Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников
статья по чтению на тему

Беленович Оксана Викторовна

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы.

В ходе внеклассного чтения детская литература используется учителем как мощный фактор воспитания. У учащихся формируются целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам для удовлетворения общественных и личных потребностей, а также знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении нужных книг самостоятельно и квалифицированно.

Самостоятельное детское чтение – это индивидуальное молчаливое общение ребенка с кругом доступных книг и избранной для чтения книгой без непосредственной помощи учителя или другого квалифицированного читателя.

На первом году обучения работа с книгой, которую организует учитель на занятиях внеклассного чтения, является в значительной мере пропедевтикой самостоятельного чтения. Цель этой работы состоит в том, чтобы систематизировать имеющийся у детей запас знаний и жизненных наблюдений, помочь им накопить минимальный коллективный и индивидуальный читательский опыт и своевременно подготовить сознание и чувства детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_chtenie.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 604

Пушкинского района Санкт-Петербурга

               

Уроки внеклассного чтения

как средство развития читательских

интересов  младших школьников

Учитель начальных классов

Беленович Оксана Викторовна

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы.

В ходе внеклассного чтения детская литература используется учителем как мощный фактор воспитания. У учащихся формируются целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам для удовлетворения общественных и личных потребностей, а также знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении нужных книг самостоятельно и квалифицированно.

Самостоятельное детское чтение – это индивидуальное молчаливое общение ребенка с кругом доступных книг и избранной для чтения книгой без непосредственной помощи учителя или другого квалифицированного читателя.

На первом году обучения работа с книгой, которую организует учитель на занятиях внеклассного чтения, является в значительной мере пропедевтикой самостоятельного чтения. Цель этой работы состоит в том, чтобы систематизировать имеющийся у детей запас знаний и жизненных наблюдений, помочь им накопить минимальный коллективный и индивидуальный читательский опыт и своевременно подготовить сознание и чувства детей к самостоятельному выбору и чтению небольших художественных произведений: сказок, рассказов, стихов.

Во втором классе цель обучения чтению состоит в том, чтобы, постепенно расширяя читательский кругозор учащихся, приучить детей без помощи учителя самостоятельно настраиваться на чтение новой детской книги и сознательно прочитывать названное учителем произведение, опираясь на все читательские и общеязыковые знания, умения и навыки, полученные к моменту работы с детской книгой.

Цель внеклассного чтения в третьем и четвертом классах не меняется: у учащихся по-прежнему должна выработаться привычка, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать доступные детские книги.

Задача учителя состоит в том, чтобы, систематически занимаясь с детьми внеклассным чтением, обеспечить точное и последовательное выполнение всех требований программы.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

На уроках чтения и внеклассного чтения чаще всего применяются следующие активные методы обучения.

Предположение на основе предложенных слов. 

Этот метод применяется при актуализации для того, чтобы настроить учащихся на восприятие художественного текста, при котором они будут читать или слушать на уроке. Учащиеся в парах или малых группах совместно составляют определенную историю, используя несколько слов, взятых из произведения.

Направленное выслушивание и обдумывание. 

Ученики слушают произведение, которое им читает учитель, и делают предположения относительно того, о чем будет идти речь в тексте далее. Учитель просит школьников время от времени сверять свои предположения с текстом произведения и выражать новые предположения.

Направленное чтение. 

Метод позволяет направлять учащихся при самостоятельном чтении («про себя») с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

Карта персонажей. 

Задача, при выполнении которой применяется графический организатор - для того, чтобы помочь ученикам проанализировать главных персонажей. Этот метод помогает школьникам записать черты героев и графически изобразить их с целью сравнения и противопоставления.

Доска вопросов. 

Место, где ученики записывают свои вопросы по прочитанному произведению.

Оставьте последнее слово за мной.

Метод обсуждения, при котором учащиеся по очереди комментируют ту цитату, которую они выбрали в тексте.

Обдумайте - объединитесь в пары - обменяйтесь мнениями. 

