Развитие читательских интересов младших школьников в свете введения ФГОС
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Комиссарова Ольга Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskih_interesov.docx79.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие читательских интересов в свете введения ФГОС»

         Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что «светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты его взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора». Задача учителя – помочь накопить ребенку такой важный багаж добрых, светлых воспоминаний, впечатлений из детства.

       Именно литературное чтение обладает такой возможностью решить целый комплекс задач: развивать эстетические чувства, образное мышление, речь, формировать мировоззрение, нравственные ориентиры, обогатить духовный мир человека. Книга воспитывает, развивает, дает сил, помогает жить. Потребность человека в чтении — одна из важнейших духовных потребностей.

       Актуальность и необходимость работы по развитию читательских интересов обусловлена требованиями ФГОС.

 Стандарт устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; предметным, включающим формирование потребности в систематическом чтении книг, осознания значимости чтения для личного развития.

Однако, у современных школьников не развита потребность в чтении книг.

Недостаточная разработанность проблемы и ее большая практическая значимость так же определили актуальность выбранной темы.

Проблема формирования читательских интересов у младших школьников остается нерешенной в полной мере, как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, средством его самопознания и развития, сформируются ли у него читательские интересы, зависят от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

       Можно выделить ряд причин снижения читательского интереса

  • усиление влияния средств массовой информации- чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером.
  • резкое изменение общественной жизни таким образом, что число семьей, где родители заняты работой и мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло
  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс  
  • отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности.

Читательская деятельность, как и учебная имеет общую структуру.

Отсутствие в процессе чтения одного из структурных элементов не позволяет считать такое чтение читательской деятельностью и не может служить целям умственного развития школьника и развития его как читателя.

«Процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-то решения, ведущего к совершенствованию его личности».

Говоря о читательской деятельности следует остановиться на важном ее компоненте - мотивационном. Мотивационный компонент включает в себя сложное взаимодействие и взаимовлияние мотивов-целей, познавательного интереса как мотива, а также других разнообразных мотивов (социальные, внутренние, внешние, широкие и узкие; глубокие и поверхностные; устойчивые и неустойчивые; активные и пассивные и т.д.) В результате взаимовлияния мотивов формируется читательская деятельность, складывается отношение к чтению вообще.

Формированию положительной мотивации учения способствует:

  • Общая благоприятная атмосфера в классе
  • Все занятия проводятся на достаточно высоком уровне трудности, при этом используются дифференцированные задания.
  • Занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала на уроках, эмоциональность речи учителя
  • Познавательные игры, ситуации спора и дискуссии.
  • Организация широкой воспитательной работы
  • Включенность ученика в коллектив, в активные виды деятельности
  • Отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение
  • Формирование у учеников адекватной самооценки

В своей педагогической деятельности перед собой ставлю цель: «Развитие и коррекция читательских интересов как условие обеспечения личностных результатов у младших школьников»

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Провести теоретический анализ литературы по данной теме;
  • Разнообразить содержание уроков, используя инновационные технологии, способствующие формированию УУД учащихся;
  • Проектировать уроки в начальных классах с учётом требований ФГОС, с обязательным включением в содержание урока упражнений творческого характера, способствующих развитию читательских интересов;
  • Разработать систему мероприятий во внеурочной деятельности, обеспечивающую развитие интереса к чтению;
  • Выявить эффективность системы форм урочной и внеурочной деятельности в процессе практической работы по формированию читательского интереса у младшего школьника

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • принимающий социальную роль обучающегося, с развитыми мотивами учебной деятельности сформированным личностным смыслом учения;

Формируемые личностные универсальные учебные действия

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Работа по развитию читательских интересов проводится на уроках и во внеурочное время.

Школа вооружает ребенка навыками чтения, то есть формирует читателя. Но этого недостаточно: она должна воспитывать активного читателя. Помимо традиционных методов, каждый творческий учитель имеет в своем арсенале набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся.

Именно те уроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают, спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес к книге.

В образовательной системе «Школа 2100» эффективно применяется метод продуктивного чтения, который проводится в три этапа.

I этап. Работа с текстом до чтения. 

Дети читают фамилию автора, анализируют иллюстрацию, соотносят ее содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чем будет текст, который предстоит прочитать.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение.

 Подтвердились ли наши предположения?

Кто герой этого текста?

  1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Вторая группа вопросов задается по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте.

В процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идет работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.

Прием: диалог с автором

  • Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый уровень)
  • Прогнозировать ответы на эти вопросы
  • Проверять свои прогнозы по ходу чтения
  • Интерпретация текста – извлечение из текста максимум заложенных в него смыслов

III этап. Работа с текстом после чтения.

Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смысла.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

Перекликается с ним метод «Предположение на основе предложенных слов». 

Направленное выслушивание и обдумывание. 

Ученики слушают произведение, которое им читает учитель, и делают предположения относительно того, о чем будет идти речь в тексте далее. Направленное чтение. 

Метод позволяет направлять учащихся при самостоятельном чтении («про себя») с помощью вопросов на уровне понимания.

Карта персонажей. 

Задача, при выполнении которой применяется графический организатор - для того, чтобы помочь ученикам проанализировать главных персонажей.

Доска вопросов. Место, где ученики записывают свои вопросы по прочитанному произведению.

Оставьте последнее слово за мной. Метод обсуждения, при котором учащиеся по очереди комментируют ту цитату, которую они выбрали в тексте.

Обдумайте - объединитесь в пары - обменяйтесь мнениями. Методика, предполагает обсуждение со своим соседом по парте какого-то проблемного вопроса.

Дебаты. Этот метод дает возможность учащимся делать утверждения и защищать их аргументами в условиях, когда другие выдвигают свои утверждения.

В начальной школе нельзя обойтись без игровых методов. Нравятся детям игры со словами, фонетические загадки, скороговорки, физкультминутки на учебном материале. Приведу пример:

  • «Слушай первый звук и составь слово из первых звуков»  

Ромашка, астра, колокольчик (рак)

  • «Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра» (Даша)
  • Наращивание гласных или согласных

в начале или в конце слова

  • Добавление слога в середине слова
  • «Полсловечка за вами» (бал…кон, во…рон)

  • «Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах».

  • «Слоговой аукцион». (Ба…-ня, -нан, -ран)

  • «Перевертыши: кот-ток, сорт-трос нос-сон,»

  • «Из каждого слова убери один звук так, чтобы получилось новое слов».

 роса-оса; олень-лень; полк-пол; экран-кран; тепло-тело;

  • «Добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово».

Дар-удар; рубка-трубка; клад-склад;

  • «Замените один согласный звук на другой, чтобы получилось новое слово».

Почка-дочка-кочка-мочка; миска-киска; песок-лесок; шар-жар; галка-палка;

Сравнение слов с ударением на разные слоги.

  • «Посмотри на картинки и назови слова».
  • «Чем отличаются слова и чем похожи»?

замок – замок                        

 стрелки – стрелки

белки – белки                          

кружки – кружки

Полки – полки                        

гвоздики – гвоздики

  • Составь с каждым словом предложение
  • Я задумала слово. Оно состоит из двух слогов, в нем два согласных звука, оба звонкие, второй слог ударный. Какое слово я задумала?

  • «Собери словечко» - из заданных букв, слогов или слов собери

 как можно больше новых слов:

  •  «Вспышка» - прочитай за отведенное время и запомни слова, предложение, текст

Фонетические загадки

(Формирование лингвистических понятий у младших школьников: методическое пособие / автор-составитель Н. Ю. Яшина.)

  • Дима или Рома? У Лени есть друг-одноклассник. В его имени все согласные звонкие, твердые.
  • Катя или Лиза? У Юли в классе есть подружка. В ее имени все согласные звонкие.
  • Пулька или Пончик? Какой из коротышек требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет и кашу из мармелада? В его имени звуков меньше, чем букв.
  • Твист или вальс? Какой танец танцевала Пеппи Длинный чулок с ворами, которые забрались к ней в дом? В названии есть бука, которая не обозначает звук, а только указывает на мягкость согласного.
  • Тим или Том? У мышонка Джерри есть друг мальчик. Про него говорят, что он мягкий человек.
  • Пуфф или Буфф? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала сто лет вместе с прекрасной принцессой? В кличке собачки все согласные звуки глухие.
  • Луна или Марс? Самый правдивый человек – барон Мюнхгаузен – рассказывал о планете, на которой он побывал. Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов. Что это за планета? В названии нет глухих согласных звуков.
  • Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке? В имени все согласные глухие.
  • Балда или Балбес? Какого работника нанял поп? В его имени все согласные звонкие, твердые.

Применяю различные формы организации учебной деятельности: урок-игра, путешествие, урок внеклассного чтения, проектный урок с включением упражнений на развитие восприятия текста, ориентировке в структуре текста, упражнений на развитие уровня внимания, памяти, упражнения на сравнение различных видов текстов.

Приведу примеры карточек-заданий, которые предлагаю учащимся для формирования первоначального умения ориентирования в структуре текста, понимания. (Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя)

                                                   

                                                  Карточка

                        Прочитай рассказ. Выбери заглавие:

а) Волк

б) Лгун.

