Словарная работа на уроках русского языка как средство развития речи у детей с нарушением слуха
статья на тему

Фатеева Людмила Александровна

Отчёт по теме самообразования и презентация к выступлению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования

«Словарная работа на уроках русского языка как средство развития речи у детей с нарушением слуха»

Учитель : Анциферова Л.А.

         Богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому  работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.Словарная работа является составной частью работы по развитию речи учащихся. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она  проводится в процессе всей учебно - воспитательной деятельности учителя.

        В словарной работе на уроках русского языка сливаются четыре направления:

 во- первых, обогащения словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники не знали вовсе, новых значений слов:

во- вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснения их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений:

в третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том. или ином тексте:

в четвертых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

      Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со словами абажур, арбуз .библиотека, конура и др.. Число таких слов достигает к концу курса начальной школы внушительной цифры - более 500 единиц. Поэтому наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами ( иногда до 53-54%). Одна из причина такого положения , как показывают исследования, -неразработанность методики непроверяемым написаниям, неупорядоченность дидактического материала и отсутствие научно- обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям .

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах  II вида являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения детьми  с нарушением слуха родного  языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Всё это заставило меня ещё больше понять, что без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, её письменной формой. И я считаю, что значение словарной работы в начальной школе очень велико, поэтому тема моей работы всегда актуальна.

СЛАЙД

 Цель моей работы:

рассмотреть пути совершенствования словарной работы на уроках русского языка как средства развития речи у детей с нарушением слуха

Задачи, которые я поставила перед собой:

1.Выявить трудности в усвоении детьми словарных слов, их употребления  в устной и письменной речи.

2.Определить возможности совершенствования словарной работы на уроках русского языка при обучении детей с нарушением слуха.

3.Проанализировать наиболее приемлемые варианты   работы при изучении словарных слов на уроках русского языка .

4. Рассмотреть систему  упражнений и заданий, которые направлены на развитие речи слабослышащих детей.

        Работая с детьми с нарушением слуха, я столкнулась с проблемой усвоения ими словарных слов. Конечно, сформировать у слабослышащих учащихся все эти умения в полном объеме - задача трудновыполнимая. Речь детей отличается ограниченностью, искажениями в звукопроизношении и другими трудностями.

        Я  хочу выделить, какие же наиболее распространённые трудности встречаются  у данной категории обучающихся  при изучении словарных слов:  СЛАЙД

  • Трудности в понимании  смысла слова(капуста!-кочан капусты не представляют при разборе задач)
  • Не могут точно и правильно его употреблять в речи
  • Испытывают затруднения в правильном написании слов

( дифференц звуков, безудар гласные)

  • Из-за бедности словарного запаса, затрудняются в подборе родственных слов, изменить форму слова и др.
  • Частые перестановки слогов и звуков в словах — нарушение структуры слов (молоток-мотолок)
  • Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, т.е. неточное их употребление (санки — лыжи; кровать — диван; стул — кресло — табуретка
  • «Неулавливание» окончаний слов (употребляют  чаще в И.п. существительные)

Словарная работа на уроке русского языка проводится почти на каждом уроке. Занимает она обычно 5-10 минут. Но я  выделяю для этого момента больше времени на уроках, подбираю упражнения и задания, направленные на развитие речи и обогащение словаря  слабослышащих учащихся, стараюсь, чтобы  каждый раз они помогали детям и полностью работали на результат усвоения слов ( и написание и понимание и употребление в речи).

СЛАЙД

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание :

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: яблок, апельсинов, килограммов).

3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

СЛАЙД

 Традиционно можно выделить в словарной работе несколько этапов.

Последовательность работы над словом примерно одинакова у всех:

  • Знакомство со словом(картинка, загадки, кроссворды и т.д.).
  • Раскрытие смысла, толкование.

Возможно применение таких способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (хороший-лучший, добрый, похвальный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (аллея- это дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарником, или дорожка в саду, в парке).

