Артикуляционные упражнения для постановки правильной дикции
учебно-методический материал по логопедии

Никитина Ирина Андреевна

В документе представлены артикуляционные упражнения для постановки правильной дикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Артикуляционные упражнения для постановки правильной дикции

Упражнения для тренировки гласных звуков

Упражнение 1

Найдите правильное звучание гласных, произнося их в следующем порядке:

И Э А О У Ы. Не торопитесь.

Упражнение 2

Тренируйте правильное звучание каждой гласной в сочетании с другими гласными звуками:

АИ ЭИ ОИ УИ ЫИ

АЭ ЭА ОЭ УЭ ЫЭ

АО ЭО ОА УА ЫА

АУ ЭУ ОУ УИ ЫО

Повторите каждое звучание 3 раза.

Упражнение 3

Тренируйте правильное звучание йотированных гласных

Е Я Ё Ю, как в упражнении 2:

ЕЯ ЯЕ ЕЕ ЮЕ

ЕЁ ЯЁ ЁЯ ЮЯ

ЕЮ ЯЮ ЕЮ ЮЁ

Упражнение 4

Тренируйте гласные в следующих сочетаниях:

ЭЕ АЯ ОЁ УЮ

ЕЭ ЯА ЁО ЮУ

Упражнение 5

Тренируйте правильное звучание гласных в предлагаемых

ниже пословицах:

Звуки А, Я

Где ягода взросла, там она и красна.

 Хлеба ни куска, так

и в тереме тоска.

Пословица груба, да правда люба.

Лоб, что лопата, а ума небогато.

Наша река широка, как Ока.

Звуки О, Е

Каково волокно, таково и полотно.

 Слово – олово.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

В зимний холод всякий молод.

На острую косу много сенокосу.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго

мастерства.

Звуки У, Ю

Люди рады лету, а пчелы – цвету.

 Чем больше науки, тем умнее руки.

 Не тот глуп, кто на слово скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

 Сбежались тучки в одну кучку.


Упражнения для тренировки согласных звуков

Звуки Б, П

Упражнение «Пробка». Проверим, насколько хорошо подготовлены губные мышцы к образованию взрывных звуков «п» и «б».

 Плотно сожмите губы, даже чуть натяните их края на зубы, чуть прикусив их. Воздухом, находящимся в полости рта, (не делая выдоха!) резко прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами. Не освобождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная струя.

Упражнение «Взрыв». Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом: ппп!

Не напрягайтесь, плотно сжаты лишь губы. Не стремитесь набрать побольше воздуха. Дело решает не количество, а энергичность толчка (удар диафрагмы) и точная фокусировка выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания, а тем более гласного звука, у вас не должно получаться «пх» или «пппы...». Если вместо взрыва получается чмоканье, вы втянули воздух в себя вместо того, чтобы вытолкнуть его наружу. Добившись четкого взрыва на звуке «п» (не удивляйтесь, если это не получится сразу, нужна ежедневная упорная тренировка, в том числе и гимнастика губных мышц), включайте вместе с выдохом и звук голоса – «ббб».

Тренируйте обе согласные в паре, сохраняя при этом четкую дифференциацию по звонкости: «п» – «б», «п» – «б», «п» – «б». Не допускайте в конце призвука гласного звука: «пы» — «бы».

Упражнение «Настольный теннис». Представьте себе, что кисть вашей правой руки – ракетка для игры в настольный теннис. Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его тыльной стороной свободно висящей кисти – ппа!.. ппэ!.. ппо!..ппу!.. ппы!.. ппи!..

Пусть каждый звук, как мячик, звонким взрывом летит вперед-вверх. Следите за тем, чтобы гласные взрывались на губах, продолжая взрывную согласную, а не заваливались назад. Посылайте звук в разные точки комнаты: вверх, направо, налево, вниз.

Отработав эти сочетания, включите на выдохе звук голоса:бба!.. ббэ!.. ббо!.. ббу!.. ббы!.. бби!..Соедините глухой и звонкий звук в пару – пабба! пэббэ! пуббу! пыббы! пибби! Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге. Подбрасывайте мячик легко, свободно, без мышечного напряжения.

Свистящие и шипящие звуки

Упражнение «Прокол». Проверьте на слух, нет ли в надутой камере волейбольного мяча прокола, сжимая его воздуха... Так и есть ... Слышен напряженный ровный свист выходящего воздуха: «ссссссссс!..». Имитируйте звук, точно соблюдая установку артикуляционного аппарата. Помните, что при звуке «с» кончик языка опущен и прижат к передним нижним зубам, тело языка напряжено, образуя «горку» с чуть приподнятыми краями, по ней-то и «скатывается» выдыхаемый воздух.

Время от времени прижимайте «мяч» сильнее, звук усиливается.

Упражнение «Паровоз». Паровоз медленно разводит пары: шшш...шшш... шшш... Вот он сдвинулся с места: ш-шш-шшш...ш-шш: шшш-шшш... Пошел

все скорее и скорее: шшш-шшш- шшш-шш-ш... шшшшш-ш...

Выдыхайте воздух энергичными толчками диафрагмы. Следите за верной артикуляционной позицией звука. Помните,что кончик языка поднят кверху, образуя в куполе твёрдого нёба «ковшик», в который и ударяется выдыхаемый воздух.

Упражнение «Косарь». Наточите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз... ссс-ззз... ссс-ззз... ссс-ззз...

Коса наточена, можно приниматься за косьбу. Взмах косы, и она звучно режет траву: жжж... жжж... жжж...

Звуки Л и Р

Упражнение «Телеграмма». Выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-лал! лэ-лэ-лэл! ло_ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает на последний слог. Держите ритм.

Упражнение «Капризный мотор». Попробуйте завести мотор игрушечного автомобиля. Выдыхаемым воздухом (без звука голоса) вызывайте вибрацию кончика языка, поднятого к верхним зубам: тррр... тррр... трррррр...тррррр... тр…

Включите звук голоса (мотор завелся!): дрррррр...дрррррр...

***

Упражнение по сочетанию взрывных согласных.

Соединим вместе три взрывных глухих согласных звука, взяв их во всех возможных сочетаниях: птк, пкт, ктп, кпт, ткп, тпк. Будем отрабатывать каждое из них отдельно (без гласных!), следяза тем, чтобы каждый очередной взрыв был четко слышен: п! т! к! Затем станем сближать их между собою: п-т-к! Наконец объединим в одно сочетание: птк! Следите за тем, чтобы между согласными не проскальзывал шум выдыхаемого воздуха, а тем более звук голоса, не получилось бы п/х-т/х/-к/х/ или п/ы-т/ы-к/ы.

Отработав каждое из сочетаний, соедините их с основным рядом гласных, произнеся одной фразой с ударением на первом слоге: птка-пткэ-птко-птку-пткы-птки!

 Отработав подобным образомвсе сочетания, создавайте варианты «фраз», «диалоги» из них:«Птка-пткэ-птко?» – « Тпка-тпкэ-тпко!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]

    В основе образования звуков [р] и [р"] лежит подъём кончика языка к альвеолам и вибрация его. В данной презентации представлены основные упражнения с поэтапным выполнением, предше...

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л....

«Упражнения, направленные на развитие дикции у младших школьников»

   Начальная школа является фундаментом для маленького человека в большую взрослую жизнь . К сожалению, в век компьютерных технологий, не все дошкольники в достаточной мере подготовле...

Картотека игр и упражнений для постановки правильного дыхания

В данном документе представлены игры и упражнения, необходимые детям для постановки правильного дыхания....

Сборник речевых упражнений для постановки правильной дикции

В данном документе представлены упражнения для постановки правильной дикции....