в) Стадо.

       Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!

       Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

-Сюда, сюда скорее, волк!

      Мужики подумали, что опять по- всегдашнему обманывает, - не послушали его.

      Волк видит, боятся нечего: на просторе перегрыз всё стадо.

                                                        Карточка

                     Придумай своё заглавие.  Запиши его.

Жил бобёр на лесной речке. Хороша у бобра хата. Бобёр сам деревья пилит, сам стену, крышу складывает. Хороша у бобра шуба. Ему зимой тепло и в воде . Хороши у бобра и уши. Плеснёт в реке рыба хвостом, упадёт в лесу лист- всё бобёр слышит. А вот глаза у бобра подгуляли. Подслеповат бобёр. И на сто коротеньких бобриных шагов не видит.

                                                        Карточка

                  Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Малыши угостили товарища.

Дядя Ваня поймал щуку и леща.

Тётя Люся сварила уху.

Хороша уха!

                                                       

                                                          Карточка

                 Составь рассказ правильно ( поставь порядковые номера).

                                                       Первая охота.

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватил за хвост.

Фыркнул щенок, бросил хвост- и за ней. Да куда там!

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.

                                                          Карточка .

                                                Электрический ток.

      Висят на столбе рядом два провода. Висят молча, мирно, как верёвки. Но берегись их, не трогай! Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине – оживёт она, загрохочет. Подключи лампочку – она ярко загорится. Течёт  в проводах электрический ток. Этот невидимка всё может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.

 По проводам передаётся электрический ток ?

  Выбери правильный ответ на вопрос.

 1 Да.

 2 Нет.

 3. Не знаю.

По мере овладения уровнем ( а) включаются задания, предполагающие понимание общего (уровень б).

                                                    Карточка.

                                                       Галка.

      Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камушки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.

Для чего галка бросала в кувшин камешки?

   1 Галка бросала камни от  скуки.

   2 Галка была умна и придумала, как напиться.

                                                    Карточка.

 Прочти рассказ. Пронумеруй  вопросы по порядку : 1, 2, 3, 4, 5.

…   Кто помог бабушке?

…   Как старушка несла воду?

…   Кого встретили ребята?

…   Что сказал Толя*

…   Куда возвращались Толя и Витя?

                                                  Горькая вода.

      Толя и Витя возвращались  в лагерь. Навстречу им шла старушка с ведром воды. Пройдёт насколько шагов – остановиться  отдыхать.

 - Подожди, - сказал Витя, - надо помочь.

      Он прервал разговор на самом интересном месте и побежал к старушке.

-Куда ты? – крикнул Толя. – Разве всем поможешь?

      Но Витя не слушал товарища и  помог бабушке нести ведро.

    Следующая ступень работы - определение основной мысли рассказа( в ). Этой работой целесообразно заниматься, начиная со второго класса, опираясь на самостоятельное чтение детей.

                                                Карточка.

                                            Два товарища.

     Два товарища шли по лесу. На них выскочил медведь. Один приятель спрятался на дереве. Другой упал на землю. Он притворился мёртвым. Медведь понюхал его и ушёл. Тогда первый слез с дерева и засмеялся: «Ну, что тебе медведь говорил?» Человек ответил: «Он сказал мне: плохие те люди, которые оставляют товарища в беде».

Что главное?

 ...Медведя можно перехитрить.

…Не бросать товарища в беде.

…От медведя можно спрятаться на дереве.

      Формированию личного отношения к прочитанному ( в ), помогают такие виды заданий:

                                                Карточка.

                                  ………………………………….

      Таня и Маша  были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходит за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь, Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

      - Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

      - Я не могу, я промокну! – нагнув вниз  голову с капюшоном, ответила ей Маша.

      В детском саду воспитательница сказала:

      - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня. совершенно мокрое, как же это могло случиться? Ведь вы же шли вместе!

      -У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

      -Так вы же могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница, и взглянув на Машу, покачала головой. –Видно ваша дружба до первого дождя!

     Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Дружба до первого дождя- настоящая дружба?

…Да.

…Нет.

Как бы ты озаглавил рассказ? Напиши.

На уроках работаем с различными видами текстов.

  «Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой, - и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

        Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча, и сразу вся разошлась дождем».

М. Пришвин

        «Осень – это одно из времен года. Для осени характерны такие явления, как изменение окраски листьев и листопад для лиственных деревьев».

