Методический час на тему:" Уровневая дифференциация в обучении младших школьников"
методическая разработка по теме

Ганкович Анжела Ролленовна

Одно из направлений модернизации обучения в начальной школе - это уровневая дифференциация образования как средство реализации дифференцированного подхода в обучении.

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуальное обучение, основанное на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методический час75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический час на тему:

Уровневая дифференциация в обучении младших школьников

Одно из направлений модернизации обучения в начальной школе - это уровневая дифференциация образования как средство реализации дифференцированного подхода в обучении.

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуальное обучение, основанное на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.

С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.

С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

Выделяются две формы дифференциации:

1) внутренняя - совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей детей на основе выделения разных уровней усвоения знаний при овладении школьниками обязательным базовым уровнем подготовки;

2) внешняя - создание на основе определенных принципов (интересов, способностей) изучения учебного материала.

Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формирования на этой основе повышенных уровней овладения учебным материалом.

Если дифференцированный подход традиционно основывается на психолого-педагогических различиях школьников, но при этом конечные учебные цели для всех учащихся едины, то уровневая дифференциация в обучении позволяет выбрать объем и глубину усвоения учебного материала, сообразуя и учитывая их способности, интересы, потребности. Достижение уровня обязательной подготовки становится при таком подходе тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель в обучении каждого ученика и в соответствии с этим перестраивается содержание его работы: его усилия направляются либо на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.

Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо соблюдение ряда важнейших условий:

1) выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся;

2) уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше учебного материала, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем, мы устанавливаем различные уровни требований к усвоению;

3) в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням: обязательная часть - базисный уровень и дополнительная часть - средний и высокий уровень. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки;

4) добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности. В соответствии с этим каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.

Именно такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирование и регулирование своей деятельности.

Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, особенностей класса, возраста учащихся.

В качестве основного пути осуществления уровневой дифференциации обучения в школе мы выбрали формирование мобильных групп. Деление на группы осуществляется на основе критерия достижения уровня обязательное подготовки. Учитель планирует работу и с группами выравнивания (базисный стандарт), и с группами повышенного уровня. Создаваемые группы мобильны и состав их может меняться в зависимости от темы и целей урока, содержания учебного материала.

Возможны следующие варианты.

1. Когда учебный материал отобран специально для группы выравнивания и для группы повышенного уровня.

Пример с урока.

Фрагмент урока по чтению. 3 класс.

«Наша Жучка» Дуров В.Н.

После прочтения детьми произведения и беседы по содержанию детям дается задание:

1 группа (выравнивание) - карточка с двумя вопросами по содержанию и двумя вопросами по смыслу.

Почему ребята решили наказать Жучку?

Расскажите, как они тянули жребий?

Как относится рассказчик к своему поступку?

Почему рассказ называется наша Жучка?

Составить ещё два любых вопроса по произведению.

2 группа (повышенного уровня) - сами придумывают три вопроса по содержанию и три вопроса по смыслу.

Весь класс работает с заданиями на странице 100 по учебнику Родная Речь.

После подготовки 1 группа отвечает на вопросы, а 2 группа предлагает свои вопросы всему классу.

Фрагмент урока по ОЗМ. 3 класс. Обобщение по темам:

«Государственный бюджет» и «Семейный бюджет»

1 группа (выравнивания) раскладывает карточки с названием статей расхода в семейный бюджет и государственный бюджет.

Карточки

Выплата пенсий

Расходы на питание

Содержание армии, милиции

Здравоохранение

Расходы на транспорт

Оплата жилья

Охрана природы

Наука и культура

Карточки прикрепляются к доске магнитом в два столбика.

2 группа (повышенного уровня) самостоятельно записывают в два столбика эти статьи. При сравнении эта группа дополняет недостающие статьи расходов. Остальные дети выполняют задания в «Рабочей тетради» Плешакова А.А. на стр. 41 № 1:

Покажи стрелками доходы и расходы твоей семьи.

После выполнения задания происходит фронтальная проверка и самопроверка (ребята из группы повышенного уровня добавляют свои статьи в список, составленный ребятами группы выравнивания).

1. Когда внутри учебного материала находятся задания для детей группы выравнивания и повышенного уровня, то есть осуществляется работа смешанной группы.

Фрагмент урока по математике. 3 класс.

Тема «Закрепление пройденного. Решение задач».

На уроке дается задача № 5 на странице 6 для самостоятельного решения.

Задача.

«На школьном концерте выступили 6 чтецов, музыкантов в два раза больше, чем чтецов, а в хоре было на 8 человек больше, чем музыкантов. Сколько всего человек выступило на концерте?»

Интегрированная группа детей (4 ученика) получают карточку с краткой записью этой задачи.

Работа ребят в группе осуществляется по плану:

Один ученик составляет полное условие задачи.

Второй - план решения.

Третий - записывает решение на доске и объясняет.

Четвертый - говорит полностью ответ.

Отчет группы о проделанной работе проводится у доски.

В итоге проходит проверка самостоятельно решенной в классе задачи.

