Дискалькулия. Виды ошибок и рекомендации учителю.
статья по логопедии

Вольвич Наталья Игоревна

Понятие дискалькулии. Механизмы. Трудности у обучающихся при дискалькулии. Проявления энергодефицита при дискалькулии. Проявление слабости слухового восприятия и речеслуховой памяти при дискалькулии. Проявление слабости зрительно- пространственного восприятия, памяти при дискалькулии.Нарушение программирования, регуляции и контроля.Коррекция дискалькулии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskalkuliya_vord.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дискалькулия. Виды ошибок и рекомендации учителю.

Дискалькулия-

  • Специфическое расстройство арифметических навыков, нарушение счетных операций
  • Входит в структуру нарушения функционирования высших психических функций при ДЦП

По МКБ 11

  • МВ4В5 (Символические дисфункции) Дискалькулия
  •  6АО3.2 (Расстройство обучения, связанное с развитием)

Нарушение развития математических навыков

Дискалькулии  наблюдаются в синдроме различных нарушений психического развития

  • у детей с тяжелыми нарушениями речи
  • у детей с минимальной мозговой дисфункцией, задержкой психического развития
  • у детей с органическим поражением мозга (при эпилепсии, гидроцефалии, ДЦП и пр.)

Механизмы дискалькулии

Дефицит/нарушение

  • психическая истощаемость, низкая работоспособность,  инертность психических  процессов
  •  зрительной и слуховой памяти
  •  фонематического восприятия
  •  пространственных функций
  •  мыслительных  операций
  •  понимания речи
  •  внимания

Трудности у обучающихся:

  • недостаточное овладение математическими понятиями                           и математическим словарем
  • недостаточное овладение количественным  и порядковым значением числа
  •  выстраивание автоматизированных числовых рядов
  • неусвоение понятия числа как члена натурального ряда, трудности определения места числа в ряду натуральных чисел
  • недостаточный уровень овладения составом числа, правилом образования числа ( 5=3+?; 5=4+?)
  • овладение таблицами сложения и вычитания
  • заучивание таблицы умножения
  • недостаточное овладение значением числа 0
  • недостаточное представление о математической символике, числовых знаках( +, -, >, < и т.д.)
  • соотнесение чисел в арифметическом действии (уменьшаемое больше разности)
  • неточное представление о графической структуре цифр (1-7, 2-5, 3-8, 6-9)
  • трудности вербализации счета (а+в)+с=(а+с)+в
  • выполнение элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание)
  • трудности чтения чисел  (распознавания числовых знаков): 202, 220, 699, 996
  • невозможность выполнения арифметических действий  в умственном плане («ручной» счет)
  • нарушение восприятия и анализа условия математической задачи, несформированность операций, необходимых для ее решения:
  • мыслительные операции носят конкретный характер
  • трудности раскрытия математического содержания схем и картинок, приводящих к правильному ответу
  •  трудности решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций                                     с удержанием в памяти определенных действий
  • создание основного плана решения задачи, удержание этого плана, сличение полученных результатов с исходными условиями задачи (контроль)
  • трудности выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию тригонометрию, физику и пр.

Проявления энергодефицита  при дискалькулии

  • повышенная  чувствительность  к  смене  погодных условий, изменению обстановки, недосыпанию, смене режима
  • низкая или нестабильная работоспособность(трудности включения, колебания работоспособности, истощаемость)
  • трудности длительной концентрации внимания
  • трудности запоминания в любой модальности
  • трудности автоматизации любого сложного навыка
  • нестабильность ситуации решения
  • наличие разнообразных по характеру ошибок
  • колебания работоспособности даже в пределах 1-ого урока
  • Рекомендации по работе с активационными аспектами
  • многократные повторения материала

Проявления слабости слухового  восприятия и речеслуховой памяти

  • трудности в устном счете
  • трудности удержания в памяти промежуточного результата
  • затруднения или даже невозможность решения задач, предъявляемых на слух, или без зрительной опоры
  • трудности удержания значительного числа элементов, входящих в условие задачи
  • потеря отдельных частей условия

Проявления слабости зрительно-пространственного восприятия, памяти при дискалькулии

  • зеркальное написание цифр (6=9, 14=41)
  • зеркальное чтение примеров (вместо 23–5=… читает 32–5=27)
  • трудности усвоения разрядного строения числа
  • трудности решения примеров с переходом через десяток
  • неправильное расположение чисел при подсчёте в «столбик», путаница со знаками
  • трудности оформления задачи на странице тетради
  • трудности решения задач на движение
  • ошибки анализа условий задачи (связанные с  непониманием пространственных отношений и логико-грамматических конструкций, различения предлогов)

Нарушения программирования, регуляции и контроля

  • персеверации (повторы) при написании цифр, знаков действия
  • персеверации действия (5+2=7; 6–2=8), импульсивность                                в устном счете (15–7=2)
  • упрощение задания (выхватывают какой- либо фрагмент задачи)
  • стереотипный, инертный перенос способа решения предыдущего типа задач на новый
  • вплетение в решение несуществующих условий, формальное решение задач
  • неспособность самостоятельно проанализировать все условия задачи, продумать последовательность решения, проконтролировать ход решения и конечный результат
  • отсутствие критичности к своей работе

С какими компонентами работать?