 «Окружающий мир» 1 класс

        «Высокая большая рябина вся в красных бусах, а маленькая рябинка – это живая лесная сказка. Села в высокую траву жар-птица и распустила свой огненный хвост.

          Ясень не такой яркий, как рябина. У его листьев спокойный желтый цвет. Осенью веришь, что название «ясень» происходит от слова «ясный».

Н. Надеждина

           «Осенью в листьях не появляется никаких желтых и красных пигментов, они содержались в них и раньше, но были незаметны из-за преобладания зеленого пигмента-хлорофилла. Осенью он разрушается, и в листьях становятся видны другие цветные пигменты».

«Экологический букварь»

         «В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и где птицы летят. А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся».

М. Пришвин

Какой текст помогает лучше представить, нарисовать картину осени?

Какой текст позволяет узнать научные сведения об осени?

Упражнения, направленные на развитие внимания.

  1. «Сплав слов» - Найти среди буквенного набора слова:

          к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т

Бсолнцеитранфстолрюдлжоьтокноггшшщатмашинапрвитюрлыжипрнерозаитлншгорд

Среди букв текста вставлены слова. Дети должны найти и подчеркнуть эти слова.

  1. «Выполни по образцу»

Можно проводить на уроках чтения или математики (в тетради в клетку) Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует от ребенка выполнения нескольких последовательных действий: анализа каждого элемента; правильного воспроизведения каждого элемента; удержания последовательности в течение продолжительного времени.

  1. Графические диктанты

На уроках математики или чтения в тетрадях в клетку дети под диктовку учителя выполняют задание (две клетки вправо, три клетки вверх, две клетки вправо, пять клеток вниз и т. д.)

  1. Минутки чистописания на уроках русского языка

Аммадама ассамаса  ватерпроофета

Ученикам предлагается без ошибок списать строчки, обращая внимание на правильное соединение букв. Количество букв в словах постепенно увеличивается.

  1. Физкультминутки

На уроках обучения грамоте «Какой звук в слове первый»? Учитель произносит слова, дети внимательно слушают и выполняют соответствующие движения.

Первый звук в слове – гласный – дети поднимают руки вверх.

Первый звук в слове – согласный – дети ставят руки на пояс.

Услышав слово «стена» -  дети делают прыжок на месте.

Задание постепенно усложняется.

Первый звук в слове - твердый согласный – руки перед собой.

Первый звук в слове – мягкий согласный – руки на пояс.

Первый звук в слове – гласный – руки вверх.

«Стена» - прыжок.

Возможны варианты (звонкий и глухой согласные звуки)

Эффективно работает метод проектов

Ставший уже традиционным творческий проект «Моя первая азбука». Дети составляют свою азбуку на интересующую их тему. Например, сказочная, школьная, транспортная, азбука растений, животных, бабочек, азбука художника, азбука стран мира, и т.д.

Исследовательский проект «Моя фамилия».

Личные достижения учебной и творческой деятельности, а также читательский дневник находятся в папке – портфолио.

Сформировать читательские интересы помогает внеклассная работа, которая представляет широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста.

Стандарты нацеливают учителя на личностное развитие, воспитание нравственных качеств. Разработанная воспитательная система класса решает комплекс воспитательных задач и подтверждает свою эффективность.

Дети с удовольствием занимаются в кружках внеурочной деятельности.

Кружок «Почемучка» (обо всем на свете), «Занимательная грамматика» ( о секретах русского языка), театральный кружок «Золотой ключик».

Особенностью кружка «Народные увлечения для развлечения» является использование разнопланового краеведческого материала, что обеспечивает формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников.

Проектная работа проводится и во внеурочное время. Проект «Моя первая книжка» заинтересовал детей и в результате получились чудесные авторские работы.

Развитию читательских интересов способствуют библиотечные уроки, проводимые в школьной библиотеке. Так же мы сотрудничаем с областной детской библиотекой. В настоящее время ребята посещают мероприятия из цикла «Мы помним о войне».

Огромную роль в процессе формирования потребности в чтении играет семья. Проводятся собрания, темы которых являются актуальными для родителей. «Как приучить ребенка к чтению», собрание-конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

Родительское собрание

1 класс

Тема: «Папа, мама, я – читающая семья».

Цели:

  • Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей; приобщение их к семейному чтению.
  • Способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей.
  • Показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению.

Участники: педагог, библиотекарь, школьный психолог, дети и их родители.

Форма проведения: собрание – конкурс.

Подготовка к собранию:

  1. Подготовка конкурсных заданий.
  2. Составление памяток для учащихся и родителей.
  3. Оформление приглашений для родителей на собрание.
  4. Оформление класса (выставка книг, детских рисунков).
  5. Подготовка сценария собрания.
  6. На заседании родительского комитета разрабатывается проект решения родительского собрания.
  7. Анкетирование родителей и учащихся, анализ полученных работ.

