Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
статья по логопедии

Марченко Анна Владимировна

Учитывая важнейшую роль слухового восприятия в формировании речевой деятельности человека, его нарушения ведут к серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Воздействия, вызывающие подобные нарушения, разнообразны и свое влияние они могут оказать как до рождения ребенка, так и в течении всей жизни человека.

Существует несколько типов воздействий, оказывающих пагубное влияние на слуховой анализатор. При этом их можно разделить на 2 группы: воздействие на плод в период беременности матери и повреждение слуха после рождения ребенка.

Во внутриутробный период нарушения слуха могут вызвать различные вирусные заболевания, перенесенные матерью: корь, грипп, краснуха и др. Возможны врожденные деформации различных слуховых косточек, атрофия, недоразвитие слухового нерва, родовые и механические травмы.

После рождения появление нарушений слуха могут спровоцировать инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, скарлатина, грипп, корь и др. Поражение среднего уха повлечет за собой частичную потерю слуха, а поражение внутренней его части или стволовой части слухового нерва приведет к глухоте. Также формирование стойкого снижения слуха возможно при заболеваниях носа и носоглотки (особенно в период младенчества и раннего детства), неадекватное применение медицинских препаратов.

Следует отметить, что в равной степени возможны и генетически обусловленные нарушения слуха, которые с высокой долей вероятности передадутся по наследству. Так в семьях глухих дети с нарушениями слуха рождаются чаще.

Для понимания особенностей психического развития, диагностики и определения наиболее оптимальной программы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха были разработаны различные классификации.

Речевое развитие при любом нарушении слуха будет иметь свои особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха

Введение

Ученые, занимающиеся проблемой развития речи у детей с нарушениями слуха, считают, что овладение устной речью детьми с подобного рода патологией — обязательное условие личностного развития ребенка, основной способ компенсации нарушений слуха, социальная адаптация. Речь через реализацию коммуникативной и когнитивной функций, становится особенным средством в познании окружающего предметного мира, в процессе которого у детей формируются и структурируются представления о характеристиках различных предметов и возможных способах их использования.

Учитывая важнейшую роль слухового восприятия в формировании речевой деятельности человека, его нарушения ведут к серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Воздействия, вызывающие подобные нарушения, разнообразны и свое влияние они могут оказать как до рождения ребенка, так и в течении всей жизни человека.

В связи с анатомо-физиологическими особенностями слухового анализатора, локализация поражения, а также время его возникновения, будут играть определяющую роль в развитии речевой функции ребенка, а, следовательно, и в выборе медицинской и психолого-педагогической помощи, поэтому специалистам так важно разобраться в этиологии нарушения слуха в каждом конкретном случае, а родителям ребенка с нарушением слуха – принять особенности своего чада и вместе с ним начать движение по особенному пути.

Виды нарушений слуха

Существует несколько типов воздействий, оказывающих пагубное влияние на слуховой анализатор. При этом их можно разделить на 2 группы: воздействие на плод в период беременности матери и повреждение слуха после рождения ребенка.

Во внутриутробный период нарушения слуха могут вызвать различные вирусные заболевания, перенесенные матерью: корь, грипп, краснуха и др. Возможны врожденные деформации различных слуховых косточек, атрофия, недоразвитие слухового нерва, родовые и механические травмы.

После рождения появление нарушений слуха могут спровоцировать инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, скарлатина, грипп, корь и др. Поражение среднего уха повлечет за собой частичную потерю слуха, а поражение внутренней его части или стволовой части слухового нерва приведет к глухоте. Также формирование стойкого снижения слуха возможно при заболеваниях носа и носоглотки (особенно в период младенчества и раннего детства), неадекватное применение медицинских препаратов.

Следует отметить, что в равной степени возможны и генетически обусловленные нарушения слуха, которые с высокой долей вероятности передадутся по наследству. Так в семьях глухих дети с нарушениями слуха рождаются чаще.

Для понимания особенностей психического развития, диагностики и определения наиболее оптимальной программы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха были разработаны различные классификации. В нашей стране наиболее широкое распространение получила медицинская классификация глухих и слабослышащих (тугоухих) Л. В. Неймана (таблица 1).

Таблица 1.
Классификация глухих и слабослышащих Л. В. Неймана (1961)

Группа

Воспринимаемая частота

Особенности

1-ая группа

125 – 150 Гц

Реагируют на очень громкий голос у самого уха, на интенсивные звуки на близком расстоянии.

2-ая группа

150 – 500 Гц

Реагируют на громкий голос у уха, различают «о», «у», воспринимают очень громкие звуки на небольшом расстоянии.

