Главные вкладки

    Доклад об использовании дифференциации в обучении младших школьников
    учебно-методический материал (1 класс) на тему

    Артеева Екатерина Яковлевна

    В докладе раскрыта суть дифференцированного подхода, и пути его реализации.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выполнила : учитель начальных классов Государственной общеобразовательной школы - интерната «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова Артеева Екатерина Яковлевна

    Слайд 2

    ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Есть возможность уделить время сильным учащимся; можно уделить внимание и контроль слабым учащимся ; повышается уровень «Я-концепции» (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого); повышается уровень мотивации у сильных учеников

    Слайд 3

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯЯ (дифференцированное обучение) (дифференциация учебной работы) гимназии, лицеи, организация работы школы с углубленным внутри класса изучением отдельных предметов; коррекционные школы разных типов

    Слайд 4

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИ КЛАССНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ВКЛЮЧАЕТ НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ : 1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы. 2. . Проведение диагностики на основе выбранных критериев. 3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой. 4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. 5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока. 6. Диагностический контроль проводит учет выполнения работы учащимися .

    Слайд 5

    Разворот страниц 50-51

    Слайд 6

    ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ Дети не приступают к выполнению дополнительного задания, пока не проверят основное. Дополнительное задание не является обязательным, поэтому его можно выполнить частично. Если в классе ведётся проверка основного задания, следует отложить выполнение дополнительного и работать вместе с учителем. К выполнению дополнительного задания можно вернуться на других этапах урока.

    Слайд 7

    ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ: « Ребенка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора» Ш. А. Амонашвили

    Слайд 8

    ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант)

    Слайд 9

    СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА. 1 группа Вставь пропущенные числа: + 2 = 3 ; 1+ = 4 2 группа Вставь пропущенные числа и выполни рисунки: 4 - = 1 + = 3 группа Подбери числа и вычисли: + - =

    Слайд 10

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



    Предварительный просмотр:

    Дифференциация учебной работы младших школьников.

    Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.
         Необходимо создать такие условия, чтобы каждый  воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом обучения и воспитания, желающим и умеющим учиться.
        Любой класс состоит из воспитанников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности  детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
          Поэтому, нужно, чтобы каждый воспитанник работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
        Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа
    индивидуального подхода. Один их путей данного подхода – дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным, но он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.


    Положительными  сторонами дифференцированного обучения является - (Cлайд 2)

    • сильным учащимся можно уделить время;
    • слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
    • повышается уровень Я-концепци (происходит ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
    • повышается уровень мотивации у сильных учеников


    Выделяют два основных вида дифферненциации обучения школьников:
    (Cлайд 3)
    1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
    Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.

    2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).
    Предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

             В своей работе я  поставила  перед собой задачу организовать дифференцированную работу внутри класса.  Данная организация включает несколько этапов: (слайд 4)

     1этап . Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы. (Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их «сильные», «средние», и «слабые» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость, другие – способности учащихся.)

    2 этап . Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
     (Наиболее полную информацию дают разноуровневые контрольные работы)


    3 этап . Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.  (не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как может возникнуть  недоброжелательное отношение к ним. Учитель зачитывает состав групп, дает им нейтральные названия и предупреждает, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках. Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям их групп.
    Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами.
    Некоторые способы дифференциации (по степени самостоятельности) вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами самостоятельно выбирают задания)


    4этап . Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. (Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений.)


    5этап .Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока. (Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной  индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.
    Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.)

    При использовании дифференциации важна обратная связьпоэтому на  6.этапе  . На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений), определяется динамика развития.
    В соответствии с этим изменяются состав групп и характер  заданий.
    Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.)

     (слайд 5 ) Реализация дифференцированной  работы на уроке литературного чтения:

              Воспитанники 1 класса на уроке  литературного чтения занимаются по учебнику «Букварь» авторов -  Бунеева Р. Н., Бунеевой Е.В. , Прониной О.В. образовательной системы «Школа 2100» каждый разворот учебника рассчитан на один урок. Левая страница учебника - прежде всего для тех детей, кто учится читать (фото страницы  №51), но и уже читающие дети работают по ней, участвуют в беседе, думают над лексическим значением слов, делают слого -звуковой анализ слов.