Оформление доски:

Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный

дневной и ночной труд, вечное чтение.                                                            

    По А.П.Чехову

   

Все, чего я достиг в жизни,

стало возможным благодаря книге.

Ричард Бах

Ход собрания

  1. Вступительное слово педагога

Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками.

Не рубаха, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга).

Назовите ваши любимые книги. (Отвечают сначала родители, потом дети).

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем…

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенья планет –

С тобой ничего непонятного нет,

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

(стихотворение Н. Найденовой «Мой друг» читает педагог или подготовленные учащиеся)

  • Педагог открывает собрание, называет его тему и цели.

             Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако психологи и педагоги констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

  • Анализ статистики о статусе чтения в России показывает снижение в 2 раза в процентном соотношении систематически читающих людей; прессу читают всего 10 %; читают взрослые вместе с детьми (семейное чтение) всего 7 %

(Классный руководитель приводит цифры статистики,

тем самым подчеркивая актуальность выбранной темы для собрания)

2015 год в России объявлен годом литературы неслучайно, чтобы привлечь внимание взрослых и детей к чтению.

Чтение

«Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений,- составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры… Чтение является самым мощным механизмом поддержания и «приумножения богатства родного языка». (Национальная программа поддержки и развития чтения).

Цели программы, рассчитанной на период с 2007 по 2020 год:

  • Повышение читательской компетенции;
  • Рост читательской активности (охвата и интенсивности) (2007 – 2008г был объявлен годом чтения);

Ваши дети, уважаемые папы и мамы, научились читать. Однако напрасно вы думаете, что теперь они возьмут книгу, сядут в уголок и начнут с интересом читать. Ничего подобного. Хотите, чтобы они читали? Пусть читают вам вслух, а вы с интересом слушайте и обязательно хвалите чтеца.

Наконец, очень важно продолжать читать ребенку вслух: абзац – мама, абзац – ребенок. А потом мама долго читает вслух, а ребенок слушает. Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать? Для этого он твердо должен знать, что чтение – это не наказание, а поощрение. Если он увидит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймет, что читать самому интересно.

Итак, семья может помочь ребенку научиться читать и полюбить чтение.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет нашего класса это подтверждает.

  • Классный руководитель сообщает о результатах анкетирования.

  1. Сообщение школьного психолога о развитии воображения и творческого мышления у детей в ходе обсуждения прочитанного

Во время чтения ребенок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если ребенок после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление, будет делать и другие пометки о прочитанных книгах в особой тетради.

Поговорим о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в самом ходе обсуждения прочитанного.

Сначала еще раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами, и если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребенка, чтобы он вынес из текста одну – единственную «мораль». Может быть, ребенок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришел самостоятельно. Однако пусть ребенок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий.

Помните при этом, что подлинное понимание – это процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребенка радости «сотворчества».

Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести новое содержание к набору готовых схем и оценок, помогите ему проявить воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного экспериментирования. Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребенок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же экспериментировать с текстом? Предложите ребенку поиграть в игру «А если…» Вы заменяете какого – либо героя произведения или какое – либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребенок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесенные вами изменения. Вы же, в свою очередь, указываете ребенку на те противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит его слишком далеко от исходного сюжета. Вот, например, вы обсуждаете с ребенком рассказ В.Осеевой «Отомстила»:

- Что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?

- Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет ее краски трогать.

- А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алешу бросалась. Могла бы она его сразу простить? и т.д.

Экспериментируя с содержанием текста, ребенок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Все это формирует у ребят новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.

Дети особенно любят сказки. Ведь во всякой сказке есть элемент действительности. Сказки помогают разобраться в характерах людей, лучше познать жизнь. Особенно нравятся детям сказки о животных. Период, когда дети любят сказки, очень важен для формирования чувств ребенка: не надо спешить утешать ребенка, если он из жалости к кому – то из героев расплакался. Некоторые родители, утешая ребенка, начинают приговаривать, что это ведь только в книжке написано, а в жизни не так, что не следует по этому поводу расстраиваться. Тем самым родители подрывают веру ребенка в книгу, в то, что в ней написано. Дети в подобных случаях привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрагиваются их чувства. Позже такие родители сами начинают удивляться, как могло случиться, что ребенок вырос бесчувственным, равнодушным ко всему.

  1. Выступление библиотекаря

Как же следует собирать семейную библиотеку, каково должно быть участие в ней детей?

