Повышение мотивации обучения младших школьников через здоровьесберегающие и игровые технологии
материал (1 класс) по теме

Ипполитова Любовь Петровна

Изменения, происходящие в стране, в обществе, конкретным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению предметов. но как это сделать, если современный урок в начальной школе характеризуется большой интенсивностью и  требует концентрации внимания, напряжения сил? Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня.

На своих уроках для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы здоровьесберегающих и игровых технологий. Извесный педагог Сухомлинский сказал: " Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев", поэтому особое внимание уделяю кинезиологическим приемам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ МАРГАРИТОВСКАЯ СОШ

АЗОВСКОГО РАЙОНА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ: «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ

ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» 

 

ВЫПОЛНИЛА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ИППОЛИТОВА ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА

2013г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………….………………………………….. 3

1. ПОНЯТИЕ  ЗДОРОВЬЕ…………………………………………………4

2. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………..…5

3. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………12

СПИСОК ЛИТЕРАКТУРЫ …………………………………………………….13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………...………..14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ……………………………………………………………….25

ВВЕДЕНИЕ

Современный урок в начальных классах характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня. Поэтому необходимо повышать мотивацию к обучению у младших школьников.

 Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней  Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал.            

Изученное остается у них в памяти надолго.
На своих уроках для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы здоровьесберегающих и игровых технологий.
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности, поэтому
тема  моего проекта актуальна.

1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ.

          Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием "здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Многочисленные исследования  последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1класс имеют отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе их число увеличивается в 4 раза. Число близоруких детей увеличивается с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.

Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов:

  1. неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей;
  2. отрицательное влияние окружающей среды;
  3. наследственные заболевания;
  4. нарушения правил здорового образа жизни.

 Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста «ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие  поколения будут здоровы и развиты  не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека,  в  школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

2. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Здоровьесберегающая технология – это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии включаютв себя:

Личностно-ориентированное обучение;

Педагогика сотрудничества

Дифференцированное обучение;

Проблемное обучение;

Безотметочное обучение;

Диалоговое обучение;

Рефлексивное обучение;

Комплект УМК, используемые в работе учителей начальных классов нашей школы,  помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в обучении и воспитании.  

Прежде всего, стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряженность и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а мой тон был добрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Принцип создания благоприятного климата на уроках выражается в создании атмосферы терпения и доброжелательности; в использовании разнообразных форм поощрения учащихся и приемов им оказания помощи при выполнении учебных заданий; в приучении детей вежливо и внимательно относиться друг к другу.

Обязательно включаю в каждый урок зарядки-релаксации, цель которых – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет  к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-то новым, необычным.  Песня на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и  снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

При планировании учебного занятия обращаю особое внимание на закономерности динамики работоспособности учащихся. С появлением первых признаков утомления, снижаю нагрузку, иначе работоспособность у учеников резко упадет или вообще исчезнет. Так, после продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение:

в руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект), в качестве дальнего объекта – учитель, стоящий перед детьми. В течение одной минуты по команде учителя дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на отдаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения.

Необходимым компонентом  здоровьесберегающих технологий в начальной школе является включение в структуру урока

физминуток (динамических пауз),

пальчиковых игр,

кинезиологических приёмов,

гимнастики для глаз

дыхательных упражнений

релаксации  

Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач урока, повышают активность учащихся.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Развитие общей моторики

Аист.

Тема:    «Перелётные птицы», «Звук и буква А», «Звукобуквенный состав слова».

Кузнечики.

«Насекомые», «Слоговой состав слова», «Дифференциация Ч-Т».

Облако.

«Звук и буква О», «Род имён существительных».

«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны.

Известный педагог Сухомлинский

сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку».

И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка; среднего пальца - кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе сердца. Зная это, вы сможете помочь себе в некоторых ситуациях. Например, на контрольной работе тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет  вам быстрее найти правильное решение.

Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей работой.

Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.  

После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.

     Использование кинезиологических приемов особенно важно  для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая  коррекция может служить средством профилактики и преодоления  нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того, кинезиологические  упражнения способствуют улучшению подчерка, так как развивает мелкую моторику рук, позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления, повышают работоспособность, снижают утомляемость, активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.

3. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Наряду со здоровьесберегающими технологиями широко использую игровые технологии, т.к. они активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс  интересным.

 В свей практике  я использую   нестандартные  уроки:  уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

    В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, как сказать, как выиграть. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Обучающие игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

 Общеизвестно, что учащиеся легко и непринужденно осваивают материал, который им доступен, когда приемы и виды работ при этом интересны.

При проведении игр возникает атмосфера дружеского соревнования, каждый старается ответить как можно  лучше, проявляет большую заинтересованность в хорошем результате.

Игры имеют много общего и обладают при этом рядом преимуществ:

- все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем;

- речевые партнеры определяются не только по желанию, но и произвольно, каждый из них  использует языковой материал согласно уровню его личной подготовки или опирается на одни и те же готовые модели высказывания;

 - учащиеся используют языковой материал в более полном объеме, а также расширяют свои знания и совершенствуют навыки и умения в общении на английском языке;

- у учащихся значительно повышается мотивация, что способствует более осознанному изучению языка и расширению их кругозора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих и игровых  технологий в учебном процессе позволяет учащимся повысить мотивацию к обучению,  более успешно раскрыть свои творческие способности. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара: 2004г.
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: Творческий центр «Сфера», 2005г.
  3. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под редакцией Андреева В.И. Казань: 2000г.
  4. Начальная школа. 2001г. №11 Статья: «Классы реабилитации здоровья». Уфимцева Л.П., Шульга М.Н., Камина И.В., Татарина Т.А.
  5. Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003г.
  6. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005г.
  7. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение (в 2-х частях).М.: 1992.
  8. 7. Герман Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий» «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления». «Учительская газета» №40 (10069)/ 2005-10-04
  9. 8. Кларин М.В. Образовательные возможности игры // современная педагогика. – 1985, №3
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: 1999
  11. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.- СПб.:КАРО,2002г.
  12. Короткова М.В.Методика проведения игр и дискуссий на уроках. М., 2001
  13. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС».., 2012.

Приложение1

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ.

Комплекс 1.

Горизонтальная восьмёрка.

Вначале нарисуйте на доске или большом плакате горизонтальную восьмёрку (знак бесконечности) Потренируйтесь рисовать восьмёрку в воздухе. Сядьте прямо. Лодыжку правой ноги положите на левое колено, развернув ногу как можно горизонтальнее. Левой рукой захватите нижнюю часть голени правой ноги, а за её стопу возьмитесь правой рукой, рот полуоткрыт, язык на нёбе, глаза закрыты. Сделать вдох носом на счёт “1-2-3-4” и представьте кольцо восьмёрки, идущее сверху вправо и вниз, а на выдохе кольцо, идущее снизу влево и вверх (счёт “5-6-7-8”). В дальнейшем эта восьмёрка с уровня представления должна перерасти в чёткую образную картину. Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз. Если даже просто посидеть в этой перекрёстной позе несколько минут то произойдёт гармонизация эмоционального состояния, спокойствие постепенно охватит тело и душу. Хорошо выполнять его для снятия стресса и перед сном.

Доминирующее опускание руки.

Упражнение выполняется стоя вдвоём. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счёт “1-2-3-4”), после чего другой опускает эту руку в три шага:

Первый шаг: медленно, за 7 сек., на счёт “1-2-3-4-5-6-7”, преодолевая лёгкое сопротивление мышцы руки партнёра.

Второй шаг: то же самое, но уже с чуть большим напряжением.

Третий шаг: доминирующее опускание руки, т.е. преодолевается сильное напряжение мышц руки партнёра.

Т.о. опускание руки происходит 3 раза. При этом нельзя брать за суставы, стараться не сорвать мышцы, упражнение должно доставлять не боль, а удовольствие. Левую руку можно включить вместо правой руки, если нужно усилить работу правого полушария. Праворукость и леворукость не учитываются.

Перекрёстная марионетка (для правого полушария).

