Главные вкладки

    Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Овчарова Елена Олеговна

    ВСТУПЛЕНИЕ.

       

    (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.

    Береза и собака, капуста и воробей, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

    Сегодня я поделюсь с вами своим небольшим опытом работы со словарными словами.

    (Слайд 2)Тема моего выступления: Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

    Эта тема меня заинтересовала еще тогда, когда я работала над своим дипломом  (Слайд 3. Разнообразие форм словарной работы с учетом современных методик повышает качество усвоения материала, обеспечивает мотивацию обучения. Изучив опыт многих педагогов, я стала применять на практике. различные ВИДЫ РАБОТ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.         (Слайд 4)

     

    (Слайд 5) СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).

     Этот вид способствует закреплению навыка правописания, обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи и закреплению непроверяемых написаний.

    Б)Предлагаю детям придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.

    Можно усложнить задание, предложив составить предложение по заданной схеме. Можно в схеме указывать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Например:

    _________      ___________     __     ___________ .

    (Сорока          сидит                на      ветке .         

     

    Следующим видом работы является (Слайд 6) «Толковый» словарь. Не называя словарного слова, объясняю обучащимся лексическое значение этого слова,  дети угадывают и записывают словарное слово с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас. Примеры вы видите на слайде.

    (Слайд 6 б)

    1. Ящичек для ручек, карандашей. (пенал)

    2. Самое любимое время для школьников (каникулы)

    3. Собрание однородных предметов. (коллекция)

    4. Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. (экскурсия)

    5. Седьмой день недели. (воскресенье)

    6. Помещение, где хранятся и выдаются книги. (библиотека)

     

     

    (Слайд 7) Одним из интнресных видом работы со словарными словами является «КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.

    На сюжетных картинках за определенное время необходимо найти словарные слова и записать их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. Данный вид работы способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

    Посмотрите на последнюю сюжетную картинку. Повторяя словарные слова по ней, мы еще вспоминаем правила дорожного движения.

    слайдНа доске записывается группа словарных слов на определённую орфограмму. Например: удвоенные согласные.

    Этот вид работы называется(Слайд 8) КОПИЛКА - МИНУТКА.

    Записанных слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Затем слова убираю. Ставлю перед детьми задачу: вспомнить и записать за 1 мин как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (с помощью самопроверки, взаимопроверки), подчеркиваем орфограммы. У детей формируется умение работать в парах, развивается навык самоорганизации деятельности.

    (Слайд 9) «ЛИШНЕЕ СЛОВО».

    Этот вид работы провожу в начале урока или на этапе объяснения нового материала.

    Для этого заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не одно слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова -это учит мыслить, развивает воображение.

    Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

    (Слайд 9 б)

    СОРОКА
    ВОРОНА
    ПЕТУХ
    КОРОВА
    ДОРОГА

     

    Вот как рассуждали мои дети определяя «лишнее слово»

    1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.

    2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, потому-что во всех словах 3 слога, а этом слове 2.

    3….слово  петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.

    (Слайд 9в)4.Был еще один вариант, когда Ваня сказал…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО?

     

     

     

     

    (Слайд 12)БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).

    Выбирается определённая буква (орфограмма). За ограниченное время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:

    (Слайд 12б)

     

     

     

    М             ШИНА                                  КЛА

    М             ЛИНА                                    МА            А

    М             ГАЗИН                                  КА                   А

     

    Данный вид работы развивает мыслительную  активность детей.

     

    Все ученики очень любят играть «в учителя» и мои дети не исключение. Пользуясь этим,  я провожу следующий вид работы (Слайд 13)КОРРЕКТОР . Указываю на карточке количество ошибок даже, если ошибка была пропущена, ребёнок возвращается и ищет ее снова.

     

    (Слайд 14)Как Вы думаете, что это? Это ШИФРОВКА-задание на сообразительность, на логическое мышление У каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать в парах. Шифровки могут быть очень разными.

    Например

    1.Шифровка «Убери лишнее».

    Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:

    К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш

    Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).

     

    (Слайд 15)К, Д, П, И, С, В, А, Т, Н, Ш (ДИВАН)

     

    (Слайд 16)К, Н, П, А, С, Р, О, Т, Ф, К, Д, Ш (НАРОД)

                                            

    (Слайд 17)

    2. Шифровка «Части слова».

    Следующий вид шифровки называется «Части слова». Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в  результате получается не само словарное слово, а родственное ему.

    Например:

    (Слайд 17 в) Берем приставку, как в слове ЗАБОЛЕЛ.

    Корень – как в слове МОРОЗИЛКА.

    Суффикс – такой же, как в слове  БЕРЁЗКА.

    Окончание – как в слове КОНЬКИ.

     

      Следующая шифровка называется(Слайд 18) «Добавь гласные». (Или  «Испорченная печатная машинка»).

    Даны наборы согласных букв. Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.

    На слайде вы видите группу слов объединенных одним признаком: живое – неживое.

    (Слайд 18б)

    Живые существа: КРВ       (КОРОВА)

                                   ЧЛВК     (ЧЕЛОВЕК)

                                   СБК        (СОБАКА)

                                   ВРН        (ВОРОНА)

     

    Это растёт:            ЧРМХ      (ЧЕРЁМУХА)

                                    РХ            (ОРЕХ)

                                    ЗМЛНК   (ЗЕМЛЯНИКА)

      Эти занимательные шифровки делают интересным самый скушный, на взгляд детей, материал и тем самым облегчают его запоминание и усвоение.

    (Слайд 19)  «МУДРЫЙ СЛОВАРИК»      

    Дописывая словарные слова, дети восстанавливают фразеологизмы, пословицы и поговорки.

    (Слайд 19 в)

    Как об стенку _____________(ГОРОХ).

    Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).

    Корми______________(КОРОВУ) сытнее,

    _____________(МОЛОКО) будет вкуснее.

    Посредством данного вида работы обогащается активно словарный запас обучающихся, развивается образная речь.

     

    Уважаемые коллеги, а теперь немножко отдохнем, для этого попрошу вас встать    я проведу с вами физминутку

    (Слайд 20)

    Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте.) 
    Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)

    Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.) 
    Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)
    Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс.) 
    Приглашает нас идти (Шагаем на месте.) 
    Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.) 
    Пешеходов пропустите! (бег на месте.) 

    Какое словарное слово вы услышали? Молодцы!

    А теперь посмотрите на следующих слайдах примеры еще физминуток. На уроках русского языка я использую все физминутки со словарными словами. А дети с удовольствием находят в них слова на изученную орфограмму.

    (Слайд 21)

    Вот под елочкой зеленой

    Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

    Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

    Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

    Спать ребятам не давали,

    Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

    Только к ночи умолкают,

    Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

     

    (Слайд 22)

    Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря!

    (Шагаем.)     

    Пролетел веселый жук,

    Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

    Гуси шеи выгибают,

    Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

    Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

    Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

    Шарик тоже зарычал, Р-р-р!

    (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

    Зашептал в воде камыш,

    Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

    И опять настала тишь,

     (Слайд 23) - МЕТОД   ГРАФИЧЕСКИХ  АССОЦИАЦИЙ хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.

    Вызвало удивление в классе предложение Муромцевой Лизы в слове дорога вместо буквы «о» нарисовать солнце, девочка поделилась своим наблюдением. Добираясь сегодня до школы, она увидела замечательный восход солнца. А вот несколько примеров, где вместо буквы дети нарисовали графические ассоциации. Уверена и Лиза и все мои дети обязательно запомнят букву «о»в слове дорога.

    ЯГ       ДА                                В         РОТА

        

     

    Овладение словарным словом литературного языка является необходимым условием освоения обучающимися родного языка: его правильного словоупотребления, и, и наконец, используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. А результатом применения данных приемов является грамотное письмо.

     

    Спасибо за внимание!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВСТУПЛЕНИЕ.

       

    (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6. 

    Береза и собака, капуста и воробей, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

    Сегодня я поделюсь с вами своим небольшим опытом работы со словарными словами.

    (Слайд 2)Тема моего выступления: Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

    Эта тема меня заинтересовала еще тогда, когда я работала над своим дипломом  (Слайд 3. Разнообразие форм словарной работы с учетом современных методик повышает качество усвоения материала, обеспечивает мотивацию обучения. Изучив опыт многих педагогов, я стала применять на практике. различные ВИДЫ РАБОТ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.        (Слайд 4)

    (Слайд 5) СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).

     Этот вид способствует закреплению навыка правописания, обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи и закреплению непроверяемых написаний.

    Б)Предлагаю детям придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.

    Можно усложнить задание, предложив составить предложение по заданной схеме. Можно в схеме указывать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Например:

    _________      ___________     __     ___________ .

    орока          сидит                на      ветке .          

    Следующим видом работы является (Слайд 6) «Толковый» словарь. Не называя словарного слова, объясняю обучащимся лексическое значение этого слова,  дети угадывают и записывают словарное слово с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас. Примеры вы видите на слайде.

    (Слайд 6 б)

    1. Ящичек для ручек, карандашей. (пенал)

    2. Самое любимое время для школьников (каникулы)

    3. Собрание однородных предметов. (коллекция)

    4. Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. (экскурсия)

    5. Седьмой день недели. (воскресенье)

    6. Помещение, где хранятся и выдаются книги. (библиотека)

    (Слайд 7) Одним из интнресных видом работы со словарными словами является «КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.

    На сюжетных картинках за определенное время необходимо найти словарные слова и записать их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. Данный вид работы способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

    Посмотрите на последнюю сюжетную картинку. Повторяя словарные слова по ней, мы еще вспоминаем правила дорожного движения.

    слайдНа доске записывается группа словарных слов на определённую орфограмму. Например: удвоенные согласные.

    Этот вид работы называется(Слайд 8) КОПИЛКА - МИНУТКА.

    Записанных слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Затем слова убираю. Ставлю перед детьми задачу: вспомнить и записать за 1 мин как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (с помощью самопроверки, взаимопроверки), подчеркиваем орфограммы. У детей формируется умение работать в парах, развивается навык самоорганизации деятельности.

    (Слайд 9) «ЛИШНЕЕ СЛОВО».

    Этот вид работы провожу в начале урока или на этапе объяснения нового материала.

    Для этого заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не одно слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова -это учит мыслить, развивает воображение.

    Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

    (Слайд 9 б)

    СОРОКА
    ВОРОНА
    ПЕТУХ
    КОРОВА
    ДОРОГА

    Вот как рассуждали мои дети определяя «лишнее слово»

    1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.

    2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, потому-что во всех словах 3 слога, а этом слове 2.

    3….слово  петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.

    (Слайд 9в)4.Был еще один вариант, когда Ваня сказал…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО?

    (Слайд 12)БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).

    Выбирается определённая буква (орфограмма). За ограниченное время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:

    (Слайд 12б)

    М             ШИНА                    КЛА

    М             ЛИНА                     МА              А

    М             ГАЗИН                     КА                   А

    Данный вид работы развивает мыслительную  активность детей.

    Все ученики очень любят играть «в учителя» и мои дети не исключение. Пользуясь этим,  я провожу следующий вид работы (Слайд 13)КОРРЕКТОР . Указываю на карточке количество ошибок даже, если ошибка была пропущена, ребёнок возвращается и ищет ее снова.

    (Слайд 14)Как Вы думаете, что это? Это ШИФРОВКА-задание на сообразительность, на логическое мышление У каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать в парах. Шифровки могут быть очень разными.

    Например

    1.Шифровка «Убери лишнее».

    Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:

    К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш

    Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).

