Статья по теме: "Дифференцированное обучение младших школьников как средство развитие мотивации учения"
статья по теме

Карпова Марина Александровна

 

Карпова М.А., учитель начальных классов

 ГОУ Лицей №344 Невского района Санкт - Петербурга          

 

Дифференцированное обучение младших школьников как средство

развития мотивации учения

 

         В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Неотъемлемым условием, на наш взгляд, является наличие  у учеников адекватной учебной мотивации.

Проблема мотивации в психологии и педагогике  исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов (Божович Л.И., Маркова А.К., Матюхина М.В. и др.) к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.  Считается, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. Если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Как обнаружилось в исследованиях, мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.      

    Одно из средств развития мотивации учащихся – это дифференцированное обучение, построение которого основывается на учете особенностей учащихся: темп учебной деятельности, уровень обученности,  сформированность умений и навыков и др. Так, дифференцированное обучение позволяет создать для учащегося такие условия, в которых ему интересно учиться и он чувствует свой успех.

      Общеизвестно, что  дети  приходят в  школу  с различной  подготовкой, а в процессе  обучения   выявляется   различный  уровень  их  обучаемости. Учет  индивидуальных,  физических  и психологических  особенностей  традиционно  предполагает   индивидуальные  задания,  в  которых  необходимо  предусмотреть   различную  степень  сложности  для  разных  учеников.  Таким  образом,  естественно  появляется  проблема  дифференцированного  подхода  к  обучению, воспитанию  и развитию  учащихся,   начиная с  первого  класса  школы.

            При дифференцированном  подходе  внимание  должно  быть  оказано  не  только  тем,  кто  испытывает  затруднение  в  учении,  но  и тем,  кто  обнаруживает  высокий  уровень  умственного  развития,  проявляет  ярко  выраженные  интересы,  склонности  и способности  к  тем  или  иным  видам  деятельности.  Очень  часто  способных  учеников  заставляют  работать в  том же  режиме,   в  каком  работает  весь  класс,  над  одним  и тем же  материалом.  Задания,  которые  они  получают  дополнительно,  обычно  той же сложности, что  и задания  для  остальных  учеников, только  больше  по  объему.  Происходит   это  потому,  что  основную  свою  задачу   учитель  видит  только в том ,  чтобы  в  его  классе  не  осталось  ни  одного  ученика, который  не  усвоил  бы  обязательной  учебной  программы.  И  не  остается  на  уроке  времени  для  особой  работы  со способными  детьми.  Но в  классе  есть  еще  дети со средним  и  низким  уровнем  развития. Недостаточное внимание к уровню развития способностей различных учеников отрицательно сказывается на формирование мотивации к учению.

Задача учителя состоит в подборе дифференцированных заданий, направленных на развитие мотивации младших школьников.

 

Список использованной литературы

1. Апиш Ф.Н., Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации младших школьников средствами текущего контроля. Автореф. дис… к. педагог. н. Майкоп, 2000.

2.Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.,  2008.

4.Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Лидии Ильиничны Божович, Л.В. Благонадеженой. – М.: Педагогика, 1972. – с. 7-44.

5.Бондарь Т.В. Особенности формирования мотивации учения младших школьников на основе уровневой дифференциации обучения. Автореф. дис… д. психолог. н. Краснодар, 2000.

6.Бударный А.А. Дифференцированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karpova_m.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Карпова М.А., учитель начальных классов

 ГОУ Лицей №344 Невского района Санкт - Петербурга          

Дифференцированное обучение младших школьников как средство

развития мотивации учения

         В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Неотъемлемым условием, на наш взгляд, является наличие  у учеников адекватной учебной мотивации. 

Проблема мотивации в психологии и педагогике  исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов (Божович Л.И., Маркова А.К., Матюхина М.В. и др.) к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.  Считается, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. Если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Как обнаружилось в исследованиях, мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.      

    Одно из средств развития мотивации учащихся – это дифференцированное обучение, построение которого основывается на учете особенностей учащихся: темп учебной деятельности, уровень обученности,  сформированность умений и навыков и др. Так, дифференцированное обучение позволяет создать для учащегося такие условия, в которых ему интересно учиться и он чувствует свой успех.

      Общеизвестно, что  дети  приходят в  школу  с различной  подготовкой, а в процессе  обучения   выявляется   различный  уровень  их  обучаемости. Учет  индивидуальных,  физических  и психологических  особенностей  традиционно  предполагает   индивидуальные  задания,  в  которых  необходимо  предусмотреть   различную  степень  сложности  для  разных  учеников.  Таким  образом,  естественно  появляется  проблема  дифференцированного  подхода  к  обучению, воспитанию  и развитию  учащихся,   начиная с  первого  класса  школы.

            При дифференцированном  подходе  внимание  должно  быть  оказано  не  только  тем,  кто  испытывает  затруднение  в  учении,  но  и тем,  кто  обнаруживает  высокий  уровень  умственного  развития,  проявляет  ярко  выраженные  интересы,  склонности  и способности  к  тем  или  иным  видам  деятельности.  Очень  часто  способных  учеников  заставляют  работать в  том же  режиме,   в  каком  работает  весь  класс,  над  одним  и тем же  материалом.  Задания,  которые  они  получают  дополнительно,  обычно  той же сложности, что  и задания  для  остальных  учеников, только  больше  по  объему.  Происходит   это  потому,  что  основную  свою  задачу   учитель  видит  только в том ,  чтобы  в  его  классе  не  осталось  ни  одного  ученика, который  не  усвоил  бы  обязательной  учебной  программы.  И  не  остается  на  уроке  времени  для  особой  работы  со способными  детьми.  Но в  классе  есть  еще  дети со средним  и  низким  уровнем  развития. Недостаточное внимание к уровню развития способностей различных учеников отрицательно сказывается на формирование мотивации к учению.

Задача учителя состоит в подборе дифференцированных заданий, направленных на развитие мотивации младших школьников.

Список использованной литературы

1. Апиш Ф.Н., Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации младших школьников средствами текущего контроля. Автореф. дис… к. педагог. н. Майкоп, 2000.

2.Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.,  2008.

4.Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Лидии Ильиничны Божович, Л.В. Благонадеженой. – М.: Педагогика, 1972. – с. 7-44.

5.Бондарь Т.В. Особенности формирования мотивации учения младших школьников на основе уровневой дифференциации обучения. Автореф. дис… д. психолог. н. Краснодар, 2000.

6.Бударный А.А. Дифференцированный