Кроме работы мобильных групп осуществляются и другие формы организации разноуровневого обучения:

1. Использование тестовых заданий, включающих обязательные и дополнительные части.

Тестовое задание по русскому языку по проверке знаний и умений.

2 класс.

«Деление на слоги и перенос»

1. Составь слова по схемам:

        2. Составь схемы к словам:

товарищ                     маленькая                          куст

3. Раздели на слоги, и перенеси данные слова:

слоги                                                                      перенос

корабль        

пальто        

прекрасная        

яркая        

4. Выдели корни в сложных словах

вездеход             рыболов             паровоз             пылесос

ледокол              пчеловод            сталевар            зверолов

*5. Составь сложные слова из данных и выдели соединительную гласную

Снег падает - …

Вода падает - …

Пешком ходит - …

Птиц ловит - …

Сам летает - …

Сам варит - ...

*6. Раздели на слоги и перенеси сложные слова:

слоги                                                                         перенос

огнетушитель        

оленевод        

 вертолет        

 земледелие        

 сноповязалка        

 * - Задание повышенного уровня;

С 1-4 - обязательны для всех.

2. Выбор самими учащимися посильного для них задания.

Фрагмент урока по математике. 3 класс.

Самостоятельная работа после прохождения темы «Площадь прямоугольника»

I

II

III

1. Начертить отрезок 10 см

1. Начертить отрезок 1 дм

1. Начертить отрезок 1дм 1см

2. Начертить квадрат со стороной 3 см

2. Начертить прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см

2. Начертить прямоугольник со сторонами 5 см и другая сторона на 2 см больше

3. Найти площадь квадрата со стороной 7 см

3. Найти площадь прямоугольника 13 см и 4 см

3. Найти сторону

прямоугольника, если его площадь 96 см, а одна сторона 12 см

4. Сравнить

4. Сравнить

4. Сравнить

25 см...2 дм 5 см

25 см...5 дм 2 см

25 дм...5 дм 2 см

87 см...1м

4 м...48 дм

6 см...55 мм

Задание карточки I - удовлетворительно;

Задание карточки II - хорошо;

Задание карточки III - отлично.

3. Постановка вопросов на разных уровнях в течение всего урока.

Примерные вопросы на разных уровнях (для выявления уровня усвоения учащимися ЗУН)

1.Вопросы на сравнение.

(Сравни...?) - II уровень

2.Вопросы на установление причинно-следственных связей.

(Что послужило причиной...?) - III уровень

3.Вопросы, требующие установления основных характерных черт, признаков, качеств явлений, важнейших условий процесса, действия.

(Укажите основные черты) - I уровень

4. Вопросы, требующие классификации предметов или явлений по указанному признаку.

(На какие группы можно разделить...?) - III уровень

5. Вопросы, требующие установления значения того или иного события, научного открытия.

(Какое значение имела...?) - III уровень

6. Вопросы, требующие характеристики.

(Дайте характеристику) - I и II уровни

7. Вопросы, требующие объяснения, доказательства, обоснования.

(Чем объяснить...? Чем можно доказать...?) - II и III уровни

Фрагмент урока по русскому языку. 3 класс.

 «Упражнение в написании существительных с шипящими на конце»

На доске написаны слова:

Помощь, вещь, ослепительная, тишь, скорая, роскошь, багаж, ценная, тяжелый.

Вопросы и задания:

1. На какие группы можно разделить эти слова?

- имена существительные, имена прилагательные

2. Что такое существительное?

- определение

3. Назовите существительные. Какое существительное лишнее?

- багаж

4. Обоснуйте

- это существительное мужского рода, остальные - женского рода

5. Докажите

- он, мой - багаж

6. Приведите еще примеры существительного мужского рода

- дети приводят пример

7. Составьте схематически правило правописания существительных с шипящими на конце.

8. Повторите еще раз правила правописания.

Уровневая дифференциация имеет целый ряд преимуществ перед традиционным подходом. Она даёт учителю четкие ориентиры для отбора содержания и позволяет сделать её целенаправленной. Деление учащихся на группы в зависимости от достижений ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер. Организуемая учителем дифференцированная работа выглядит объективной и в глазах ученика, поэтому не создаёт почвы для обид.

Важно, что ученик может самостоятельно оценить свои возможности и выбрать для себя тот уровень, который ему соответствует. Ориентация на обязательные результаты обучения постоянно поддерживает подготовку ученика на опорном уровне. Это позволяет ему при возможности и возникшем интересе перейти на более высокие уровни на любом этапе обучения. Всё это является гарантией оперативности, гибкости, мобильности, дифференциации, создаёт в классе атмосферу взаимного доверия между учителем и учениками, способствует активному введению положительных мотивов учения для разных категорий учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация в обучении младших школьников

Индивидуализация обучения вызывается тем, уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.Ученики  одного и того же класса для выполнения одного и т...

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников

     Индивидуализация и дифференциация  обучения  необходима для обучения как слабых, так  и  сильных детей.  Благодаря такому обучению облегчается учебн...

Доклад об использовании дифференциации в обучении младших школьников

В докладе раскрыта суть дифференцированного подхода, и пути его реализации....