Консультации учителя- логопеда для учителей
консультация по логопедии

Юрченко Ирина Федоровна

Консультации

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                               

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

1.       Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

2.       Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

3.       Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

4.       Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

5.       Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

6.       В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

7.       Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

8.       Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

9.       Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

10.   Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

11.   Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

12.   Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

13.   Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

14.   Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

15.   Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

16.   Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

17.   Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

18.   Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

19.   На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

20.   Создание доверительных отношений со взрослыми.

21.   Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.



Предварительный просмотр:

Консультация для учителей

«Обучение с увлечением:  логопедические приёмы, игры, упражнения на уроках письма, чтения, развития речи»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах обучения школьников с различными речевыми расстройствами через организацию коррекционной работы на уроках письма, чтения, развития речи.

Содержание консультации.

Учащиеся 1-2 классов могут испытывать различные трудности в освоении общеобразовательной программы по русскому языку и чтению.

Причинами неуспеваемости являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Наличие у учащихся даже слабо выраженных отклонений в фонематическом, лексико-грамматическом и психическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

В связи с этим, учителю начальной школы необходимо на уроке организовать коррекционно-развивающую работу, способствующую повышению грамотности и преодолению речевых нарушений младших школьников.

Игра «Пиграем на рояле».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и фонематического анализа.

Содержание. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнения (кончики пальцев рук последовательно касаются стола).

Упражнение «Штриховки».

Цель: способствовать развитию пространственных представлений.

Содержание. Различные виды штриховок, выполняемых слева направо или снизу вверх так, чтобы нажим уменьшался от первой фигуры  к  последней.

Упражнение «Дифференциация цветом сходных по начертанию букв».  

Цель: способствовать развитию оптико-пространственного гнозиса, умению различать буквы, сходные по начертанию, направлять внимание на определённую цель (тренировка переключения внимания).

Содержание. Подкреплять письмо проговариванием, например: ааоооаааооааооо – одну из букв обведи синим цветом, а другую -  зелёным. Затем задание усложняется: после команды «Внимание!» один цвет меняется на другой.

Упражнение «Напиши столько букв, сколько услышишь в слове звуков».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха и анализа, усилению концентрации и устойчивости внимания.

Содержание. Задание: напиши столько букв Ш и Щ, сколько услышишь в слове звуков. Примерный материал: шалаш, щука, щека, шутка, шёлк, щётка и т.д.

Упражнение «Напиши буквы разным цветом».

Цель: способствовать развитию фонематической дифференциации звуков, дифференциации образов букв, тренировке переключения внимания.

Содержание. Ребёнку предлагается записать под диктовку слова с буквами Ш и Щ (Ш, обозначающая твёрдый согласный, прописывается синим, а Щ, обозначающая мягкий согласный, прописывается зелёным цветом).

Игра «Где же спрятались слова?»

Цель: учить выделять элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв; способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.

Содержание. Вариант 1. Предлагаются слова или целые предложения, которые спрятались за маленьким «заборчиком». Поможет прочитать их верхняя часть, которая из-за него виднеется.

Вариант 2. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать.

Предлагаемые упражнения помогут выработать у первоклассников практический навык использования слов, относящихся к различным частям речи. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, дети учатся осмыслять изучаемые конструкции и вводить их в собственную речь.

Игра «Слова зовут на помощь». 

Цель: активизация словаря, развитие орфографической зоркости.

Содержание. Предложите ученикам выделить среди группы слов слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза.

    Упражнение можно использовать при закреплении правописания слов с безударной    гласной в корне.

       Упражнение «Слова склеились».

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений действовать по правилу, развитие оперативной памяти.

Содержание. Задание 1. На доске записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» - проведите вертикальные линии между словами:

РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИКАСОЛНЦЕ

           Задание 2. Даны девять слов (зачитываются слова) : река, стол,  дождь,  корзина,  корабль, ёжик, книга,  солнце. Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их  рассказ, да ещё и представить себе всё происходящее – совсем другое дело. Давайте

побываем в стране Вообразилии и придумаем историю, которая случилась с этими словами.