    (Слайд 15)К, Д, П, И, С, В, А, Т, Н, Ш (ДИВАН)

    (Слайд 16)К, Н, П, А, С, Р, О, Т, Ф, К, Д, Ш (НАРОД)

                                             

    (Слайд 17)

    2. Шифровка «Части слова».

    Следующий вид шифровки называется «Части слова». Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в  результате получается не само словарное слово, а родственное ему.

    Например:

    (Слайд 17 в) Берем приставку, как в слове ЗАБОЛЕЛ.

    Корень – как в слове МОРОЗИЛКА.

    Суффикс – такой же, как в слове  БЕРЁЗКА.

    Окончание – как в слове КОНЬКИ.

            Следующая шифровка называется(Слайд 18) «Добавь гласные». (Или  «Испорченная печатная машинка»).

    Даны наборы согласных букв. Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.

    На слайде вы видите группу слов объединенных одним признаком: живое – неживое.

    (Слайд 18б)

    Живые существа: КРВ       (КОРОВА)

                                   ЧЛВК     (ЧЕЛОВЕК)

                                   СБК        (СОБАКА)

                                   ВРН        (ВОРОНА)

    Это растёт:            ЧРМХ      (ЧЕРЁМУХА)

                                    РХ            (ОРЕХ)

                                    ЗМЛНК   (ЗЕМЛЯНИКА)

      Эти занимательные шифровки делают интересным самый скушный, на взгляд детей, материал и тем самым облегчают его запоминание и усвоение.

    (Слайд 19)  «МУДРЫЙ СЛОВАРИК»      

    Дописывая словарные слова, дети восстанавливают фразеологизмы, пословицы и поговорки.

    (Слайд 19 в)

    Как об стенку _____________(ГОРОХ).

    Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).

    Корми______________(КОРОВУ) сытнее,

    _____________(МОЛОКО) будет вкуснее.

    Посредством данного вида работы обогащается активно словарный запас обучающихся, развивается образная речь.

    Уважаемые коллеги, а теперь немножко отдохнем, для этого попрошу вас встать    я проведу с вами физминутку

    (Слайд 20)

    Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте.) 
    Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)

    Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.) 
    Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)
    Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс.)
     
    Приглашает нас идти (Шагаем на месте.)
     
    Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.)
     
    Пешеходов пропустите! (бег на месте.)
     

    Какое словарное слово вы услышали? Молодцы!

    А теперь посмотрите на следующих слайдах примеры еще физминуток. На уроках русского языка я использую все физминутки со словарными словами. А дети с удовольствием находят в них слова на изученную орфограмму.

    (Слайд 21)

    Вот под елочкой зеленой

    Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

    Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

    Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

    Спать ребятам не давали,

    Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

    Только к ночи умолкают,

    Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

    (Слайд 22)

    Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря!

    (Шагаем.)        

    Пролетел веселый жук,

    Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

    Гуси шеи выгибают,

    Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

    Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

    Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

    Шарик тоже зарычал, Р-р-р!

    (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

    Зашептал в воде камыш,

    Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

    И опять настала тишь,

     (Слайд 23) - МЕТОД   ГРАФИЧЕСКИХ  АССОЦИАЦИЙ хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.

    Вызвало удивление в классе предложение Муромцевой Лизы в слове дорога вместо буквы «о» нарисовать солнце, девочка поделилась своим наблюдением. Добираясь сегодня до школы, она увидела замечательный восход солнца. А вот несколько примеров, где вместо буквы дети нарисовали графические ассоциации. Уверена и Лиза и все мои дети обязательно запомнят букву «о»в слове дорога.

    ЯГ   cherry_jean_victor_balin_    ДА                                В   SL01040_      РОТА 

         

    Овладение словарным словом литературного языка является необходимым условием освоения обучающимися родного языка: его правильного словоупотребления, и, и наконец, используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. А результатом применения данных приемов является грамотное письмо.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....

    РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

    Развитие орфографической зоркости при работе о словарными словами на уроках русского языка

       Цель  этой  статьи,  показать  как  можно  эффективно  тренировать  орфографическую  зоркость  при  работе  на  уро...

    Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.

    "Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...