Методика, предполагает формулирование определенного вопроса для всего класса: сначала учащиеся обдумывают свои ответы самостоятельно, затем со своим соседом по парте сравнивают свои ответы, учитель выборочно вызывает несколько пар и просит их поделиться своими ответами со всем классом.

Дебаты. 

Этот метод дает возможность учащимся попрактиковаться в том, как делать утверждения и защищать их аргументами в условиях, когда другие выдвигают свои утверждения.

Использование этих и других методов активного обучения позволит учителю отойти от традиционного проведения уроков чтения и внеклассного чтения в младших классах и способствовать воспитанию активного, сознательного, критически мыслящего читателя.

Формы внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе различны: кружки, утренники, уголок внеклассного чтения, стенная газета, викторины, литературные игры, различные конкурсы и т. п.

Большой интерес у детей вызывают литературные игры. Они несут в себе соревновательный элемент, помогают сплочению коллектива, так как проводятся в форме командных соревнований. В них могут принимать активное участие не только все дети из класса, но и их родители, что создает атмосферу праздника.

Литературная игра – это форма литературного образования, основанная на развертывании (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.

Соревновательные литературные игры – это тип литературных игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации литературных знаний, навыков и умений.

Но есть и простые варианты литературных игр - буриме, например, дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:

В чистом поле, в белом поле

Было все белым-бело.

Детский вариант:

Снегом зайчику на горке

Его лапки замело.

Очень нравится детям такой вид игры: подобрать из предложенных слов пропущенные рифмы во фрагменте стихотворения:

Широка и глубока

Под мостом текла …

Под корягой, под мостом …

Жил в реке усатый …

(С.Михалков.)

Слова: строка, дом, река, треска, дном, сом.

Проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. А любое творчество развивает нестандартное мышление, ребята становятся более любознательными, учатся с желанием и удовольствием.

Соревновательная литературная игра может быть проведена и в виде викторины – формы интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Викторина – один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.

Викторины составляются как по одному стихотворению, сказке рассказу, так и по двум и более произведениям одного или нескольких писателей.

Если ребенок недостаточно хорошо знает литературное произведение, его иногда может выручить смекалка. Отвечая на вопросы литературных викторин, дети обязательно должны сказать, кто автор конкретного литературного произведения, как оно точно называется, независимо от того, спрашивается об этом в вопросах викторины или нет. За верный ответ на каждый вопрос – одно очко, за название фамилии автора и названия книги – по одному очку, т.е. максимально за некоторые вопросы можно получить три очка.

Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с «самими собой», т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т.п. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике.

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.

Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Здесь же можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке или на внеклассном занятии. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.

Составление кроссвордов – дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной областью знаний. Еще труднее составить кроссворды на определенные разделы или темы.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

Для поддержания непрерывного интереса к этому виду дидактической игры необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.

При решении кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова – необходимые условия для верного выполнения задания.

Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас.  Группируют слова по количеству букв, активизируют полученные знания, привлекают свое воображение и фантазию.

Незаметно для себя ученики уточняют правописание слов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог «собрать» кроссворд, то ему придется «разобрать» данную конструкцию и «собрать» ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности.

Для учащихся соревновательная игра выступает как имитация реальных ситуаций на эмоциональном уровне, позволяющая развивать контактность с окружающим миром.

Одним из методов, прививающих детям интерес к чтению и любовь к книге, является литературная олимпиада.

Так же во внеклассной работе по литературному чтению учитель может использовать тестовые задания. Чем же привлекают тесты внимание учителей? В первую очередь тем, что они дают возможность быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию.

Однако в практике работы начальной школы тестирование должного места еще не занимает. Хотя и у младших школьников оно может применяться успешно на различных этапах урока и во внеклассной работе. Как известно, для того чтобы у ребенка появился интерес к общению с книгой, чтобы обучение его было более успешным, ему необходимо овладеть осознанным чтением. Это одно из самых главных условий.

