ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
статья

Горохова Марина Сергеевна

Статья по формированию мотивации младших школьников на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор разработчик: Горохова М.С.,

 учитель начальных классов

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Учитель и ученики, их взаимоотношения. Это вопрос, который интересует многих психологов, педагогов, учёных. Ещё буквально в 50-е годы ХХв. можно было сказать, что учитель для детей – это объект восхищения и подражания, это один из главных источников информации, это человек, к которому прислушивались, которому верили. В наши дни у учащихся интерес к личности педагога угас, учителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Как повысить уровень мотивации учащихся?

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности, в частности на уроках математики. В курсе математики начальной школы рассматривается  тема — «Величины и их измерение», на её примере рассмотрим возможности формирования мотивации младших школьников.

Разработкой и изучением мотивов и мотивации учения занимались   Н.В. Бордовская, В.К. Вилюнас, Ж. Годфруа, И.А. Джидарьян, В.Г. Леонтьев, М.М. Магомед-Эминов, К. Мадсен, К.К. Плотонов, Н. Скороходова, А. Шопенгауэр и др.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному:

  • совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение;
  • совокупность мотивов;
  • побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность;
  • процесс психической регуляции конкретной деятельности;
  • процесс действия мотива и как механизм, определяющий, возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности;
  • совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс реализации деятельности с помощью мотива [1].

С.Ю. Головин определяет мотив как:

1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность;

2) предмет, материальный или идеальный, достижение которого выступает смыслом деятельности, – побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она выполняется;

3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [3].

М.В. Матюхина [2] предлагает следующую классификацию мотивов учения.

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1) мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладевать знаниями, способами действий; проникнуть в суть явления;

2) мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявить интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствие в процессе решения задачи, то есть ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1) широкие социальные мотивы:

а) мотив долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями;

б) мотив самоопределения (понимания значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2) узколичные мотивы:

а) стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия);

б) желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);

3) отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителя, родителей, одноклассников (мотивация избегания неудачи).

Во время проведения урока для учителя очень важно держать всё под контролем, владеть обстановкой в классе, управлять эмоциями детей. К данным умениям можно отнести и умение повышать уровень мотивации детей при изучении конкретных предметов, в частности математики.

Чтобы овладеть данным умением, следует ознакомиться и учесть при построении своей деятельности на уроке некоторые рекомендации.

Рассмотрим несколько советов, которые в совокупности помогут управлять развитием мотивации, предложенных Н.Скороходовой:

  • При развитии мотива достижения постоянно ориентируйте ученика на самооценку деятельности. Например, если учащиеся уже усвоили материал и выполнили основные задания по теме, то они могут выполнить дополнительно упражнение.
  • Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели. Например, при изучении темы «Единицы длины» можно предложить детям выбрать одно из представленных заданий и выполнить его:
  1. Даны величины: 2дм, 35дм, 47см. Расположите их в порядке возрастания.

2.  Даны величины: 2дм, 35дм, 47см. Расположите их в порядке возрастания. Наибольшую величину уменьшите на 10дм. Какая величина получится?

3. Даны величины: 2дм, 35дм, 47см. Расположите их в порядке возрастания. Наибольшую величину уменьшите на 10дм. Найдите сумму наименьшей величины и изменённой (наибольшей).

  • Помогайте ученикам ставить реалистичные цели. Например, при изучении темы «Единицы площади» спросите детей: «Как думаете, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?», – ответы детей зафиксируйте на доске.
  • Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи. Например, если ребёнок делает ошибку или его работа не выполнена на достаточно хорошем уровне, предложите обсудить это с учениками.
  • Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда. Например, после выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудным и как они с этим справлялись.
  • Сделайте ситуацию успеха достижимой. Если у ребят возникают трудности при изучении, например, темы «Единицы длины», то её следует разбить на более мелкие порции: соотношение единиц длины, измерение величины с помощью различных мерок, решение задач на использование основных свойств величины.

Г.И. Щукина говорит о таком важном средстве управления уровнем мотивации детей, как познавательный интерес. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

Г.И. Щукина говорит о том, что познавательный интерес можно стимулировать по-разному.

