Статья на тему "Формирование мотивации обучения младших школьников"
статья по теме

Комарова Наталья Константиновна

 

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование мотивации обучения младших школьников". Приоритетной целью образования становится в современной школе  развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром. Поэтому важно и актуально использовать в обучении творческую деятельность, которая поддерживает интерес к учёбе, формирует мотивацию обучения, позволяет проявить себя, испытать чувство успеха, самоутвердиться.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №8

г. Каменска-Шахтинского

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

Комаровой Натальи Константиновны,

учителя начальных классов      

муниципального  общеобразовательного учреждения

 средней общеобразовательной школы №8

г. Каменска-Шахтинского,

за период с 04.06.2006г. по 04.06.2011г.

                                             

 

   Тема защищённой мною работы  «Формирование мотивации обучения  младших школьников».      

 Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно УУД к воспитанию качеств личности необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу относятся: ответственность, способность к рефлексии, инициативность, самостоятельность и др. Приоритетной целью образования становится в современной школе  развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром. Поэтому важно и актуально использовать в обучении творческую деятельность, которая поддерживает интерес к учёбе, формирует мотивацию обучения, позволяет проявить себя, испытать чувство успеха, самоутвердиться.      

  Мотивационное обеспечение учебной деятельности – это сложная проблема, так как требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряжённого труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребёнка. Ведь заботясь о мотивировке обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, то есть на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как это сделать с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых учащихся, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы. Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей,  доброжелательной атмосферы межличностного общения на уроке с широким применением  методов и приёмов, прямо работающих на мотивационный компонент урока.      

   Такое сочетание предполагает  взаимодействие следующих  условий:

   - гуманное отношение к детям;

   - удовлетворение потребностей в общении и сотрудничестве с учителем, одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

   - обогащение мышления эмоциями, интеллектуальными чувствами;

   - стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;

   - формирование правильной оценки своих возможностей, побуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;

   - воспитание ответственного отношения к учебному труду.

     Определяющим же является гуманизм учителя.

     Если на уроке создаются личностно-ориентированные доброжелательные отношения, при которых дети не боятся выразить свою оценку или мнение, даже не совпадающее с мнением учителя, и таким образом реализует своё право самостоятельно мыслить – это и становится истоком  нового мышления.

    Успех и уверенность в обучении зависит от того, как учитель может помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. Поэтому, в своей работе с первых уроков стараюсь заинтересовать учащихся, подбирая творческие задания по каждому предмету, выполнение которых требует индивидуального решения и умения реализовать своё «Я». Общение на уроке  обусловлено учебной необходимостью, и главное состоит в тех отношениях, которые складываются в процессе общения. На уроке никто не должен чувствовать себя обделённым вниманием учителя, иначе постепенно нарастает отчуждение ребёнка от учителя, рождается замкнутость, неуверенность в своих силах, неудовлетворённость от учения. Поэтому я специально продумываю, как расширять и обогащать  взаимодействие с детьми. Одним из важных средств такого взаимодействия является широкое использование игровых ситуаций и групповых форм работы.

   К игровой деятельности ребёнка побуждают разные мотивы, но ведущим является стремление к неформальному общению, интерес к необычному.

    Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное формирует устойчивый познавательный интерес, помогает детям усвоить любой учебный материал. Дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность. Для этого в своей педагогической деятельности систематически использую игры. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, отстоять свою точку зрения, умение целенаправленно слушать собеседника.  Игры дают возможность сделать обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить изученный материал.

  Одним из путей формирования мотиваций обучения является установление связи изучаемого материала с окружающей детей действительностью. Работа над составлением и решением задач непосредственно отвечает этой цели.

   Многие задачи в учебниках математики содержат познавательные вопросы, требующие не только выполнения арифметических действий, но и проявления элементарных исследовательских качеств.  Это повышает интерес к задаче, делает её значимой в практическом плане, познавательной. Постановка дополнительных вопросов познавательного характера и задачам не только помогает детям в решении, но и усиливает практическое содержание задач, способствует выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике.

  Формирование учебно-познавательных мотивов связано с формированием интеллектуальной активности, это стремление рассуждать, мыслить, предполагать.

  Средством стимулирования интеллектуальной активности является постановка учащимся вопросов, так, как вопросы направлены на поиск недостающей информации. Это обстоятельство использую в подготовительной работе к чтению нового рассказа (беседа о заглавии рассказа, рассматривания и комментирование иллюстраций).

 Отвечая на вопрос: « Подумайте, о чем говорится в рассказе, судя по его названию?», дети рассуждают, рассматривают иллюстрацию к произведению, проверяют себя и делают выводы. Таким образом, постановка проблемы, выяснение противоречий являются важным условием формирования учебно-познавательных мотивов.          

   Для развития  внимания  учащихся 1 класса провожу такую работу: на доске прикрепляю карточки со словами, а на столе раскладываю картинки. Дети читают про себя слова, затем вызванный ученик должен прикрепить под словами соответствующую картинку, а затем уже прочесть слово. После устного разбора эти слова списывают в тетради. В устной форме эта работа применяется и на уроках чтения.