С самых ранних лет важно научить их ценить и любить книгу. В доме всегда найдутся старые книги, и родителям не надо жалеть времени на то, чтобы вместе с ребенком отремонтировать их: подклеить оторвавшиеся страницы, обернуть книгу в бумажную обложку, красиво написать название и имя автора.

Начальная школа – время детской открытости, и в эту пору детям надо помочь продолжить их отношения с книгой и домашней библиотекой, которая может оказаться похожей на школьную или районную, куда ваш ребенок записался.

Личные книги ребенка можно как-то выделить в домашней библиотеке, отвести для них определенное место, но их нельзя отделять нравственно от взрослых книг. Напротив, следует всячески подчеркивать, что детские книги – составная часть семейной библиотеки.

Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства, участвовать в формировании круга чтения своего ребенка, как бы разжигать аппетит к важным для каждого человека книгам. И когда аппетит этот появится, смелее подводите ребенка к книжным шкафам, помогайте снять с полки нужную книгу. Есть такое прекрасное занятие – рыться в книгах. Рыться в книгах собственной библиотеки желательно с участием собственных детей. О любимых книгах рассказывать с восхищением, подвигая ребенка к мысли, что его ожидает величайшее из наслаждений -  прочитать эту или вот эту книгу.

  1. Конкурсы «Мама, папа, я – читающая семья»

(Классный руководитель предлагает родителям и детям проверить свои знания и умения по прочитанным книгам детской тематики в игре)

Ход игры

Родители и дети образуют по две команды. Ученик читает стихотворение:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна,

Литературия.

  • Конкурс для обеих команд учащихся «Продолжай…»

Каждая команда детей хором должна продолжить стихотворение, первую строчку которого читает педагог. Для одной команды предлагаются произведения А.Л.Барто.

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:

(Ох, доска кончается, сейчас я упаду).

Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.

(Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч).

Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

(Все равно его не брошу, потому что он хороший).

Для другой команды предлагаются произведения С.Я.Маршака.

Эй, не стойте слишком близко…

(Я тигренок, а не киска).

Дали туфельку слону, взял он туфельку одну

(И сказал: «Нужны пошире и не две, а все четыре»).

Бедный маленький верблюд! Есть ребенку не дают:

(Он сегодня съел с утра только два таких ведра).

  • Конкурс для обеих команд учащихся «Чьи это вещи?»

Каждая команда детей получает вещи, принадлежащие сказочным героям, и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а так же ответить, кто является автором этих произведений, кому принадлежат эти вещи.

Командам вручаются следующие вещи:

- туфелька («Золушка» Ш.Перро);

- стрела (р.н.с. «Царевна – лягушка»);

- сапог («Кот в сапогах» Ш.Перро);

- яйцо (р.н.с. «Курочка Ряба»);

- невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин);

- телефон («Телефон» К.И.Чуковский);

- банка с вареньем («Малыш и Карлсон» А.Линдгрен);

- корзинка с пирожками (р.н.с. «Маша и медведь»)

  • Конкурс для обеих команд учащихся «Найдите автора»

Каждая команда получает набор карточек «Литературного домино».  Побеждает та команда, которая быстрее составит верную цепочку из карточек – домино.

  • Конкурс для обеих команд учащихся «Собери иллюстрацию к сказке»

Учащиеся собирают пазлы со сказками, чья команда быстрее

  • Конкурс для обеих команд родителей «Узнайте по описанию»

Педагог или библиотекарь зачитывают каждой команде по очереди характеристику и описание поступков действующего лица книги. Игроки должны назвать его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.

  • Конкурс для обеих команд учащихся «Узнаете ли вы героев и авторов детских книг»?

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
О ком эта сказка? (
о Буратино)
Кто её автор? (Алексей Толстой)

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку?
(
Дюймовочка из сказки

 Г.-Х.Андерсена)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор...
(
Айболит из сказки

 К.Чуковского)

Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.
До сих пор лицо горит!
Кто он?...
(
Мойдодыр, а не Айболит,
но тоже из сказки К.Чуковского)

Он дружок зверям и детям.
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка.
Он зовётся...
(
Чебурашка. О нём

написал Эдуард Успенский)

Летела стрела, а попала в болото

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною ношей,

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна-лягушка

Из русской народной сказк


Я на балу никогда не бывала. Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же. Кто я такая, кто тут подскажет?

(Золушка из сказки Шарля Перро)

  1. Подведение итогов конкурса

Объявление результатов конкурса, награждение команд – победительниц и всех участников памятными призами.