  • энергетическое обеспечение деятельности
  • переработка слуховой информации
  • переработка зрительно-пространственной информации
  • программирование, избирательная регуляция  и контроль

                                  Коррекция

Развитие функций программирования, регуляции и контроля

  • Основной  принцип  коррекции:  действия  планирования  и  контроля  выполняются  сначала совместно со взрослым, максимально развернуто                     и с внешними средствами, а потом            интериоризируются
  • Основные направления помощи:
  • организация среды: дома, в классе,                                             на индивидуальном занятии
  •  задания на развитие процессов планирования и контроля
  •  игры по правилам

Этапы совместной деятельности

  1. Этап совместного пошагового выполнения действий                         по речевой инструкции педагога
  2. Этап совместного пошагового выполнения действия                        по наглядной программе
  3. Этап совместного выполнения действия по наглядной  программе  с  переходом  от пошагового выполнения программы к его более свернутым формам
  4.    Этап самостоятельного выполнения действия                                         по интериоризованной (внутренней) программе с возвращением                         к наглядной программе при затруднениях
  5.     Этап самостоятельного выполнения действия                                      по внутренней программе или перенос ее на новый материал

Развитие программирования  и  контроля, концентрации и распределения внимания

  • двигательные игры:  «Делай то, что я скажу,                                 а не то, что покажу», «Руки-ноги-голова» и т.п.
  • вербальные игры: «Да,нет – не говори»
  • игры на рабочую память: запоминание расположения предметов, расширение предложений и т.п.
  • игры на развитие навыков планирования: «расскажи, как…»
  • бланковые задания: корректурные пробы, шифровки, графические диктанты

Развитие пространственных представлений

  • пространство тела: схема тела
  • пространство внешнего предметного мира:                                то, что нас окружает (организация помещения, размещение предметов в шкафу или на столе, дорога от дома до места учебы)
  • пространство листа: ориентация на листе бумаги при письме, чтении и рисовании
  • задачи на конструирование: создание сложных                       по пространственной конфигурации структур
  • квазипространственные: логико-грамматические конструкции, числовой ряд, представления                              о времени, пространство контекста

Общие рекомендации  для преодоления трудностей решения задач

После первого прочтения задачи

  • повторение задачи
  • анализ условия
  • анализ вопроса
  • выработка четкого алгоритма действий
  • предоставление наглядных опор (рисунков, схем)                          для понимания смысла задачи
  • наглядное представление соответствий словесного обозначения и знака действия
  • понимание логико-грамматических конструкций                                     в условиях задачи

Алгоритм работы над текстом задачи

  • ребенок читает текст задачи вполголоса 2-3 раза
  •  читаем только условие
  •  читаем только вопрос (выделяем маркером в тексте)
  • заменяем непонятные слова и выражения на понятные      слова или знаки действий
  • выделяем значимые слова и числа в условии
  • выделяем значимые слова в вопросе
  • читаем только значимую часть задачи: сперва условие,

  потом – вопрос

  • обсуждаем наименования
  • повторяем, что ответ задачи – это ответ на поставленный вопрос

приступаем к решению

  • Учить понимать разные типы вопросов
  • Работать над пониманием сложных логико- грамматических конструкций («на сколько больше/меньше» - узнать разницу с целью понимания логико-грамматических конструкций в условиях задач)
  • Работать над формированием математической терминологии и синонимии (автоматизировать выражения «увеличить на» это +, «уменьшить на» это -)
  • Использовать схемы, алгоритмы, цвета (выбрать цвет для действия, проговаривать цвета в примерах и всегда пользоваться схемой)
  • Опираться на относительную сохранность образного, ассоциативного мышления (придумать свою пиктограмму - ребенок сам может придумать свою картинку на математический термин и использовать ее)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая  степень нарушения или несформированности какой-либо функции  у ребёнка....

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

Нарушенные или несформированныефункции...

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

РЕЦЕНЗИЯ на методические рекомендации учителю по теме "Современный урок", созданные учителем начальных классов Лазуренко М.П.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Эпоха высоких технологий требует от учащегося не ша...

Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)

laquo;Правильная речь открывает человеку новый мир»Н. М. Карамзин...