   Более усложненные виды работ требуют напряженной работы памяти и распределения внимания. Это картинный словарный диктант, работа над предложениями с пропущенными словами, или картинками их заменяющими; работа с деформированным текстом, имеющая несколько видов и применяемая во всех классах, как для общих заданий, так и для индивидуальных.  

   Внимание к слову, его форме, его написанию при чтении и письме учит детей запоминать слова и при самостоятельной работе правильно их употреблять и писать. Как показывает опыт работы, что самостоятельность в работе является одним из средств формирования мотивации обучения. Но при этом необходим точный и ясный инструктаж. Очень важно, чтобы степень самостоятельности учащегося при выполнении заданий увеличилась постепенно, времени для выполнения задания отводилось всё больше и больше. Определённая постепенность нужна в любом виде самостоятельности, тем более при творческих видах письменных работ. Так, сначала выполняют упражнения в составлении учащимися  предложений, затем небольших связных текстов, высказывание фактов из личной жизни детей, их наблюдений, впечатлений от окружающей жизни и так далее.

  Необходимо учитывать факт, чем интереснее для детей тема письменной работы, тем активнее они думают над своим письмом. Чем доступнее и ближе материал, над которым трудится ученик, тем больше захватывает его сам процесс выражения впечатлений и мыслей.

   На уроках математики я уделяю большое внимание обучению учащихся самостоятельному решению задач, для этого использую дифференцированные задания.

    Для тех, кто справился с задачей, предлагаю дополнительные задания: поставить другие вопросы к условию этой задачи и ответить на них, придумать свои задачи по этому решению или составить обратную задачу и решить её. Для тех, кто не справился с решением задачи, предлагается план решения задач. Таким образом, каждый ученик выполняет ту часть работы, которая соответствует его возможностям.    

    Большие возможности для вовлечения детей в активную мыслительную деятельность раскрываются в работе над выяснением структуры задачи. Учащимся предлагаются задачи с недостающими данными. Лучшему осознанию структуры простой задачи способствуют упражнения в подборе недостающих данных или в постановке вопроса к задаче, задания по составлению задач самими учащимися, задания, требующие частичное или полное составление задачи. При решении задач учащиеся учатся рассуждать, отвечая на вопрос: « почему?», что требует от учащихся обоснования действия.  

Для мотивации учения младшего школьника важна роль контрольно – оценочной деятельности учителя. Обучая детей операционному контролю на уроках, применяю такие приёмы, как сопоставление с образцом, опора на таблицу, схему, работа в паре, взаимопроверка.

Для эффективного формирования учебно-познавательных мотивов необходимо, чтобы в учебном процессе не было разрыва между мотивом и целью.

  Мотив, например, состоит в том, чтобы заслужить похвалу учителя, получить хорошую отметку и т.д., в то время как целью является усвоение новых фактов, явлений, понятий. Для продуктивного усвоения знаний необходимо, чтобы цель стала самостоятельной побудительной силой, превратилась в мотив.

     Для повышения педагогического мастерства я прошла курсы:

1.Центр гражданского образования и народного просвещения. Семинар «Активные методы обучения» 2003г.

2.РО ИПК и ПРО «Стандарты второго поколения» 2010г.

   Результатом моей деятельности является высокое развитие мотивационной сферы учащихся. У моих выпускников, по оценке психологов и учителей 5-6 классов, наблюдается успешная адаптация к условиям обучения в старших классах, повышенный интерес к учению и успеваемости, нет признаков тревожности, адекватная поведенческая реакция на замечания учителей, хорошие отношения со сверстниками.

    В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение ИКТ и применение этих знаний на практике, изучение методики проектной деятельности учащихся; с целью повышения мотивации обучения младших школьников - использование нетрадиционных методов работы на уроках по профилактике заболеваний.    

Автор самоанализа:  учитель начальных классов_Комарова Н.К.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....

Мотивация обучения младших школьников

Данная работа содержит теоретические аспекты по развитию мотивации учения у младших школьников.Она была представлена на одном из занятий в  "Школе молодого учителя ",проводимого на базе ГБОУ СОШ ...

Статья по теме: "Дифференцированное обучение младших школьников как средство развитие мотивации учения"

Карпова М.А., учитель начальных классов ГОУ Лицей №344 Невского района Санкт - Петербурга            Дифференцированное обучение младш...

Повышение мотивации обучения младших школьников через здоровьесберегающие и игровые технологии

Изменения, происходящие в стране, в обществе, конкретным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики.Сегодня перед учителем сто...

КЦП «Патриотическое воспитание как основа мотивации обучения младших школьников»

КЦП о взаимосвязи воспитания и обуучения на основе патриотического воспитания...

Статья "Формирование положительной мотивации у младших школьников в образовательном процессе

Работая в школе, становишься невольным свидетелем того, как ученики теряют интерес к учёбе. Что происходит на этом этапе? Почему учащиеся ходят в школу по принуждению? Куда пропадает тяга к получению ...

Статья "Развитие учебной мотивации у младших школьников с использованием занимательного материала на уроках литературного чтения"

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой педагогической психологии. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. Причем, б...