3-ая группа

125 – 1000 Гц

Различают менее интенсивные и разнообразные по частоте звуки на близком расстоянии (различные бытовые звуки, звуки музыкальных инструментов и др.)

4-ая группа

125 – 2000 Гц

Различают почти все гласные звуки, воспринимают отдельные слова, простые фразы, сказанные на возле уха или на небольшом расстоянии.

Степени тугоухости

Степень тугоухости

Воспринимаемый уровень звука

Особенности

1 степень

Не более 50 дБ

Воспринимают речь разговорной громкости на расстоянии более 1 м.

2 степень

Не более 70 дБ,

Восприятие разговорной речи возможно на расстоянии менее 1 м.

3 степень

Не более 70 дБ

Разговорная речь неразборчива даже у самого уха.

Помимо медицинской классификации, активно применяется и психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р. М. Боскис (таблица 2). Ее теоретической основой являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.

  1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых.
  2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью.
  3. Р. М. Боскис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух.

Таблица 2.
Психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис

Степень потери слуха

Время возникновения нарушения слуха

Уровень развития речи

Глухие (ранооглохшие)

Рожденные глухими или потеряли слух в первые 2 года жизни.

Естественное и самостоятельное восприятие речи невозможно; требуется специальное обучение зрительному и слухо-зрительному восприятию словесной речи

Позднооглохшие

Потеряли слух уже после формирования речи.

Имеют навык словесного общения; без педагогической поддержки речь начинает распадаться; развитие мышления больше схоже со слышащими, нежели с ранооглохшими.

Дети с частичной потерей слуха, слабослышащие, с относительно развитой речью

Может быть врожденной или приобретенной на ранних этапах развития ребенка.

Речь относительно хорошо развита, нарушения не глобальные: нарушение звукопроизношения, трудности с грамматическим строем речи.

Дети с частичной потерей слуха, слабослышащие, с глубоким недоразвитием речевой функции

Может быть врожденной или приобретенной на ранних этапах развития ребенка.

Сформирована короткая фраза, однако при этом слова сильно искажены, присутствуют грубые грамматические ошибки.

Существует также международная классификация нарушений слуха, которая включает в себя 4 уровня:

  1. ребенок может воспринимает звуки на громкости от 26 до 40 дБ;
  2. порог улавливания звуков повышается до 41-55 дБ;
  3. порог слышимости находится в диапазоне от 56 до 70 дБ;
  4. ребенок способен распознавать громкие звуки свыше 71 дБ.

Беря во внимание механизм нарушения функции слухового анализатора, можно определить 3 вида нарушений слуха:

  1. сенсоневральные (нейросенсорные);
  2. кондуктивные;
  3. наследственные.

При сенсоневральных нарушениях слуха страдает сам процесс звуковосприятия. Это обусловлено повреждением, дисфункцией, недоразвитием или иной патологией в улитке, волокнах слухового нерва и центрах нервной системы, отвечающих за анализ звуковых сигналов. Таким образом локализация поражения располагается во внутреннем ухе или в головном мозге.

Данный вид нарушения слуха встречается часто и является главной причиной глухоты или тяжелых степеней тугоухости. Медицинская и реабилитационная помощь весьма ограниченны и дорогостоящи. На первый план выходит помощь в виде слухопротезирования.

При кондуктивных нарушениях слуха страдает процесс проведения звуковых волн из внешней среды к Кортиеву органу, трансформирующему эти волны в электрические сигналы. Повреждение локализовано на уровне наружного и среднего уха (ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонки, слуховых косточек) и может быть врожденным пороком развития или приобретенной дисфункцией. Наиболее частой причиной приобретенной кондуктивной тугоухости являются воспалительные заболевания среднего уха (средние отиты).

Подобные нарушения слуха, в зависимости от причины, устраняются различными типами медицинской помощи – от удаления серных пробок до оперативного вмешательства при протезировании слуховых косточек или восстановлению барабанных перепонок.

Наследственные, т. е. генетически детерминированные, нарушения слуха способны передаваться от предков к потомкам. Устройство слухового анализатора человека довольно сложное, а генов, участвующих в его формировании, тысячи. Мутации генов, отвечающих за формирование и нормальное функционирование слухового анализатора, могут возникать в отдельных яйцеклетках или сперматозоидах. В этом случае, данные поломки будут называться единичными первичными мутациями. Однако возможно, что такие поломки передадутся по наследству от родителей (при этом у обоих родителей может быть идеальный слух).

