Статья на тему "Формирование мультимедийной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"
статья по чтению

Ковалёва Валерия Андреевна

В статье раскрывается сущность медиакомпетентности, а также, какие методы работы стоит использовать учителю начальных классов на уроках литературного чтения, чтобы более эффективно формировать данную компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovalyova_v.a._43n_soobshchenie_23.11.20.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мультимедийной компетентности у младших школьников

Цель: рассмотрение влияния ИКТ на процесс обучения младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
  2. Выявить эффективные условия развития мультимедийной компетентности у младших школьников на уроках литературного чтения.
  3. Составить рекомендации к работе учителя начальных классов по формированию мультимедийной компетентности.

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей своей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования.

Развитие медиакомпетентности возложено на медиаобразование – специальное направление в педагогике, которое выступает за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основной задачей медиаобразования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации; научить человека понимать ее, осознавать последствия ее использования с помощью технических средств и технологий.

Работа с медиаконтентом для подготовки его к уроку требует очень большой подготовки. Поиск и подбор, монтаж, разработка вопросов для обсуждения, умелое включение фрагмента в общую значимость урока.

Подготовка к просмотру кинофильма подразумевает такие методы, как: беседа, анализ кинофотоматериалов, знакомство с медиалитературой, с творческим путем участников съемочной группы (режиссер, оператор, актеры).

В частности, при обсуждении прозы и экранизации можно опираться на базовые вопросы: сравните фильм с книгой: что исчезло, что сохранилось? какие эпизоды выигрышнее, ярче, а что потускнело? какими средствами и приемами пользуется постановщик картины? удалось ли актерам раскрыть характер главных героев? какие их качества, подчеркнутые в фильме, стали понятнее? А при обсуждении фильма: познакомиться с мнениями критиков, литературоведов; обобщить, что поняли из сравнения двух видов искусства; определить специфику кино. Ответить на вопросы: Что понравилось в кино? Удалось ли авторам фильма донести до зрителей идейное содержание литературного произведения? Что нового дал фильм для понимания литературного произведения?

Например, перед просмотром фильма во вступительном слове создается установка на восприятие, а потом на выделение наиболее ярких эпизодов фильма, обосновывая почему они запомнились. Ключевой вопрос после просмотра: Какие чувства ты испытывал при просмотре фильма и при чтении повести? Схожи ли они? Объясни.

Результат медиаобразовательной деятельности в рамках учебного процесса не только позволяет сделать процесс преподавания курса литературы более интересным и доходчивым, приближенным к окружающей действительности, но и готовит обучающихся к взаимодействию с реальным миром, помогает им разобраться в огромном потоке информации, обрушивающимся на них из различных источников. Развитие медиакомпетентности личности – путь к расширению кругозора, формированию устойчивого интереса к процессу обучения, возможность творческой самореализации младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка общеучебных компетенций, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности....

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Цель работы: описать  систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....