Формирование навыка письменного изложения и написания сочинений через использование опорных схем и алгоритмов
статья по логопедии

Талтыгина Галина Анатольевна

Развитие связной речи детей с ОВЗ опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (слова, предложения, звуки).

Дети данной категории быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести до конца начатую работу. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии их речи и ходе ее развития. Учащиеся  не всегда могут выделить характерные признаки предметов и явлений, объединить предметы по группам, особенно при совмещении нескольких параметров для классификации, осознать логические и временные связи между предметами и явлениями.

Ограниченность лексико-грамматических средств наиболее ярко обнаруживается при попытке рассказать о чем-либо, описать игрушку или знакомый предмет, доказать что-либо, сделать вывод из рассуждения и т.дВашему вниманию будут представлены тренировочные упражнения, предназначенные для решения не теряющей актуальности проблемы: как грамотно сформулировать и донести свою мысль в письменном виде.

Предлагаем 3 направления работы:

  1. Наращивание словарного запаса и активизация его в письменную речь. Здесь нам помогут различные схемы и алгоритмы.
  2. Во втором направлении добавим базовые средства выразительности, которые позволяют избавиться от конструкций наподобие «он бежал, она бежала». Здесь нам помогут синонимы и антонимы.
  3. В 3 разделе перейдем непосредственно к развитию навыка письменного изложения мыслей своих и чужих. Здесь нам помогут особые приемы, задействующие ассоциативное и визуальное мышление и память, которые в начальной школе у большинства детей являются ведущими и на которые можно и нужно опираться в работе с формированием любых учебных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыка письменного изложения и написания сочинений через использование опорных схем и алгоритмов

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи детей с ОВЗ опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (слова, предложения, звуки).

Дети данной категории быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести до конца начатую работу. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии их речи и ходе ее развития. Учащиеся не всегда могут выделить характерные признаки предметов и явлений, объединить предметы по группам, особенно при совмещении нескольких параметров для классификации, осознать логические и временные связи между предметами и явлениями.

Ограниченность лексико-грамматических средств наиболее ярко обнаруживается при попытке рассказать о чем-либо, описать игрушку или знакомый предмет, доказать что-либо, сделать вывод из рассуждения и т.д.

Обучение учащихся должно поначалу строиться на темах, близких детям, с опорой на их личный жизненный опыт. Важно научить детей видеть окружающее, наблюдать, сравнивать, делать обобщения. Для этого хороши упражнения в словесном описании различных предметов или явлений, особенно в плане сравнения. Так как жизненный опыт учащихся весьма ограничен, их речевое развитие идёт за счёт приобретения разнообразных знаний. Большую роль играет чтение книг, рассказов, прослушивание текстов с последующим обсуждением и беседой по содержанию, заучивание стихов, отгадывание загадок, рассматривание сюжетных и серийных картинок. Ребёнок как бы умножает свой жизненный опыт, развивает мышление, речь, память, вырабатывает мировоззрение.

Сегодня вашему вниманию будут представлены тренировочные упражнения, предназначенные для решения не теряющей актуальности проблемы: как грамотно сформулировать и донести свою мысль в письменном виде.

Предлагаем 3 направления работы:

  1. Наращивание словарного запаса и активизация его в письменную речь. Здесь нам помогут различные схемы и алгоритмы.
  2. Во втором направлении добавим базовые средства выразительности, которые позволяют избавиться от конструкций наподобие «он бежал, она бежала». Здесь нам помогут синонимы и антонимы.
  3. В 3 разделе перейдем непосредственно к развитию навыка письменного изложения мыслей своих и чужих. Здесь нам помогут особые приемы, задействующие ассоциативное и визуальное мышление и память, которые в начальной школе у большинства детей являются ведущими и на которые можно и нужно опираться в работе с формированием любых учебных навыков.

Упражнение «Характер человека»

Каким может быть человек? Когда мы задумываемся о каком-то человеке, то можем описать его довольно небольшим набором слов: хороший, плохой, добрый, злой. В этом упражнении потренируемся внедрять в свою речь новые слова – черты характера человека. Слова могут быть зашифрованы цифрами, геометрическими фигурами, маршрутом движения по стрелочкам. Активизируем слова: бдительный, сострадательный, ответственный, инициативный.