  1. Решение родительского собрания
  1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и в развитии у них устойчивого интереса к чтению, следует направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.
  2. Помогать ребенку вести читательский дневник.
  3. Объявить конкурс на лучший читательский дневник; в конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

  1. Заключительное слово педагога

Уважаемые родители и дети! Закончилось наше собрание – конкурс. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день ваших семей будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в этом путешествии.

(Вручаются памятки родителям и детям. Их обсуждение и анализ.)

Памятка для родителей

  1. Систематически читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
  2. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  3. Хвалите ребенка за чтение.
  4. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  5. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
  6. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.
  7. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
  8. Какие слова или выражения запомнились ему?
  9. Чему учит эта книга?
  10. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
  11. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст
  12.  Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  13. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  14. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Приложение

  1. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  2. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  3. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Памятка для учащихся

  1. Читай вслух правильно, обращая внимание на каждый слог и каждое слово.
  2. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй со знаками препинания, делай паузы.
  3. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

Анкета для учащихся

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?        (да, нет, не знаю)
  2. Нравится ли тебе получать книгу в подарок?         (да, нет, не знаю)
  3. Что ты больше любишь?
  • читать сам,
  • слушать чтение взрослых,
  • смотреть телевизор.

  1. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
  • хвалят тебя,
  • ругают.

  1. Читают ли в вашей семье книги вслух?
  • читают,
  • не читают.

  1. Напиши название книги, которую недавно прочитал(а)? _______________________________________________

Анкета для родителей

  1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?     (да, нет, не знаю)
  2. Сколько времени он проводит за чтением? _________________
  3. Дарите ли вы ребенку книги?     (да, нет)
  4. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
  • читать сам,
  • слушать чтение взрослых,
  • смотреть телевизор.
  1. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
  • хвалите,
  • ругаете.

6. Назовите книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок    ____________________________________________________

7. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

  • да,
  • нет.
  1. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? (да, нет, иногда)

  1. Считаете ли вы себя активным читателем?  (да, нет, затрудняюсь ответить)

  1. Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? (да, нет...)

Советы психолога родителям

Совет первый

Не дозируйте чтение ребенка ни по объему, ни по времени. Чтение ребенка должно быть свободно от любых регламентов. Очень плохо, если ребенок во время чтения переводит взгляд с книжной страницы на стрелки часов или косится на уголок страницы, где напечатан ее номер («сколько осталось»)

Совет второй

Не сидите рядом с целью послушать, «хорошо или нет».

Уберите из жизни ребенка дозированное чтение вслух при контролирующем слушателе. Это приносит сиюминутный результат, но оставляет надежду, что ребенок (сейчас или со временем) будет читать.

Совет третий

Не просите ребенка читать одно и то же несколько раз подряд. Необходима новизна. Любой другой текст из тех же самых тридцати трех букв. Возможно, ребенок любит читать о звездах шоу-бизнеса, о великих спортсменах или путешественниках, о компьютерах. Тогда ищите книги (или популярные статьи) о том, что интересно именно вашему ребенку. Пока ребенок только учится читать, предлагайте ему для чтения только новые тексты. Исключением могут стать лишь рассказы и сказки, которые ребенок сам настолько любит, что готов их перечитывать. Нужна тренировка, а не натаскивание. Тренировка возможна в игре и сочетается с извлечением удовольствия.

Совет четвертый

Следите, чтобы перед ребенком всякий раз оказывался доступный ему текст. Не настаивайте на том, чтобы даже самые маленькие и легкие тексты непременно прочитывались до конца за один раз. Позволяйте ребенку остановиться в любой момент, даже прервавшись посреди предложения. Просто отложите чтение, оставьте книжку на виду и попытайтесь дождаться того момента, когда ребенок сам о ней напомнит.

Совет пятый

Не просите слишком часто пересказать прочитанное. Лучше «поболтать» с ребенком о том, что прочитано, помогите ему поделиться своими впечатлениями. Главное, что сейчас нужно – раскрепощение детской речи, которому способствует пробуждение желания говорить по поводу прочитанного.

Совет шестой

Избегайте серьезности. Нужно создать ситуацию, в которой ребенок сможет позволить себе быть легкомысленным и беззаботным, чтобы из глубины его сознания однажды поднялось необходимое «хочу» - хочу читать. И чтобы э того «хочу» хватило ему на всю жизнь.

Уважаемые родители!книга.gif

           Приглашаем вас принять участие в собрании-конкурсе.  Нам хочется обсудить вопросы, касающиеся формирования любви к чтению. Мы надеемся, что наша встреча будет интересной, полезной, продуктивной. Ваши дети приготовили много сюрпризов.