В зависимости от того, за что отвечает мутировавший ген, контролирует он один параметр функции слухового анализатора или его влияние распространяется и на другие анализаторные системы, глухота и тугоухость могут быть обычными и синдромальными. Так, например, мутации миозина приводят к возникновению синдрома Ушера, который характеризуется, помимо нарушений слуха, и серьезными проблемами со зрением. И таких наследственных синдромов довольно много.

Особенности речевого развития при глухоте

В отличие от нормально развивающихся сверстников, у детей с такой патологией слуха как глухота, речевые навыки не формируются спонтанно. У них ка и у всех младенцев присутствует этапы различных голосовых реакций, гуления и лепета. В дальнейшем, в виду отсутствия подкрепляющих вербальных стимулов, число голосовых реакций сокращается, они остановятся более однообразными, к пяти-шести годам исчезают совсем. Для того, чтобы этого избежать, необходимо создание специализированных условий коррекционно-педагогического воздействия.

В условиях специального обучения помимо адекватной слухоречевой среды, большую роль играет также активность личности ребенка, подвижность его мыслительных процессов, устойчивость памяти и внимания. При правильно выстроенном педагогическом процессе такие дети по мере изменения содержания их деятельности переходят к речевым формам общения. Познание речи происходит при опоре на ведущий (зрительный) анализатор с учетом кинестетических ощущений, вибрационной чувствительности. При этом, конечно, нельзя опустить жесткие депривационные условия, в которых находится глухой ребенок на этапе формирования словесной системы. Среди них можно отметить такие условия, как:

  • слабая психофизиологическая сензитивность к речевым сигналам;
  • отрицательное влияние закономерностей жестового языка;
  • малый опыт говорения, письменной речи и нежелание проявлять инициативу;
  • сниженная потребность в словесной речи.

Безусловно тормозящее влияние вышеперечисленных условий сказывается на формировании у глухих детей фонетического, лексического, грамматического и синтаксического аспектах речи.

Особенности звукопроизношения глухого ребенка весьма разнообразны: смешения и искажения звуков, дефекты оглушения и озвончения, трудности при произнесении сложных по артикуляции звуков. При этом голос слабомодулированный, с бедной интонацией и замедленным темпом.

Лексически речь глухих детей довольно ограниченна, присутствуют некое своеобразие семантизации слова: применении его в чрезмерно широком значении, предметно-ситуативные замены слов, избегание или неверное употребление обобщающих слов.

Грамматический аспект речи характеризуется большим количеством аграмматизмов. Вариативные грамматические формы глухими детьми усваиваются с трудом, в виду малой практики их употребления. Наблюдаются такие трудности, как нарушение согласования по роду, числу и падежу, нарушение управления, отнесение слова к другой грамматической категории.

Построение предложений тоже происходит с существенными сложностями, причинами которых являются вышеупомянутая специфика образования грамматических конструкций, малый практический речевой опыт, влияние синтаксической организации жестовой речи. Для речи глухих детей характерно упрощение предложение, избегание второстепенных членов предложения, неумение использования предлогов (их отсутствие или чрезмерное употребление), трудности с использованием местоимений, пропуски слов и др.

Позднооглохшие дети имеют сформированную, развитую речь, но уровень ее сохранности у таких детей различен и без систематических коррекционных занятий речь может быть утрачена. Существенное отличие позднооглохших детей от ранооглохших в том, что навык использования зрительного анализатора для восприятия устной речи приобретается уже после овладения речью.

Особенности речевого развития слабослышащих

Слабослышащие дети овладевают речевыми навыками иначе, нежели их глухие сверстники. В связи с использованием частично сохранной функции слухового анализатора, при наличии постоянной вербальной коммуникации, речь у таких детей возникает спонтанно. Однако она обладает своими особенностями.

Звукопроизношение характеризуется обилием замен акустически схожих звуков (например, замены звонких звуков парными им глухими, замены свистящих на шипящие и наоборот), игнорированием безударных слогов и частей слов. Лексически и грамматически речь скудна из-за малого опыта речевого общения; наблюдаются предметно-ситуативные замены, стойкие аграмматизмы. Бедность словарного запаса и нарушение грамматического строя влекут за собой трудности с пониманием устной и письменной речи. Недостаточно развитое фонематическое восприятие мешает понимаю текста даже из знакомых слов.

Уровень восприятия обращенной речи слабослышащими дети также зависит от сохранного слуха. Одни дети понимают ситуативные элементарные высказывания, другие воспринимают только заученные фразы. Речевое общение при этом сопровождается жестикуляцией, мимикой, указаниями на предметы и действия с ними.

