ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
статья по чтению по теме

Аполлонова Ирина Николаевна

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка общеучебных компетенций, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аполлонова И.Н.

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа 22 с углубленным изучением отдельных предметов", г. Казань, Республика Татарстан

apollonowa.irina@yandex.ru

Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно "знаний, умений, навыков" к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка общеучебных компетенций, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности.

В настоящее время интерес к понятиям "компетентность/компетенция" и анализу путей перехода к новой парадигме образования значительно возрос в связи с включением этих понятий в нормативные документы. Большинство ученых соглашаются с тем, что компетентность - личностное качество человека, причем это широкое понятие, включающее в себя компетенции. Одной из важнейших задач сегодня является определение ключевых компетенций, которые обеспечат способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию. Компетентностный подход должен стать основой и начального образования, так как именно начальная школа создает базу для формирования компетентного человека. Это период, когда формируются нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное отношение к себе и окружающему миру, развиваются желание и умение учиться.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и ряда программ для начальной школы, придерживаясь позиции Л.Н. Чипышевой, можно определить структуру общеучебной компетентности младшего школьника: познавательная, коммуникативная, информационная, ценностно-смысловая, личностная.

Указанные компетенции формируются не в отдельности, а в комплексе, взаимодействии, причем на деятельностной основе.

Профессиональный деловой мир остро ощущает дефицит в практических коммуникативных умениях выпускников школы.

Коммуникативная компетентность – это готовность и способность к взаимодействию с другими людьми, важнейшее качество, необходимое человеку на всех этапах личной жизни и профессиональной деятельности. Если определить основной смысл образования как развитие практических способностей/умений, необходимых человеку для достижения успеха, то одной из ключевых является его коммуникативная компетентность.

Значительная часть "общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности", предлагаемых Стандартом, связано с коммуникацией:

  • адекватно воспринимать устную речь и быть способным предавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;
  • владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
  • владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
  • составлять план, тезисы, конспект.

Именно поэтому возникла необходимость организации такой творческой деятельности учащихся, которая создавала условия для развития коммуникативной компетентности на уроках литературного чтения средствами художественной литературы.

Творчество затрагивает, приводит в активное состояние различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза. Этот процесс позволяет проявить младшему школьнику его личные качества, направленность ума, воли, чувства, которые проявляются в коммуникативной деятельности.

Таким образом, актуальной задачей учителя начальных классов является необходимость создания условий для развития творческих способностей учащихся и творческого воображения, как важнейшего пути познания и освоения ребенком окружающего мира, через средства языка в соответствии с условиями общения.

Литература – храм, а чтение – дорога к нему. Сейчас предмет в начальной школе называется "литературное чтение". Цель его – формирование основ грамотного читателя, владеющего и техникой чтения, и приемами понимания прочитанного: умение понимать идею произведения; умение видеть авторскую позицию; определение собственного отношения, то есть умение поставить себя, произведение и время на одну ступеньку; умение воспринимать произведение эстетически (видеть и осознавать не только то, что написано, но и как это написано); знание книг и умение самостоятельно их выбрать.

Последнее умение особенно важно, так как любая деятельность, тем более учебная направлена на конечный результат, а в дальнейшем изменяется вследствие анализа этого результата.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Начальное звено обучения – период, когда активно развивается такое свойство личности, как самостоятельность. И одним из средств ее воспитания является самостоятельная работа, которую можно использовать, ставя различные цели. На уроках литературного чтения идет активная работа с памятками и алгоритмами, применение которых дисциплинирует мысль, учит последовательности в работе, а механизм, усвоенный в начальной школе, пригодится и в последующем обучении. Известно, что успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность и по другим предметам начальной школы.

Развитие учебно-познавательных компетентностей средствами уроков литературного чтения позволяет выделить ученика как субъекта учебной деятельности; развить его интеллектуальные и творческие способности до уровня индивидуальных возможностей. Развитие этих способностей обеспечит не только эрудированность, разносторонность мышления, самостоятельность младших школьников, но и создаст благоприятные условия для развития личностных качеств детей: избирательность в работе с материалом, умение вести диалог, аргументированно отстаивать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Цель работы: описать  систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....

Статья на тему "Формирование мультимедийной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье раскрывается сущность медиакомпетентности, а также, какие методы работы стоит использовать учителю начальных классов на уроках литературного чтения, чтобы более эффективно формировать данную ...

Сказка как средство формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование читательского интереса у младших школьников - одна из приоритетных задач начального образования....