Упражнение выполняется стоя. На счёт “1-2-3-4-5-6-7” медленно и равномерно поднимайте левую ногу, согнутую в колене, до уровня бедра. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального уровня, правой рукой делайте усилие для ноги в три шага:

Первый шаг: лёгкое усилие мышцы ноги – 7 сек.

Второй шаг: сильное усиление – 7 сек.

Третий шаг: доминирующее опускание ноги – 7 сек. Руки при этом удобнее прикладывать чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опереться или держать её, отставив в сторону и, согнув в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.

Перекрёстная марионетка (для левого полушария).

Выполняется, как и для правого полушария. Отличие состоит в том, что поднимается правая, а не левая нога. Усиление делается левой, а не правой рукой. Это упражнение максимально открывает работу правого полушария. Оно выполняется 3 раза.

Упражнение выполняется только для правой ноги.

Односторонняя марионетка.

Выполняется стоя. Медленно на счёт “1-2-3-4-5-6-7” Поднимается правая нога, усиление в три шага создаётся тоже правой ногой. Спина прямая. Дети повторяют 3 раза, взрослые – 8 раз.

Крюки.

Для выполнения этого упражнения скрестить лодыжки так, как удобно. Затем скрестить руки, соединив пальцы в “замок” и вывернув кисти рук. Кончик языка прижать к нёбу при вдохе и расслаблять при выдохе. Можно это же выполнять сидя на стуле. 5 минут простого сидения в этой позе успокаивает нервы. Это сложное перекрёстное движение активизирует моторные и сенсорные каждого полушария мозга, а также активизирует работу среднего мозга, который находится прямо над твёрдым нёбом. Т.о. достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Комплекс 2

Задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

Кнопки мозга.

Это серия упражнений, которая включает “электрическую систему” организма, способствует концентрации внимания, улучшает кровоснабжение головного мозга, подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Выполняется по 20-30 сек. каждой рукой.

  1. Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Другая в это время лежит на пупке. Одновременно с этим, взгляд нужно переводить в разных направлениях: влево-вверх, вправо-вниз и т.д.
  2. Указательным и средним пальцами одной руки держать точку над нижней губой. Пальцы другой руки массируют область копчика.

Упражнение снимает умственную усталость. Активизирует работу обоих полушарий, повышает координацию и устойчивость тела, помогает сосредоточиться на запоминании нового материала.

  1. Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцы другой руки массируют область копчика. Через 20-30 сек. положение рук меняется. Рука, накрывающая пупок, соприкасается через него со всеми меридианами тела, т. к. это точка центрального меридиана. Упражнение способствует расслаблению, снимает нервное напряжение, повышает уровень внимания, снижает гиперактивность.

Слон.

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.

Упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма “интеллект-тело”, улучшает концентрацию внимания.

Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей с ОВЗ и расширить границы возможностей их мозга.

Приложение2

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении школьников

Растяжки

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

2. Дыхательные упражнения

1. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. “Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

3. “Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

4. “Надуй шарик”

Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

5. “Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

6. “Губы трубкой”

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 — полный вдох через нос, втягивая живот;

2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

3. Телесные упражнения

1. Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3.“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. “Робот”

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

5. “Маршировка”

Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

6. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

7.“Яйцо”


Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

8.“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

9.«Крюки».

 Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

10. «Повороты шеи». Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите медленно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи. Поворачивайте головой сначала с открыли глазами, потом с закрытыми.

  1. 4. Упражнения на релаксацию

1. “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

2. “Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

3.Релаксация “Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

5. Упражнения для развития мелкой моторики

1. “Домик”

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)

2. “Ладошка”

С силой на ладошку давим,

Сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)

3. “Лезгинка”

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

4. "Ухо-нос"

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.

5. "Симметричные рисунки"

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

6. «Зеркальное рисование»

Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

6. «Кулак - ребро-ладонь»

Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.

Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.

7."Ожерелье"

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

6.Глазодвигательные упражнения

1. “Взгляд влево вверх”

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

2. “Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3.«Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

4. “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

5. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды. (6 раз)

6. “Глазки”

Зорче глазки чтоб глядели,

разотрем их поскорее.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (1 мин.)

7. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

8. “Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Приложение 3

Урок: звук [p] в слогах, словах, предложения

Цель: закрепление правильной артикуляции звуков [Р] изолированно, в слогах,словах, предложениях

Задачи:

развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

развитие просодической стороны речи

совершенствование лексико-грамматических категорий

активизация подбора слов с учетом позиции звука

расширение и активизация словарного запаса развитие умения составлять предложения по опорным схемам

развитие умения работать в коллективе

формировать положительную мотивацию на занятии

  • воспитание самоконтроля за речью

Оборудование: слоговые таблицы,карточки со словами, скороговоркой, маски героев,картинный материал, фишки, игрушка

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Стихотворение: «Кто хочет разговаривать?»

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.

Прочтение одним из учеников.

II. Коррекция изолированного звука

– С каким звуком мы с вами работаем?

Дети по очереди «заводят мотор» под наблюдением педагога.

III. Автоматизация звука [Р] в слогах

1. Работа со слоговыми таблицами.

– Чтение хором, по-одному:

АР – ОР
АР – УР
АР – ЫР
АР – ИР

Каждый ученик выбирает себе табличку и начинает читать. Педагог раздает слоговые таблички.

2. Выделить голосом слог выделенного цвета. Показ образца.

– Работа со слоговой таблицей:

РА РО РУ
РА
РО РУ
РА РО
РУ

– Чтение по-одному.

IV. Автоматизация звука [Р] в словах

1. Игра «Что не так?»

Педагог читает стих, дети находят ошибку, показ правильного слова.

«Загремел весенний Г Н О М (ГРОМ)
Тучи на небе кругом»

«Роет землю старый К О Т (КРОТ)
Под землей он живет»

«Тает снег, течет ручей
На ветвях полно В Р А Ч Е Й» (ГРАЧЕЙ)

Вывод: с изменением одной буквы меняется значение слова.

2. Игра «Вопросы-ответы»

– Когда мы задаем вопрос, голос повышается, стрелочка идет вверх.
– Когда мы отвечаем, голос понижается, стрелочка идет вниз.

3. Работа со скороговоркой.

ПРОВОРОНИЛА
ВОРОНА
ВОРОНЕНКА

Вопрос к каждому слову, выделение голосом, ответы дают ученики. Затем меняемся ролями.

4. Инсценировка стишка «Воробей»

– Рассказать по строчкам.

«Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюёшь?
– Я давно заметил крошки
Да боюсь сердитой кошки».

Разыгрывание по ролям. Раздать маски«автора» и «воробья».

5. Игра «Что знаем расскажем».

Показ картинки огорода.

– У хозяйки (картинка) есть огород, на котором она выращивает овощи.
– Назвать овощи, в названии которых есть звуки Р и Р’?
– За каждый овощ дается фишка, назвать как можно больше.

Дети называют и на панно выставляется картинка.
Выявляется победитель. Аплодисменты. Картинки убираются.
Назвать все овощи.

– Итак, хозяйка выращивает на огороде…
Перечисление кем-то из детей всех овощей.

6. Автоматизация звука [Р] в предложениях

– Кроме этого у хозяйки есть животные.
– В клетке живет СЕРЫЙ КРОЛИК (показ игрушки).
– Игра «Я начинаю, а вы заканчивается, хором дружно отвечаете»

  1. У хозяйки жил … (СЕРЫЙ КРОЛИК)
  2. Дети любили … (СЕРОГО КРОЛИКА)
  3. заботились о … (СЕРОМ КРОЛИКЕ)
  4. Ребята Они приносили морковку и капусту … (СЕРОМУ КРОЛИКУ)
  5. Дети подолгу любовались … (СЕРЫМ КРОЛИКОМ)

– Давайте еще раз расскажем про СЕРОГО КРОЛИКА.

На доске рисуется схема к каждому предложению.

– Кто хочет рассказать про СЕРОГО КРОЛИКА?

V. Подведение итогов работы

«Нарисовать настроение»

– Взять красную и синюю пасту, закрасить 2квадратика.
– Красным цветом, если понравилось, как работали на занятии.
– Синим цветом, если не очень.