Проведя качественное сравнение, можно сказать, что речевые навыки слабослышащих детей не лучше, чем у глухих. Лексические и грамматические компоненты развиты примерно одинаково, при этом речь изобилует разнообразными искажениями звуков и слов. В целом речь слабослышащих характеризуется смазанностью, обедненностью интонации.

Помимо вышеуказанных нарушений, слабослышащие дети могут также иметь и другие речевые патологии: заикание, дизартрию, ринолалию, нарушение темпа речи и т.д.

Таким образом, речевое развитие детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми обладает весьма характерными особенностями, которые включают в себя поздние сроки начала овладения словесной речью, одновременное и параллельное усвоение разных видов речи (словесной и жестовой; устной, письменной, дактильной), характерное для многих глухих словесно-жестовое двуязычие, трудности овладения словарным составом и грамматическим строем словесной речи. Все эти специфические черты влияют на развитие других познавательных процессов, прежде всего мышления, сказываются на формировании личности детей, их интересов.

Особенности речевого развития при нарушении восприятия речевых звуков при сохранном физическом слухе

Отдельно следует упомянуть нарушения речевого развития, которые не связаны с повреждением физического слуха, т.е. ребенок отлично различает тихие и громкие звуки на различном расстоянии, однако речевые звуки не являются для него источником значимой информации. Ребенок с таким нарушением, по типу сенсорной алалии, не способен на слух самостоятельно выстроить правильную речевую систему, а следовательно, и пользоваться ей.

Причины подобных нарушений кроются в различных перинатальных осложнениях и носят органический характер. Однако в виду пластичности детского мозга, возможно включение компенсаторных механизмов, которые "перенаправят" речевые стимулы на участок мозга, онтогенетически еще не получивший специализацию. Для этого необходимо создать ребенку адаптированную среду, специальные условия для активизации ассоциативных и комиссуральных проводников. Таким образом возможна существенная компенсация системного недоразвития речи вплоть до нормы, т.к. психическое развитие в целом у таких детей протекает нормативно.


Заключение

Речь представляет собой необходимую основу для развития мышления, становления психической деятельности человека. Слуховой анализатор играет важнейшую роль в овладении речевыми навыками, потому что речь не является врожденной. Каждому человеку необходимо овладеть ей уже в процессе жизнедеятельности, в непосредственном общении с другими людьми. Воспринимая речь на слух, путем подражания, вокализации грудного ребенка трансформируются в первые слова, уже имеющие некую предметную отнесенность. Во время дальнейшего развития ребенка речь становится для него предпочитаемым способом коммуникации и познания окружающего мира.

Проблемы нарушений слуха и тянущиеся за ними сложности в восприятии и продуцировании речи, занимают умы многих специалистов медицинского, психологического и коррекционного профилей. Системный, междисциплинарный подход к изучению данных нарушений способствует улучшению диагностики, определению направления лечебно-коррекционного воздействия, выбору его оптимального пути, согласно индивидуальным особенностям развития конкретного ребенка и его потребностям.


Материал подготовила учитель-логопед Марченко А.В.

Список использованных источников

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
  2. Браудо, Т. Е. Онтогенез речевого развития / Т. Е. Браудо, М. Ю. Бобылова, М. В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. – 2017. – №1. – С. 41-46.
  3. Визель, Т. Г. Об особенностях развития речи у детей с нарушением слухового восприятия / Т. Г. Визель, С. В. Клевцова, С. А. Зайцева // Специальное образование. - 2019. - № 4. - С. 27-38.
  4. Визель, Т. Г. Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития / Т. Г. Визель // Вестник угроведения. — 2015. — № 3 (22).
  5. Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций: Учебное пособие. – Москва: МПГУ, 2017. – 136 с.
  6. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
  7. Зюзева, М. Г. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка / М. Г. Зюзева // Филологическое образование в период детства. – 2015. – №22. – С. 34-37.
  8. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. — 320 с.
  9. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.
  10. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха: учеб.-метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Т.В. Воробьевой. – СПб.: Лингвистический центр «Тайкун», 2014. – 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха

  К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...

Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха

Материал содержит категории нарушений письменной речи у детей с нарушением слуха....

Система работы по формированию диалогической речи у детей с нарушениями слуха.

Цель сурдопедагогики - нормализация общения ребёнка с нарушениями слуха с окружающим социумом. В работе представлен опыт работы по формированию навыков диалогической речи у слабослышащих младших школь...

Психологические особенности ощущений и восприятий детей с нарушениями слуха

Ощущения и восприятия, являющиеся результатом сложной аналитико-синтетической деятельности мозга, обеспечивают чувственное познание окружающего....

Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...