Родительское собрание на тему «Работа учителя-логопеда, что такое дисграфия и как с ней бороться»
консультация (1 класс)

Савинко Олеся Валерьевна

К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма.

            Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладении письмом, в школе существует логопедическая помощь. В начале учебного года собираются «согласия законных представителей» для логопедической диагностики. В сентябре комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для чего?

            Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Работа учителя-логопеда, что такое дисграфия и как с ней бороться»

        

        Здравствуйте, уважаемые родители! Я логопед школы Савинко Олеся Валерьевна. Сегодня я хотела рассказать вам о проблемах речи у детей.

        К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма.

        Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладении письмом, в школе существует логопедическая помощь. В начале учебного года собираются «согласия законных представителей» для логопедической диагностики. В сентябре комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для чего?

        Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.

        

        Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

        Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма. 

        Симптоматика дисграфии:

        При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

        У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. 

        

        На каких детей стоит обратить особое внимание:

Если Ваш ребенок левша.

Если Ваш ребенок – переученный правша.

Если Ваш ребенок имел или имеет нарушения устной речи (звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматического строя речи).

Если в семье говорят на двух или более языках.

Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка на момент начала обучения грамоте еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

        Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:

1. Искаженное написание букв:

– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У;

– добавление лишних элементов;

– смешение букв по акустическому и  оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

– зеркальное написание букв.

2. Искажения структуры слова:

– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко

– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)

– добавления и повторение букв, слогов;

3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).

4. Искажения структуры предложения:

– раздельное написание слова;

– слитное написание слов;

– повторения слов.

Можно  ли эффективно помочь детям с дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Таким детям необходима помощь специалиста-логопеда. Но помните, что без помощи родителей, ребенку не справиться.

Помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными.

Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?

Ежедневно читайте вслух классические сказки и другие детские произведения.

Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.

Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления.

Предлагаю Вам некоторые игры, которые могут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью.    

 1. «Корректурная правка». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

2. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («дом» + «ик» = «домик»);

3. «Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;

4. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);

5. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково», «Один – много – нет», «Большой – средний – маленький», «Какой – какая – какие», «Чей, Чья, Чьи» и т.д. Все измененные слова записываются ребенком  под внимательным контролем взрослых.

6. Кроссворды, ребусы, шифровки, лабиринты, доскажи словечко, и многое другое.

Занимаясь с ребенком дома, помните несколько основных правил:

1. Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.

2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.

4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

5. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

        Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Шипицынская СОШ » «Что такое дисграфия и как с ней бороться » Составила учитель-логопед Савинко О.В. Шипицыно 2022 г.

Слайд 2

Дисграфия это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

Слайд 3

На каких детей стоит обратить особое внимание: Если Ваш ребенок левша. Если Ваш ребенок – переученный правша. Если Ваш ребенок имел или имеет нарушения устной речи (звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматического строя речи). Если в семье говорят на двух или более языках. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка на момент начала обучения грамоте еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Слайд 4

Наиболее распространенные ошибки при дисграфии : Искаженное написание букв : – недописывание элементов букв или добавление лишних элементов Л вместо М, Х вместо Ж , И вместо У – смешение букв по акустическому и оптическому сходству б-п , т-п, а-о, э -з, д-у – зеркальное написание букв

Слайд 5

2. Искажения структуры слова : – Пропуски букв, слогов прта (парта), моко (молоко) – недописывание слов весёлы (весёлый ) – добавления и повторение букв, слогов д уружно (дружно), малылыши (малыши) – перестановка букв, слогов ф рутки (фрукты), скоровода (сковорода)

Слайд 6

3 . Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка )

Слайд 7

4 . Искажения структуры предложения : – раздельное написание слова попу гай (попугай) – слитное написание слов в сталосолнце (встало солнце) – повторения слов Маша шла шла по дороге (Маша шла по дороге)

Слайд 8

«Корректурная правка»

Слайд 9

«Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова дом + ик = домик

Слайд 10

«Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

Слайд 11

«Графические диктанты » Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого.

Слайд 12

«Измени слова по образцу » Назови ласково (дом - домик) Один – много (стул - стулья) Какой – какая – какие (красный, красная, красные) Чей , Чья, Чьи (мамин, мамина, мамины) и т.д.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"

В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения.  Брошюра б...

Что такое дисграфия и как с ней бороться? (В помощь родителям от логопеда).

На сегодняшний день проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы одна из самых актуальных, так как эти два процесса из цели начального обучения пр...

Родительское собрание на тему: «Повышенная тревожность – что это такое?»

Родительское собрание на тему: "Повышенная тревожность - что это такое?"цель: познакомить родителей с понятием "повышенная тревожность", научить практическим приемам коррекции трев...

Выступление на родительском собрании по итогам учебного года на тему: "Трудности в коррекционной работе учителя-логопеда с обучающимися 1 класса".

Выступление на родительском собрании МБОУ НШ-ДС по итогам учебного года, на котором родители обучающихся 1 класса были ознакомлены с трудностями организации коррекционной деятельности учителя-логопеда...

«Что такое дисграфии и как с ней бороться?» (Советы родителям)

Дисграфия – это частичное нарушение письма,    проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного ...

Беседа на родительском собрании на тему: "Что такое дисграфия, дислексия?"

       Статья на тему: "Дисграфия. Дислексия." была использована на родительском собрании. В данной статье объясняются такие понятия, как дисграфия и  дислекс...