1. Стимуляция познавательных интересов учащихся при помощи содержания учебного материала:

  • Новизна содержания, вызывающая ориентировочную реакцию учащихся. Например, при изучении темы «Единицы массы» сообщение следующих сведений: берковец – это большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле для взвешивания воска, мёда и т.д.
  • Обновление уже усвоенных знаний. Например, при изучении темы «Единицы длины. Метр» актуализируют знания о такой мерке, как сантиметр, и выясняют, что с помощью её не всегда удобно производить измерения. Учащиеся подводятся к необходимости рассмотрения единицы более высокого наименования — метра.
  • Исторический аспект школьных знаний (историзм), сообщение сведений из истории науки, истории научных открытий. Например, сообщение детям сведений о том, что аршин, пядь, верста и др. относят к старинным русским мерам длины, рассказ об этих мерках.
  • Практическая необходимость в знаниях для жизни, для использования науки в целях практики. Например, сообщение детям сведений о том, что изучение единиц массы поможет им при совершении покупок или во время приготовления пищи, знание способов измерения площадей плоских фигур поможет при определении количества ткани, расходуемой на пошив изделия, при определении количества материала, необходимого для создания макетов технических изделий (кораблей, ракет, машин и др.).
  • Показ учащимся современных научных достижений. Например, сообщение детям сведений о нанометрах как единицах измерения величин, невидимых глазу человека (определение размеров молекул, атомов и др.).

2. Стимуляция познавательных интересов учащихся, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся:

  • Многообразие форм самостоятельной работы учащихся. Так, например, учитель может предложить на уроках математики разные способы организации деятельности: коллективная и индивидуальная работа, соревнование, работа в малых группах.
  • Создание проблемных ситуаций на уроке. Например, создать такую ситуацию при изучении темы «Единицы длины. Метр»: предложить детям измерить длину школьной доски при помощи линейки, затем выяснить, удобно ли им было измерять и как поступить лучше в таком случае.
  • Исследовательский подход и приобщение учащихся к методам научного анализа. Например, при изучении темы «Единицы длины» предложить учащимся определить самый кратчайший путь от дома до школы. Но чаще всего проявления исследовательского подхода относят к гуманитарным предметам.
  • Творческие работы учащихся. Например, при изучении темы «Единицы массы» можно предложить учащимся выяснить «вес» каждого члена семьи и сравнить данные  или попросить учащихся придумать своё интересное задание по этой теме [4].

Итак, знание всех выше перечисленных советов по регулированию уровня мотивации учеников и умелое использование этих рекомендаций позволит учителю держать ситуацию в классе под постоянным контролем, управлять эмоциями, желаниями учеников. Каждая из предложенных рекомендаций в своей совокупности весьма эффективна, т.к. продуманы и разработаны учёными на основе тонкого знания детской психологии. Поэтому очень важно не только знать и использовать эти советы в своей практике, но и уметь анализировать поведение детей, чувствовать душевное состояние каждого ребёнка.

Библиографический список        

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006. – 357с.
  2. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие для студентов-заочников факультетов подготовки учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1970. — 254с.
  3. Словарь психолога-практика/ Сост. С.Ю. Головин. – Харвест, 2001. – 617с.
  4. Хрестоматия по педагогике часть II./ Сост. О.Г. Морозова. – Барнаул, 1999. – 215с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

Статья по теме: "Дифференцированное обучение младших школьников как средство развитие мотивации учения"

Карпова М.А., учитель начальных классов ГОУ Лицей №344 Невского района Санкт - Петербурга            Дифференцированное обучение младш...

От удивления к проекту. Формирование мотивации младших школьников к проектной деятельности.

выступление на методическом объединение о формировании устойчивой мотивации младших школьниов...

статья на тему:Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру как инструмент формирования мотивации младших школьников"

В данной статье я представляю свой опыт работы на интерактивной платформе "Учи.ру". Подробно рассказываю, как я использовала данную платформу на уроках и на дистанционном обучении....

Статья "Формирование мотивации младших школьников к учебной деятельности"

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы ...