Методическая разработка по коррекции и дифференциации звука "Р"для младших школьников
методическая разработка по логопедии

Юрченко Ирина Федоровна

Конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Гагаринская школа- интернат»

 Методическая разработка по коррекции и дифференциации звука «Р»

для младших школьников

(конспекты занятий)

                             Подготовила: учитель- логопед Юрченко Ирина Федоровна

Гагарин

2022г

Введение

        Устная речь — яркий показатель общего культурного уровня человека. Для того чтобы ребенок мог грамотно, четко и логично изложить мысль, необходимо воспитывать у детей  богатую по словарному запасу, грам-матически правильную и безупречную в звуковом отношении речь.

Устная речь должна соответствовать нормам родного языка. К сожалению, под влиянием различных условий, возникают отклонения речи от нормы. Эти отклонения ведут к затруднению, а часто и полностью исключают возможность речевого общения.

        Не секрет, что недостатки речи являются причиной многих орфографи-ческих ошибок. Правильное отношение дома, в детском саду и в школе к во-просам исправления нарушений звукопроизношения становится залогом успеха в устранении нарушений чтения и письма.

Поэтому необходимо разрабатывать новые методические формы работы, подбирать дидактические материалы, создавать логопедические игры, которые способствовали бы эффективному исправлению речи детей.

Постановка и автоматизация звуков — это не просто тренинг определенных умений, а прежде всего совместная интеллектуальная деятельность учителя и детей, в которой совершенствуются обе принимающие в ней участие стороны..

        Основная задача ребенка на логопедическом занятии — как можно большее количество раз произнести отрабатываемый звук.

Но так же необходимо широко использовать умение детей читать, поэтому в занятия включаются большое количество разнообразных текстов, которые логопед может использовать по своему усмотрению для чтения, пересказа, записи, заучивания наизусть, для работы в классе и дома.

        Логопед имеет свои задачи на логопедическом занятии.

Это увлечение  детей идеей правильной, чистой речи, убеждение  их в конечном успехе. Достичь этого проще всего в процессе совместной игровой деятельности. Она приносит много пользы и самому логопеду, который  открывает для себя многообразие еще не использованных возможностей. В этом смысле такая деятельность логопеда является интеллектуальной. Многократно услышанное произношение детей совершенствует слуховое восприятие не только их самих, но и логопеда, который оттачивает свое мастерство, находя индивидуальный подход к каждому ребенку, исходя из особенностей его дефекта.

Коррекция изолированного звука [р]

Цель: добиваться правильного звучания изолированного звука [р], работать над развитием фонематического слуха.

Оборудование: зеркала, шпатели, картинки, сигнальные кар-очки, буква р.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений.

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи.

IV. Коррекция изолированного звука на, игровом материале.

а) Игра «На машине ехали...»

На машине ехали,                        Дети сидят на стульях, по очереди

До угла доехали...                «заводят мотор»: «р-р-р».

Вышли из машины                Пересаживаются на другие стулья

Налили бензину.                        или меняются местами.

На лошадке ехали,                Дети по очереди цокают языком.

До реки доехали.

Тпру! Стоп! Разворот!                Дети по очереди вибрируют губами:

На реке пароход.                        «Тпр-р- р».

б) Игра «Шофёр» (1-й вариант).

ЗАВОДИЛ шофёр мотор,        Дети по очереди «заводят мотор»:

«р-р-р».

НАЖИМАЛ он на стартёр,        Дети выполняют названное

действие.

Крепко руль в руках

ДЕРЖАЛ—        Дети выполняют названное

действие.

Грузовик и ПОБЕЖАЛ.                Дети выполняют названное

движение.

в) Игра «Шофёр» (2-й вариант).

КАЧУ,                                Дети двигаются по кругу, выполняя

КАЧУ                                вращательные движения руками,

Во весь опор                        согнутыми в локтях, подражая

вращающимся колёсам.

Я сам — шофёр.                        Дети останавливаются.

И сам — мотор.                        Дети по очереди «заводят мотор»:

«р-р-р».

НАЖИМАЮ                        Дети выполняют названное действие.

На педаль —

И машина

МЧИТСЯ вдаль!                        Дети разбегаются.

V. Развитие фонематического слуха.

1. Поднятие сигнальной карточки на заданный слог.

На слог ра: ра, па, на, ма, ра, ра, ла, да.

На слог ры: ры, ты, ры, ра, мы, ры, лы, ры. И т.д.

2. Запоминание слога со звуком [р] с последующим выкладыванием картинок.

Радуга, рама, ранец, рыба, рысь, рыжик, рыжий.

VI. Домашнее задание.

1. Повторить артикуляционные упражнения, способствующие развитию вибрации кончика языка.

2. Работать над коррекцией изолированного звука [р].

VII. Письменные упражнения.

VIII. Подведение итогов работы.

Конспект занятия

Автоматизация звука [р] в предложениях

Лексическая тема: Грибы.

Цель: автоматизировать звук [р] в предложениях, работать над разви-тием фонематического восприятия и анализа, развивать мыслительные про-цессы.

Оборудование: зеркала, игрушки, предметные картинки, тетра-ди, счётные палочки, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Работа над артикуляционной моторикой.

1. Работа над широким раствором рта — «трубочкой» (при произнесе-нии гласных а — у).

Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её:

У быка губа тупа.

2. Работа над «улыбкой» — широким раствором рта (при произнесении гласных и — а).

Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её:

Нил поймал линей: один мал, два длинней.

IV. Коррекция изолированного звука.

Логопед демонстрирует игрушечных диких животных — медведя, вол-ка.

Дети по очереди имитируют их рычание, меняя высоту голоса.

V. Автоматизация звука [р] в слогах.

Дети (по тетрадям) читают слоговые таблицы уроков 8-10.

VI. Автоматизация звука [р] в словах.

Логопед показывает детям предметные картинки слов, которые встре-тятся им на уроке. Дети произносят слова.

Рыжик, груздь, красный гриб, бор, корзина.

VII. Автоматизация звука [р] в предложениях, фонематический анализ слов.

Проверка домашнего задания.

VIII. Беседа о грибе рыжике.

1. Игра «Доскажи словечко». Развитие фонематического анализа.

Логопед:        Подойди-ка к ёлке ближе.

И грибок увидишь...

Дети:... рыжик (определяют место звука [р] в этом слове).

2. Игра «Сколько раз прозвучало?» Развитие фонематического восприятия, мелкой моторики.

Логопед читает отрывок.

Дети путём выкладывания счётных палочек определяют, сколько раз им встретилось слово рыжик, затем из палочек выкладывают фигурки зверей.

«Рыжик сосновый, рыжик величиной с чайное блюдце, рыжик величиной с копейку, рыжик, из которого на разрезе льётся яркий оранжевый сок, рыжик, который оранжево выглядывает из зелени травы или мха, рыжик солёный, рыжик вологодский, рыжик вятский, рыжик, именем которого называют рыжих котят, рыжих щенков и даже рыжих мальчишек, рыжик... да что тут скажешь: рыжик — и не надо никаких слов».

(11 раз)

3. Игра «Какой он?». Развитие слухового внимания и памяти.

- Послушайте отрывок о еловом лесе и выберите слова, описывающие его (читает):

«У Васнецова на картине «Царевна на сером волке» изображён еловый лес. Значит, когда художнику понадобилось изобразить лес наиболее мрач-ный, сказочный, непроходимый, тёмный, он обратился к еловому лесу, и вы-бор его был верен.

В этом лесу нет даже травы. Вся земля поверху прошита толстыми узловатыми корневищами».

Дети выполняют задание и произносят слова.

4. Письменные упражнения.

а) Игра «Найди». Развитие зрительного внимания, памяти, мыслительной деятельности.

Логопед: Выпишите из предложений слова-действия (глаголы), подчеркните букву р.

1-й вариант: Ели росли всё выше, загораживали белый свет.

2-й вариант: Постепенно ветви в еловом лесу распространились, образовали сплошную тень, набросали на землю своих иголок.

Дети выписывают слова, затем закрывают тетради и по памяти воспро-изводят слова, открывают тетради, проверяют и по опорным словам восста-навливают своё предложение.

б) Игра «Прочитай предложение» (по карточкам).

Рыжик — настоящий осенний гриб.

Рыжики — красные, огненные, морковного цвета грибы.

Рыжики — тёмно-оранжевые чайные блюдца с хрустальной влагой.

Прекрасно пахнет рыжик.

Рыжики растут яркими гнёздами.

Рыжики приятнее срезать, чем срывать.

в) Игра «Разными словами». Развитие зрительного внимания, логиче-ского мышления.

Логопед:

Выпишите слова, обозначающие цвет этого гриба. Дети (выписывают с карточек): красные, огненные, морковного цвета, тёмно-оранжевые, яркие (рыжики).

5. Закрепление. Игра «Ответь на вопросы».

Когда собирают рыжики?

Какого цвета рыжики?

Где собирают рыжики? (В еловом бору.)

Как собирают рыжики?

6. Игра «Народная мудрость». Развитие мыслительной деятельности.

Дети читают содержание карточек, объясняют смысл пословиц (1-я карточка) и слова бор (2-я карточка).

Пословицы

Ягоды ищут — по лесу рыщут.

Назвался груздем — полезай в кузов.

IX. Физминутка.

Игра «У медведя во бору».

«У медведя во бору» (русская народная игра).

У медведя во бору                Дети ходят по кругу, произнося

Грибы-ягоды беру.                стихи. На последних словах бросаются

А медведь не спит,                врассыпную. Водящий — «медведь»

На меня глядит.                        пытается их поймать.

X. Беседа о красном грибе.

1. Игра «Осенью». Развитие слухового (зрительного) внимания и памя-ти.

Логопед: Послушайте отрывки. Найдите и повторите предложения, описывающие осеннюю листву осин (отрывки можно дать для прочтения на карточках).

а)        Желтеет сень кудрявая дубов.

И красен круглый лист осины.

б) «Можно обнаружить в осиновой листве богатую гамму от чистого золота через розовый и красный тона к вишнёвому цвету.

Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот он горит и светится».

в)        «Найди синонимы».

Зябнет осина, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.

2. Игра «Составь рассказ». Развитие мыслительной деятельности.

Логопед: Прочитайте предложения. Поставьте их в таком порядке, что-бы получился рассказ.

Молодой подосиновик (или красный) — это белый плотный пенёк, на который плотно, как напёрсток, надета ярко-красная бархатная шарообразная шапочка.

Красный редко растёт один.

Из-за яркости и красоты красных охота за ними — одна из самых ра-достных грибных охот.

С возрастом шаровидная шапочка начинает разгибаться, разворачивает края. Второй порой у гриба такие пропорции, когда шляпка хотя и развёрну-та, но по широте своей почти не отличается от толщины ножки.

С возрастом шляпка выцветает и вместо ярко-красной, бархатной, ма-товой делается желтоватой и гладкой.

Мякоть ножки после срывания быстро чернеет.

Подосиновик, в зависимости от возраста, может быть красный, оран-жевый или жёлто-бурый.

Ярко-красная шляпка при любой обработке тоже становится чёрной.

3. Письменные упражнения.

Игра «Сначала и потом». Развитие зрительного внимания, логического мышления.

Логопед: Найдите и выпишите слова, обозначающие цвет, форму шляп-ки красного гриба в молодости и в старости, а также, какая она на ощупь. Подчеркните букву р.

Дети выписывают из предложений:

красный — оранжевый — жёлто-бурый (цвет);

шарообразная — развёрнутая (форма);

бархатная и матовая (поверхность).

4. Закрепление. Игра «Ответь на вопросы».

Какой формы бывает шляпка красного гриба?

Какого цвета бывает шляпка красного гриба?

Какая бывает поверхность шляпки на ощупь?

Какого цвета становится мякоть красного гриба после сбора и обработ-ки?

5. Игра «Народная мудрость». Развитие мыслительной деятельности.

Дети читают содержание карточек, объясняют, в чём отличие осины от других деревьев (1-я карточка) и отгадывают загадку (2-я карточка).

      Частушка

Ах, осина ты, осина,

Ветра нет, а ты шумишь...

       Загадка

Сквозь землю прошёл —

Красну шапочку нашёл. (Гриб)

XI. Домашнее задание.

1. По опорным словам в тетрадях составить предложения о рыжике и подосиновике.

2. Найти в них слова со звуком [р].

3. Уметь дать устный анализ этих слов.

XII. Подведение итогов работы.

XIII. Индивидуальная работа.

Конспект занятия.

Автоматизация звука [р] в тексте

Лексическая тема: Цирк.

Цель: автоматизировать звук [р] в тексте, работать над развитием фо-нематического восприятия, анализа.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, плакаты с шутками, игра «Лото» (картинки, изображающие цирковых артистов, и карточки со стихами к ним), предметные картинки, карточки с текстами, альбомы, счётные палочки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Закрепление звука [р] на материале предыдущих занятий.

1. Работа со слоговыми таблицами.

2. Автоматизация звука [р] в шутках.

3. Работа с картинками в альбомах (анализ слов).

4. Работа с предложениями (по тетрадям).

IV. Введение в лексическую тему. Автоматизация звука [р] в пред-ложениях.

Игра «Найди и прочитай».

- Найдите и прочитайте предложение, в котором есть родственные слова.

Трубачи в трубу трубят.

Созывают в цирк ребят!

Дети выполняют.

V. Работа над развитием фонематического восприятия.

Логопед читает текст.

Дети выкладывают счётные палочки по количеству звуков [р], затем со-ставляют из них различные контурные изображения.

Цирк

В нашем городе находится под большим куполом красивое здание. Это цирк. Здесь работают люди и разные животные. Спектакли бывают утром, вечером и днём. Жонглёры, фокусники, акробаты, наездники, клоуны-циркачи — все ждут, когда в цирке соберутся на спектакль дети и взрослые.

Разные номера показывают укротители. Слоны-тяжеловесы танцуют, обезьяны становятся акробатами, лев кувыркается и прыгает в огненное кольцо. Всему их научили люди-циркачи. Здорово в цирке!

(23 раза)

VI. Автоматизация звука [р] в тексте.

1. Игра «Прочитай».

Дети читают по карточкам текст (сначала по одному предложению по очереди, затем — целиком).

В Петербурге есть красивое здание. Это цирк. 26 декабря 1877 года здесь состоялся первый спектакль. Петербургский цирк дорог петербуржцам. Цирк этот выстроен Гаэтано Чинизелли, выходцем из Италии, мастером конной дрессуры. У Чинизелли выступали лучшие артисты манежа.

2. Игра «Лото».

Логопед читает стихи В. Берестова из серии «Мастера манежа».

Ребёнок, у которого есть картинка, изображающая соответствующий номер, поднимает руку, получает карточку со стихотворением и готовится его прочитать:

Наездницы-акробатки

Ехать сидя, а не стоя —

дело всё-таки простое.

Но красивее вдвойне

ехать, стоя на коне!

Жонглёр

Эти кольца, эту вазу

не уронит он ни разу.

Дали мне бы эту вазу,

вазы не было бы сразу!

Гимнаст

На зубах висит гимнаст,

до чего же он зубаст!

Вот бы этому гимнасту

продавать зубную пасту!

Клоуны

Белый шут и рыжий шут

разговор такой ведут:

— Где купили вы, синьор,

этот красный помидор?

— Оскорбительный вопрос!

Это собственный мой нос!

Слон

Вот слон, индийский гастролёр,

канатоходец и жонглёр.

Подбрасывает сразу

и ловит он шутя

фарфоровую вазу, бутылку и дитя.

Медведи

Вот по кругу в шумном цирке

мы летим на мотоцикле.

В цирке должен и медведь

Ловко техникой владеть!

Укротитель змей

Громко как шипит удав!

У него сердитый нрав.

Не пустячная забава

в цирке укрощать удава!

Попугай

Я учиться попугаю

помогаю сорок дней.

И порой не понимаю,

кто из нас двоих умней.

3. Игра «Дополни по картинкам». Дети читают начала предложений, дополняя их словами, показанными на картинках логопедом.

В цирке

Папа повёл Цилю в  (цирк).

У входа стоял клоун и продавал воздушные  (шары).

«В цирке нашем радостном

В руках у детворы

Пусть будут разноцветные

Воздушные шары!»

В цирке Циля видела, как кувыркаются  (клоуны), как подбрасывает кольца  (жонглёры), как работает с животными (дрессировщик), а  заяц стучит в (барабан).  Кошка, собака и коза образовали (пирамиду), а обезьяна едет верхом на (верблюде).

Всё понравилось Циле в (цирке).

I4. Игра «Ответь на вопросы полным ответом» (вопросы на карточках).

Куда папа повёл Цилю?

Кто кувыркался на трапеции?

Кто подбрасывал кольца?

Кто показывал дрессированных животных?

Кто стучал в барабан?

Кто образовал пирамиду?

На ком верхом ехала обезьяна?

VII. Письменные упражнения.

Записать в тетрадь вопросы, подчеркнуть букву р.

VIII. Домашнее задание.

Пересказать текст «Цирк» с опорой на вопросы.

IX. Подведение итогов работы.

X. Индивидуальная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический час на тему:" Уровневая дифференциация в обучении младших школьников"

Одно из направлений модернизации обучения в начальной школе - это уровневая дифференциация образования как средство реализации дифференцированного подхода в обучении.С психолого-педагогической точки з...

Методическая разработка По теме: «Экскурсия – помощник развития памяти младших школьников».

Для детей младшего школьного возраста необходим особенный подход в проведении экскурсий, подход прежде всего развивающий память, а это не всегда учитывается на экскурсиях.Целью данной работы является...

Брошюра "Методическая разработка по формированию универсальных учебных действий у младших школьников"

Методическая разработка по формированию универсальных учебных действий у младших школьников содержит примеры заданий, составленных в результате педагогического опыта  Неверовой Ю.А. по теме «Форм...

Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"

Формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание....

Методическая разработка "Формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

В своей работе я:·         рассматриваю развивающее образование как целостную исторически сложившуюся и развивающуюся педагогическую систему обучения;·...

Методическая разработка к сценарию праздника "Новый Год" для младших школьников

Данная методическая разработка праздника к  сценарию предназначена для детей младшего школьного возраста (1-4 классы). Воспользоваться в своей работе им могут педагоги – организаторы, учителя нач...