         Ждем вас 25 февраля (среда) в 17ч 30 мин.

Школьный психолог,

 библиотекарь, педагог

Основным «местом жительства» служит учебный кабинет, в котором дети проводят очень много времени, в нем происходят главные события классной жизни. Следовательно, нужно позаботиться об уютной и комфортной обстановке, эмоциональном, нравственном насыщении жизненного пространства.

В нашем кабинете есть все необходимые условия, для развития детей. Помимо учебной зоны, выделены игровая зона и зона отдыха; есть зелёный уголок, творческая мастерская, кукольный театр, уголок внеклассного чтения, классная библиотека, которая постоянно пополняется.

В школе проводятся различные конкурсы по литературному чтению. В конкурсе «Пробы пера» ученики нашего класса успешно дебютировали со стихами собственного сочинения. На сайте класса я выкладываю ссылки на интернет-конкурсы.

В школе работают музеи. Один из них - музей боевой славы. Старшеклассники организуют экскурсии по музею. В преддверии юбилея Победы стартовал проект «Ветеран, живущий рядом», посвященный памяти близких людей, родственников, переживших В. О. В. Дети вместе с родителями, приняли активное участие.

 Музей имени Чирикова Е. Н. Старшеклассники знакомят малышей с творчеством писателя, ставят спектакли, проводят конкурсы иллюстраций по произведениям.

Педагогический опыт развития читательских интересов имеет широкое практическое значение и охватывает как учебный процесс, так и внеурочную деятельность.

Новизна опыта, на мой взгляд, заключается в систематизации методов и приемов, а также включение учащихся в уникальную развивающую читательскую среду школы с целью формирования читательских интересов, которые обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

В результате организованной системе работы по развитию читательских интересов наблюдается тенденция развития познавательных мотивов, заложены предпосылки для развития потребности в чтении. Об этом свидетельствуют проведенные диагностики.

  Возросли  показатели учебной мотивации, это говорит о том, что детям интересно в школе, что они ощущают себя школьниками. Также наблюдается тенденция роста такого показателя, как умение общаться. Это говорит о том, что детский коллектив формируется позитивно, что дети учатся договариваться друг с другом, не конфликтовать, быть более доброжелательными, жить по правилам школы.

Достаточно повысился средний уровень концентрации и устойчивости внимания и несколько снизился низкий уровень.

         Показатели связной речи достаточно высокие. Словарный запас чуть выше среднего значения, его показатели влияют на качество общения, помогают детям быстрее находить общий язык с другими и легче адаптироваться.  Наблюдается хорошая тенденция роста всех показателей развития речи.

Заниженная самооценка и сниженная само регуляция влияют на успешность обучения в целом. Самооценка является одним из важнейших регуляторов поведения человека. Принятые действия будут только тогда выполнены, когда ребёнок контролирует свою деятельность. Процент адекватной самооценки повысился, а заниженной – снизился. Это говорит о том, что адаптация основной массы детей проходит успешно.

Коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе совместной деятельности на высоком уровне.

Система работы может быть интересна, полезна и доступна учителю с любым опытом работы и может быть совместима с любыми образовательными моделями преподавания.

Список литературы.

  1. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. – М. Просвещение, 2011.
  2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов – М. Просвещение, 2013.
  3. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. /А. Ф. Ануфриев -  М. Ось-89, 2001.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  5. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: Аркти, 1999.
  6. Программа изучения психологический особенностей детей 6-10 лет и организация индивидуального подхода к ребенку. / Сост. Оботурова А. И. – Сыктывкар, 1991.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения
  8. Формирование лингвистических понятий у младших школьников: методическое пособие / автор-составитель Н. Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у учащихся в свете введения ФГОС

Выспупление на педсовете. Какие методы применяю, чтобы развивать познавательные интересы на занятиях внеурочной деятельности в начальных классах....

Проект на Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО

Этот проект раскрывает эффективные способы и приемы работы для развития интереса к чтению у младших школьников...

Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтени...

Методы развития читательских интересов младших школьников

В статье описаны методы и приемы развития читательских интересов младших школьников, которые могут быть использованы на уроках литературного чтения....

"Развитие читательского интереса младших школьников»

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003 – 2013 годы объявлены десятилетием грамотности. 2015 год назван годом Литературы. Однако в России, как и...

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...

Развитие читательского интереса младших школьников на внеурочной деятельности посредством создания буктрейлеров

Определение методических возможностейиспользования во внеурочной деятельности буктрейлеров как средства,способствующего развитию читательского интереса младших школьников.Гипотеза : использование во в...