Многие учителя в своей практике используют тесты, которые помогают быстро проверить сознательность чтения вслух и про себя, а также способствуют переходу от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок. Ребята тонко чувствуют юмор, заложенный в некоторых высказываниях, охотно реагируют на него. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение и привлечь к работе всех детей.

В течение ряда лет складывались и оправдали себя на практике такие формы, как конференция,  клуб любителей сказочных путешествий, которые способствуют дальнейшему вовлечению ребят в работу кружка.

Выделяются также, в связи с особенностями предмета и характером деятельности учеников, приемы, позволяющие делать занимательными те или иные этапы занятия, например: использование элементов драматизации, комических ситуаций, включение игр и т.п. Несмотря на разнообразие подобных средств, они имеют общие основы: новизну, необычность, неожиданность, несоответствие прежним впечатлениям.

На уроках внеклассного чтения создаются и такие речевые ситуации, когда вымышленные герои сами о себе рассказывают. Это помогает создать на занятиях кружка сказочную атмосферу, настроить ребят на особый лад, перенести их в особый волшебный мир. Такие выступления ребята готовят сами или с помощью учителя. Как правило, в речи детей умело используются отдельные художественные приемы, меткие эпитеты, метафоры и сравнения.

В работе широко используются и различные рукописные издания (волшебные бюллетени, газеты, дневники), которые информируют всех школьников о некоторых важных событиях, сообщают интересное о героях книг и т.д. Они обычно не сообщают подробных сведений по избранной теме, а останавливают внимание учеников на наиболее интересном, привлекают новизной материала и нередко предполагают им дальнейший путь более глубокого ознакомления с миром книг.

Использование на уроках  таких современных средств обучения, как картины, диафильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи, позволяет детям еще глубже проникнуть в мир художественных произведений, помогает создать творческую атмосферу в классе, эмоциональный настрой детей на придумывание свой интересной сказки, написание стихотворения.

Картины на сказочные сюжеты обладают наибольшим эмоциональным воздействием на детей, облегчают воспитание художественного вкуса. Они используются на занятиях  для обучения школьников описанию, поскольку дают для них уже «готовый» материал, т.е. изображения предметов и явлений художественного мира. Кроме того, словесное описание того, что изображено художником предполагает установление определенных связей между отдельными частями картины, т.е. построение высказываний описательного характера. Причем картины на сказочные сюжеты позволяют потренировать учащихся в художественном описании увиденного: обращение к этому стилю оправдано характером того изображения, которое предстоит описать ученику, и он как бы соревнуется с художником в яркости, красочности словесного описания. Кроме того, картины на сюжеты художественных произведений стимулируют воображение учащихся, могут использоваться как материал для дальнейшего развития сюжета, намеченного художником, или для восстановления предыстории того, что изображено им. Например, на основе картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» детям предлагается придумать удивительный случай, который поможет им войти в картину, познакомиться с ее сказочными героями, принять участие в удивительных приключениях Ивана-царевича и серого волка.

На уроках используется и звукозапись. Работа со звукозаписью развивает творческие способности учащихся.

Благодаря использованию на уроках внеклассного чтения современных средств обучения школьники воспринимают мир художественной литературы во всем многообразии звуков, во всем блеске красок. Перед ними оживает чудесный мир, заполненный светом, солнечным сиянием, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молнии.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКАМ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач:

 1. На каждом уроке проводит учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

 2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

 3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух. Используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

 4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения - не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»

 5. Словарная работа, как и работа над средствами языка на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

 6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях.

Таким образом, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

 Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.

 Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"

Презентация по теме самообразования для выступления  на учительской конференции.  "Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Приёмы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей

Творчество – это умственная гимнастика.Творчество – это ключ для развития мышления.Творчество – это свобода деятельности и мысли....

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.

Статья "Театрализация на уроках литературного чтения" рассказывает как с помощью театрализации и драматургии на уроках развиваются творческие способности школьников....

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....