Например: «У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Пошёл сильный дождь. Капли

дождя падали в корзину. Корзина поплыла по реке, как корабль. Под столом сидел ёжик и

читал книгу о солнце».

Потом можно предложить детям записать слова по памяти. На первых этапах работы  требуется помощь или подсказка учителя.

             Упражнение «Волшебная яблоня».

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений действовать по правилу, развитие оперативной памяти.

Содержание. На доске нарисована яблоня, к её веткам прикреплены плоские картонные яблоки, на обратной стороне которых написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик, сорвав «яблоко», читает на обороте слово и, объяснив его правописание, вставляет пропущенную букву. Все слова записываются на доске. Для того чтобы запомнить данные слова, предлагается побывать в стране Вообразилии и придумать историю (слова: лесная, поляна, цветы, сосна, нора, лисица, тишина, тропинка, река, плоты). Например, такая история: «На лесной поляне мы собирали красивые цветы. Там стояла высокая сосна. Под сосной мы видели нору лисицы. Кругом стояла тишина. По тропинке мы пришли к реке. По реке плыли плоты».

    Затем ученики записывают слова по памяти.

Упражнение «Подбор слов-ассоциаций».

Цель: способствовать усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учётом правил грамматического оформления предложения. Развитие творческих способностей, обогащение словарного запаса, формирование навыков ассоциативного мышления.  Формирование навыка ориентировки в пространстве.

Содержание. Доска делится на четыре части. В центре написано слово «животные». Ученикам предлагается записать:

  1. в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет. (Какая часть речи обозначает предмет? На какие вопросы отвечает?);
  2. в правом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие признак предмета. (Какая часть речи обозначает признак предмета ? На какие вопросы отвечает?);
  3. в  левом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие слова действия. ( Какая часть речи обозначает действие предмета?  На какие вопросы отвечает ?);
  4. в  левом верхнем углу доски слова-помощники. (Где можно увидеть этих животных? Где они живут?).

     Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь.

    Для упражнения можно использовать различные темы: «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Инструменты» и т. д.

Приёмы, способствующие развитию навыков самопроверки.

  • Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Например : машина – ши, часы – ча, Глеб – Г, б и т. д.
  • «Запомни!» Учитель показывает предметные картинки и предлагает запомнить только те, в названии  которых есть изучаемая орфограмма. Например: лыжи, стул, карандаши, корзина, часы, ежи, туча, щука, ваза, шары, шишка.
  •  «Будь внимательным!».  Учитель: послушайте слова. Запомните и запишите только те из них, в которых есть безударная гласная а, о или е.
  • «Взаимопроверка». Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.
  • «Дифференциация звучания и написания слов». Задание: Произнеси слово так, как услышал; произнеси слово так, как напишешь; объясни почему (выдели орфограмму); запиши слово, а буквы, которые пишутся по правилу, напиши другим цветом.

    Занимательный, лексический, логико-грамматический материал, представленный в консультации, необходимо постепенно усложнять в соответствии с продвижением учащихся в освоении школьной программы. Коррекционную работу следует осуществлять на определенном этапе урока в течение 10-15 минут.

Литература

  1. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие/М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  3. Основы логопедической работы с детьми. /под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.
  4. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс). /Меттус Е.В., Литвина А. В. и др. – СПб.: КАРО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя-логопеда с учителями начальных классов.

Рекомендации учителям начальных класс в работе с логопатами....

Семинар-практикум:"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая эффективному усвоению учебного материала".

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек...

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию  в подготовительном классе "Забавные истории из жизни Деда Мороза". Коррекционно-образ...

Бинарный урок учителя логопеда и учителя технологии

Открытое логопедическое занятие совместно с учителем технологии было проведено в рамках Российско-немецкого семинара на базе ГБСКОУ №13. Результатом занятия стало весеннее панно из нарциссов. Логопеди...

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....