    Правая страница каждого разворота (фото страницы №52) это текст для читающих детей, который, как правило, тематически связан по содержанию с левой страницей. Текст набран полужирным шрифтом. Однако – в каждом тексте для читающих детей есть такие слова, которые могут прочитать и те, кто только учиться читать. Эти слова напечатаны светлым шрифтом (на основе ранее изученных букв)

    На примере урока -  «Согласные звуки (н), (нь ), буква н. Чтение слогов и слов  с буквой н.. В классе с разным уровнем читательской деятельности проводится такая работа:

    1группа «не читающие дети» просматривают текст, обращая внимание на шрифт, ищут и читают слова с уже изученными буквами, а также в других словах подчеркивают карандашом известные буквы, к примеру – сколько раз в 1-ом абзаце встретится та или иная буква.

    Пока первая группа выполняет это задание, учитель работает  с читающими детьми, дети читают фамилию автора и заглавие, ключевые слова, соотносят их с иллюстрацией к тексту, высказывают свои предположения о чем будет этот текст. Затем приступают к чтению текста про себя.

    В это время учитель проверяет, как выполнила задание первая группа. Затем все дети работают с текстом: первая группа слушает чтение, думает, отвечает на вопросы, дети второй группы по очереди читают вслух текст  по предложениям, учитель дает попутный комментарий. В заключении проводится работа по всему тексту.

    Существуют и правила организации работы на данном этапе: (слайд 6)

    1. Воспитанники Не приступают  к выполнению дополнительного задания, пока не проверят  основное.
    2. Дополнительное задание не является обязательным, поэтому его можно выполнить частично.
    3. Если в классе ведётся проверка основного задания, следует отложить выполнение дополнительного и работать вместе с учителем.
    4. К выполнению дополнительного задания можно вернуться на других этапах урока

    Задания по выбору учащихся (Cлайд   7 )


    «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили.


    (Слайд 8 ) Варианты дифференцированных заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.
    Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.

    Разно уровневые  заданиями на уроке математики  по теме: Сложение и вычитание в пределах 5.
    Создание ситуации выбора (слайд  9)
    - Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, ещё проще – маленький. Но даже если будете спасать маленький корабль, всё равно будет польза.
         Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант.
         Игровая ситуация может изменяться (Строим дом, спасаем айболита и так далее)      Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Ещё до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении.
        Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности)
        Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности уч. мотивации можно учитывать при подборе заданий.
    Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива.
          Например, на одном конверте красочная картинка – задания при этом самые обычные из учебника. Во второй конверт помещаются задания, которые можно выполнять в паре, группе. В третьем конверте- творческие, нестандартные.
         Обычно задания из первого конверта выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий – для тех детей, у которых уже имеются познавательные мотивы.


          Подобного рода  каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Личностно-ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом является осуществление индивидуального дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создает  условия для развития личности.

    Используемая литература:


    1. Деменёва Н. Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики, Москва.: «Просвящение» 2005 г. 120с.


    2. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. Москва. : «Педагогика» 1986 г., 176 с.


    3. Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников, «Начальная школа» , №11, 1994 г.

    4. Организация индивидуального подхода в обучении младших школьников // VRL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/11/17/individualnyy-podkhod-v-obucheniiДата обращения 11.11. 2014

    5.  Дифференцированный подход в обучении младших школьников // VRL:

    http://festival.1september.ru/articles/537410/.Дата обращения 11.11.2014

    6. Пронина О.В., Кремлева И.И. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» (Моя любимая азбука) и прописям «Мои волшебные пальчики».Методические рекомендации для учителя/ Под науч.ред. Е.В.Бунеевой.М. : Баласс,2012 . – 416 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для педчтений " Использование ИКТ в обучении младших школьников "

    Презентация создана для доклада на Межрегиональных чтениях по теме " Использование ИКТ  в обучении младших школьников "...

    Методический час на тему:" Уровневая дифференциация в обучении младших школьников"

    Одно из направлений модернизации обучения в начальной школе - это уровневая дифференциация образования как средство реализации дифференцированного подхода в обучении.С психолого-педагогической точки з...

    Использование ИКТ в обучении младших школьников

    ИКТ можно использовать на всех этапах обучения: на этапе актуализации знаний для создания проблемной ситуации, на этапе проверки домашнего задания в начале урока,на этапе первичного закрепления и повт...

    Использование ИКТ в обучении младших школьников

    ИКТ можно использовать на всех этапах обучения: на этапе актуализации знаний для создания проблемной ситуации, на этапе проверки домашнего задания в начале урока,на этапе первичного закрепления и повт...

    Доклад "Системно-деятельнстный подход в обучении младших школьников".

    Доклад "Системно-деятельнстный подход в обучении младших школьников"....

    Использование ЭОР в обучении младших школьников

    Использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала,...