Методы развития читательских интересов младших школьников
статья по чтению (2 класс) на тему

В статье описаны методы и приемы развития читательских интересов младших школьников, которые могут быть использованы на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зеновская Е.В.

учитель начальных  классов

МОУ «Средняя школа №3»

Методы развития читательских интересов младших школьников

Литературное чтение является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.  Прежде всего, на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.

Метод творческого чтения необходим для организации художественного восприятия и эстетического переживания у младших школьников. Одним из приемов является,  устное словесное рисование: нарисовать словами картину, какая рождается в сознании   при восприятии того или иного слова, эпизода, изображенного в книге. Эту же цель преследует и  творческий пересказ прочитанного от имени героя или своего собственного «Я». Использование данного метода уместно при первом знакомстве с текстом и на протяжении всей работы. Приведем примеры некоторых заданий, которые использованы при  работе с учениками:

- при работе над стихотворением С. Михалкова «Смех» предложить детям следующие задания: Как нужно читать это стихотворение? С каким настроением? Быстро или медленно? Тихо или громко? Прочитай стихотворение выразительно;

- характеризуя героя ежика из сказки В.Орлова «Абрикос в лесу» можно организовать работу следующим образом:

1) определи, каким голосом говорит ежик;

2) потренируйся читать слова ежика выразительно;

3) запомни слова ежика  и сыграй роль ежика;

- работая над стихотворением А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета» предложить детям описать картины, которые они представили, при слушании данного стихотворения и заучить стихотворение наизусть;

-  представь и опиши комнату, которую увидела мама (Э.Успенский «Разгром»);

- расскажи о том, как заяц напугал волка. Используй при этом яркие слова и выражения (Д. Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго Зайца»).

Эвристический метод направлен на освоение произведения с целью освоения художественных, нравственных, общественных проблем. При применении данного метода учителем использованы следующие задания:

- переделай сказку таким образом, чтобы козлики оказались не упрямыми,     а сговорчивыми (К. Ушинский «Два козлика»);

- подумай,  как относится к своему герою автор (Г.Горбовский «Розовый слон»);

- перечитай последнюю часть рассказа и объясни, почему Нина плакала.  Как ты думаешь, повторит когда-нибудь свой поступок Нина? Почему? (А.Гайдар «Совесть»);

- прочитай пословицы. Подумай, какая из пословиц подходит к последнему стихотворению. Объясни, как ты понимаешь пословицу;

- заглавие этого рассказа серьезное или смешное? Подберите другое название? Какой совет можно дать героям? (Яхнин В. «Силачи»);

- чем похожи, изученные рассказы. Главный герой, какого рассказа тебе более симпатичен? (Л. Толстой «Правда всего дороже», С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»);

        Репродуктивный метод заключается в предоставлении детям готового материала, то есть это рассказ учителя о жизни автора, о каких-либо событиях.  Каждый метод занимает особое место в развитии читательских интересов младших школьников.

        Большую роль в развитие читательского интереса играет и внеурочная деятельность. Это беседы: «Значение книги в жизни человека», «Полезные советы читателю», «Правила обращения с книгой», «Памятка читателю».

Для того чтобы заинтересовать детей прочтением книги, можно использовать беседы – «приманки». Например:

- зачитать интересный эпизод из книги и предложить прочитать книгу самостоятельно;

- рассказать о главном герое;

- предложить детям прочитать книги Н.Носова и обсудить их в классе.

Желание узнать о дальнейших событиях увлекает, и дети непременно прочтут эту книгу.

Также привитию интереса к чтению способствуют классные часы, викторины по прочитанным произведениям. Для занятий можно использовать следующие задания:

- перечислите названия сказок, в которых главный герой лиса, заяц;

- кто играет с нами в прятки;

- придумай концовку сказке;

- создание иллюстрации по содержанию произведения;

- работа в группе, создание инсценировки по произведению.

При развитии читательского интереса у младших школьников важна работа и с родителями. Работа с родителями включала индивидуальные беседы, родительские собрания «Роль семейных традиции в формировании читательских интересов детей», «Значение книги в жизни ребенка».

Ребенку самому трудно сделать выбор: читать или не читать, что именно читать? Помочь ему полюбить книгу, понять их пользу, находить в чтении художественных произведений радость и удовлетворение - задача взрослых: родителей и учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО

Этот проект раскрывает эффективные способы и приемы работы для развития интереса к чтению у младших школьников...

Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтени...

"Развитие читательского интереса младших школьников»

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003 – 2013 годы объявлены десятилетием грамотности. 2015 год назван годом Литературы. Однако в России, как и...

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...

Развитие читательского интереса младших школьников на внеурочной деятельности посредством создания буктрейлеров

Определение методических возможностейиспользования во внеурочной деятельности буктрейлеров как средства,способствующего развитию читательского интереса младших школьников.Гипотеза : использование во в...

Развитие читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения»

  В данной статье рассматривается актуальность проблемы чтения в начальной школе, для решения данной проблемы были рассмотрены особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формиро...