Конечно, же здесь важна работа  со словарями!!! Дети сами ищут определение, разбираем

  • Этимологический анализ (точное определение, правильность употребления в речи).
  • Словообразование
  • Введение слова в активный словарь обучающихся.(творческие работы, упражнения, задания, тексты, составление предложений)
  • Самоконтроль учащихся
  • Контроль учителя (диктанты, списывания с заданием  и др. виды работ)

Для знакомства со словом я использую такие задания, как найди слово, слово рассыпалось, ребусы, загадки, шифровки…. (показать)

Развитие активного словаря учащихся с нарушением слуха  предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии.

 Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты ( белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.). Эта работа  работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний. Например:

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Для понимания слов с предметным значением обязательно надо предлагать детям  наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

На этом этапе я применяю такие упражнения и задания: СЛАЙД

-работа со словарём(найди, выпиши ….)

-соедини слово и его значение

-работа с фразеологизмами

-что это такое? ( я даю объяснение, дети называют слово)

Далее работа  с пословицами и поговорками, уместность их (слов) в этих фразах и предложениях.

СЛАЙД

Для  введения в речевое общение учащихся словарных слов, точного их употребления, понимания смысла сказанного,  я  предлагаю детям выполнить следующие  упражнения:

составление словосочетаний, составление с ними предложений, творческие работы, работы на индивидуальных карточках, изменение окончаний слов  и употребление их  с предлогами, подбери к прилагательному существительное,  к существительному- глагол, подбор синонимов и антонимов, и т.д. Очень нравятся детям  задания, где надо слово вставить  в стихи,  про сказки и сказочных героев, из прочитанных рассказов.

Рассмотрим  на примере слова «КЛАСС» как можно поработать с ним на уроке.

СЛАЙД

Замечу, что работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его. составить с ним словосочетания, употребить их в предложении в связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнения могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову.

Контроль за усвоением тоже разнообразен, но чащу это списывания, диктанты разных видов. СЛАЙД        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа,

 во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей,

   во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала;

   в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

          Как писал известный советский ученый - методист А.В.Текучев

« Словарная работа - это не эпизод в жизни учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс».

      Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий.  Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Эта работа  всегда может иметь продолжение и творчеству педагогов в этой теме нет предела….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчёт по теме самообразования «Словарная работа на уроках русского языка как средство развития речи у детей с нарушением слуха » учителя начальных классов МБОУ СШ №5 г. Архангельска Анциферовой Людмилы Александровны

Слайд 2

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения детьми с нарушением слуха родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Слайд 3

Цель: рассмотреть пути совершенствования словарной работы на уроках русского языка как средства развития речи у детей с нарушением слуха

Слайд 4

Задачи: 1.Выявить трудности в усвоении детьми словарных слов, их употребления в устной и письменной речи. 2.Определить возможности совершенствования словарной работы на уроках русского языка при обучении детей с нарушением слуха. 3.Проанализировать наиболее приемлемые варианты работы при изучении словарных слов на уроках русского языка . 4. Рассмотреть систему упражнений и заданий, которые направлены на развитие речи слабослышащих детей.

Слайд 5

Проблемы у детей с нарушением слуха при усвоении новых слов Трудности в понимании смысла слова Не могут точно и правильно его употреблять в речи Испытывают затруднения в правильном написании слов ( дифференц звуков, безудар гласные) Из-за бедности словарного запаса, затрудняются в подборе родственных слов, изменить форму слова и др. Частые перестановки слогов и звуков в словах — нарушение структуры слов ( молоток- мотолок ) Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, т.е. неточное их употребление (санки — лыжи; кровать — диван; стул — кресло — табуретка « Неулавливание » окончаний слов (употребляют в И.П. существительные)

Слайд 6

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание 1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно. 2. Она может преследовать цели грамматические : усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа : яблок, апельсинов, килограммов). 3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.). 4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Слайд 7

Традиционно выделяют этапы работы над словом: Знакомство со словом(картинка, загадки, кроссворды и т.д.). Раскрытие смысла, толкование . Возможно применение таких способов определений: а) путём подбора к нему синонимов ( изумрудный – ярко-зелёный); б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом ( насекомые - это бабочки, жуки, муравьи ); в) описательным способом ( аллея- это дорога , обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарником, или дорожка в саду, в парке ). Этимологический анализ (точное определение, правильность употребления ). Введение слова в активный словарь обучающихся . Самоконтроль учащихся Контроль учителя

Слайд 8

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным .

Слайд 9

Работа со словарями обязательна! Работа с этимологическим словарём (карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень ”) Орфографический словарь Словарь Ожегова

Слайд 10

Задания и упражнения разнообразны Устное народное творчество(пословицы, поговорки, чистоговорки с этими словами) Загадки (при узнавании слова ,знакомстве со словом) Употребление в стихах, в сказках Раздели слова на группы (Например: с О и с А, доказывают, почему так распределили) Работа со словарями Объединение слов по темам, по группам(по 5-7 слов) Изменение окончаний с помощью предлогов Подбор однокоренных слов ( Н-р КЛАСС, КЛАССНЫЙ журнал, пиджак, классики (игра), классическая) Кроссвордные задания Объясни слова (сопоставление слова и его значения) Творческие задания (на карточках индивид и фронтальные) Диктанты, списывания различных видов ( выборочные, картинные, с заданием, с комментированием и др.)

Слайд 11

Подбор антонимов, синонимов к слову Комната-горница-светлица; Весело – грустно ; мороз-жара Кроссворды, ребусы Слово рассыпалось Что лишнее? ( учатся доказывать ) Работа над интонацией ( Машина. Машина!Машина ?) Объясни кого как называют (тракторист, библиотекарь, шофёр и др.) Работа с фразеологизмами( н-р , белая ворона, держать язык за зубами и др.) Использование в пословицах, поговорках, чистоговорках и т.д. (Слово не воробей , вылетит – не поймаешь. Сам погибай, а товарища выручай.) Деформированные предложения со словом

Слайд 12

Допиши рифму: Сегодня я дежурный, дежурю в первый раз. Я доску вытираю и убираю _________ . 2. Значение слова ( в словаре ) 3. Подбор однокоренных Классный, классики, классность, классификация. 4. Подбери к слову существительные, объясни: Классный___________ (журнал, фильм,портфель и др.) 5. Измени слово «КЛАСС» с помощью предлогов: У ________, в _________, с _________, над _______, за _______ и т.д. 6. Составление предложений. 7. Подбери синоним : Классный фильм- 8. Подбери антоним: Классная ручка- Словарное слово «КЛАСС»

Слайд 13

Контроль : Картинный С использованием загадок Творческий (приём пищи в середине дня-ОБЕД) Тематический (по темам, по три слова на одну тему) Диктант по памяти. 1)записать по памяти слово, обозначающее названия инструментов (молоток, лопата); 2)записать по памяти слова с безударной гласной е . Зрительный (с предварительным разбором) Письмо по памяти Осторожно ветер Из калитки вышел. Постучал в окошко, Пробежал по крыше . (М. Исаковский)

Слайд 14

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных , но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку . Эта работа всегда может иметь продолжение и творчеству нет предела ….

Слайд 15

Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых , обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, во-вторых , способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих , служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся. Как писал известный советский ученый - методист А.В.Текучев « Словарная работа - это не эпизод в жизни учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс ».

Слайд 16

Литература Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003. Зикеев А.Г Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М., 2000. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. – М., 1985. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 8. - 1999. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушенным слухом. – М., 1988.

Слайд 17

Спасибо з а внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"

Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Педагогический опыт по теме "Творческие виды работ на уроках русского языка как средство развития креативных способностей младших школьников"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...

Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха

Учитывая важнейшую роль слухового восприятия в формировании речевой деятельности человека, его нарушения ведут к серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Воздействия, вызывающие подобные наруше...