крузо». Играя в нее, они сможете показать многое из того, чему научились в школе. Особенность этой игры в том, что в ней участвует группа д...