Развитие читательского интереса младших школьников на внеурочной деятельности посредством создания буктрейлеров
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Левичева Виктория Анатольевна
Определение методических возможностей
использования во внеурочной деятельности буктрейлеров как средства,
способствующего развитию читательского интереса младших школьников.
Гипотеза : использование во внеурочной деятельности
буктрейлеров может стать средством развития читательских интересов
младших школьников, если будут созданы следующие условия:
- деятельность педагога опирается на актуальный уровень развития
читательских интересов младших школьников, их возрастные интересы и
потребности;
- обучающиеся вовлечены в создание буктрейлеров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levicheva_v.a._buktreyler.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из современных проблем, которую отмечают и специалисты, и родители, является снижение читательского интереса детей. Мобильные и беспроводные устройства становятся более доступными, что определяет изменение в интересах ребенка, способах проведения досуга. Согласно результатам исследования Фонда Развития Интернет (2013г), более 80% детей привлекают планшеты и смартфоны своей портативностью, мобильностью и многофункциональностью: они заменяют телевизор, игровую приставку, книжку и телефон; дети в отличие от взрослых проявляют высокий интерес к любому новому устройству и не успокаиваются, пока не исследуют все его возможности; более 75% детей уверенно пользуются планшетом; более 53% регулярно пользуются смартфонами, используя различные его функции; детские гаджеты покупаются для учёбы, а используются в основном для развлечения и так далее.

По данным исследователей Е.И. Голубевой, Н.Н. Сметанниковой, В.П. Чудиновой современные дети стали читать по-другому, другие книги . В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. В четыре раза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырех запросов – поиск литературы «для души». Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на снижение читательских интересов современных детей, ученые называют личный пример родителей, а также педагогические ошибки родителей, среди которых наиболее распространенной является использование чтения как метода наказания.

В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.

Примерная программа по литературному чтению провозглашает формирование читательской компетентности целью начального литературного образования. В основе современной концепции начального этапа литературного образования лежит идея базовой роли начального этапа литературного образования. Именно в начальной школе ученик впервые становится читателем, у него формируются мотивы, установки, умения, литературоведческие представления, обеспечивающие читательскую и литературно-творческую деятельность. Мотивация читательской деятельности и необходимые для ее осуществления знания и умения включаются в содержание литературного образования младших школьников.

Как отмечают педагоги, если у детей уже с начальных классов навык чтения сформируется недостаточно полноценно, то они будут в дальнейшем испытывать существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения интеллектуальных сил, и со временем совсем пропадет интерес к самому процессу чтения.

ФГОС НОО ставит перед учителем задачу создания условий для формирования личности нравственной, творческой, эстетически развитой. Цели современного образования предполагают развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с формированием читательского интереса младших школьников.

Проблема читательского интереса была впервые затронута в работах Я.А. Коменского в 17 веке. Коменский стремился развивать читательские способности и интересы учащихся, «воспламенить жажду знаний и пылкое усердие к учебе, для чего надо соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность» . 

Многоаспектные попытки изучения феномена читательского интереса были сделаны С .А. Алицеровой, С. П. Белицкой, М. Ф. Беляевым, Л. И. Божович, Н. Ф. Добрыниным, Б. П. Журавлевым, В. Г. Ивановым, Л.И. Липкиной, Н. Г. Морозовой, В. Н.Мясищевым, М. М. Рубинштейном, Ю.В. Шаровым, которые рассматривали интерес в качестве личностного образования, играющего существенную роль в направленности становления личности; анализировали пути формирования читательских интересов. Однако в основном исследователей волновали читательские интересы учащихся среднего и старшего звена, а проблема изучения читательского интереса младших школьников не получила достаточного развития. Анализ научно-теоретической литературы показывает, что диапазон исследований многообразен, и позитивной тенденцией является расширение предметного поля за счет включения различных средств приобщения к чтению: семьи, школы, библиотеки и так далее.

Важным условием формирования читательских интересов младших школьников является максимальное изменение информационно-развивающей образовательной среды на уроках литературного чтения путем формирования классно-книжного, информационно-библиотечного и мультимедийного наполнения, которое способствует развитию читательского интереса детей. Среди многообразия путей и средств формирования читательского интереса наиболее значимые для младших школьников – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно сделать процесс учения развивающей средой. Поэтому для обеспечения этих условий современные педагоги ведут активный поиск методических средств, способствующих развитию, повышению и сохранению читательского интереса. Среди таких средств наиболее популярными в образовательной практике являются: чтение в парах, работа со скороговорками, ведение читательских дневников, печатных тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, «книжек-малышек», проведение литературных викторин и праздников, литературных игр, инсценировка произведений; умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, темам и так далее).

Однако, особое место сегодня в педагогической практике занимают образовательные технологии, так как они способствуют повышению качества образования, снижению нагрузки учащихся, эффективное использование учебного времени и обеспечение личностного развития ребенка. Приемы развития критического мышления через чтение, технологии изучения изобретательских задач (ТРИЗ), проектные методы обучения, технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Данные технологии имеют приемы, которые направлены на развитие интереса и желания читать литературу. Одним из таких приемов, набирающим популярность в последнее время является совместное с обучающимися создание буктрейлеров. Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге, целью которого является пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств.

Таким образом, актуальность исследования развития читательских интересов младших школьников определяется не только значимостью этого процесса для непрерывного образования обучающихся, но и подбором образовательных технологий, ориентированных на работу с современными школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Программа читательского интереса младших школьников средствами проектной деятельности.(2 класс)

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Усилить воздействие книги как средства познания окружаю...

Проект на Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО

Этот проект раскрывает эффективные способы и приемы работы для развития интереса к чтению у младших школьников...

Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтени...

Методы развития читательских интересов младших школьников

В статье описаны методы и приемы развития читательских интересов младших школьников, которые могут быть использованы на уроках литературного чтения....

"Развитие читательского интереса младших школьников»

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003 – 2013 годы объявлены десятилетием грамотности. 2015 год назван годом Литературы. Однако в России, как и...