Упражнение «Портрет по описанию»

В этом упражнении мы тренируем превращать текстовое описание внешнего вида человека в его нарисованный портрет и наоборот.

Для дополнительной тренировки памяти можно использовать следующий формат работы: прочитать и запомнить описание внешнего вида человека за 30 секунд, затем закрыть описание и по памяти нарисовать портрет этого человека. Можно давать точно такую же, но пустую таблицу, чтобы ребенок видел, все ли он запомнил.

Упражнение «Слово на каждый день»

Это упражнение поможет нарастить богатый лексикон и уверенно внедрить новые слова в свою повседневную и письменную речь. Кроме того, оно задает формат ежедневной тренировки письменного выражения своих мыслей в щадящем режиме.

Упражнение «Обобщение»

В этом упражнении важно подбирать обобщающие слова, обозначающие как большое, огромное, так и маленькое, уменьшенное.

Упражнение «Усиление»

В этом упражнении учимся улавливать смысловые оттенки похожих по значению слов.

Слова: говорит, шепчет, кричит. Предложенные слова похожи по значению, но можно отследить усиление звука в каждом из них: шепчет (слабый звук), говорит (нейтральной силы звук), кричит (сильный звук). Карточка может быть в виде таблицы. Где ученик проставляет цифры или стрелочки. Логопед или ребенок выбирает слово, с которым надо построить свое предложение.

На 3 этапе тренируемся красиво, грамотно и ясно излагать свои мысли на письме.

Упражнение «Достраивание и перестраивание предложения.

В этом упражнении расширяем поле смыслового восприятия. При аграмматической дисграфии ученик видит и концентрируется только на одном слове в предложении, упускает предлоги и окончания, отвечающие за согласование слов друг с другом. В данном упражнении ребенок тренируется наращивать слова, согласовывать слова в словосочетания с опорой на вопросы. Упражняется в подборе вопроса.

Закончив с дострастраиванием предложения, переходим к его перестраиванию. Как другими словами можно выразить ту же мысль. При этом совсем не обязательно использовать все те же самые слова, что в начальном предложении. Задача – не переставить слова в другом порядке, а выразить ту же мысль иначе.

Например: предложение «Моя самая любимая игра – это шахматы» перестраиваем в «Мне больше, чем в другие игры, нравится играть в шахматы.» при этом логопед может определять какое количество слов должно быть в предложении.

Упражнение «Лестничное изложение»

В этом упражнении ученик тренируется выбирать слова – опоры для последовательного изложения, пересказа текста. Отрабатываем глаголы, определения, существительные. Глаголы, определения записываем, существительные рисуем.

Упражнение «Конструктор»

В данном упражнении будем ускорять мышление и подбор нужных слов. Отрабатываем правописание Имен собственных. Можно подбирать название цвета, оттенка. Например подобрать слово на любую букву, но обязательно обозначающее название цвета. Можно обозначать пустой квадрат для слов (какие слова можно использовать: цвет, дни недели, времена года, время суток, транспорт).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных схем в обучении учащихся начальной школы

Тема актуальна, так как по программе ФГОС ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы и схе...

Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе

Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что  успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы.  Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рец...

Опорные схемы как алгоритм рассуждения

Схема – это опора мысли ученика, опора его практической деятельности, как следствие, активный ответ, деловой контакт ученика и учителя. Схема-опора помогает детям осознать, осмыслить все происходящее ...

Методика формирования целеполагания в начальной школе. Использование опорных схем.

Методика формирования целеполагания в начальной школе....

Формирование навыков грамотного, безошибочного письма методом наглядности через использование тематических таблиц, опорных схем и системы алгоритмов.

Формирование навыков грамотного, безошибочного письма методом наглядности  через использование тематических таблиц, опорных схем и системы алгоритмов....

Логопедическая практика формирования навыка письменной речи с использованием кинезиологических приемов у обучающихся с ОВЗ

Проблема коррекции нарушений письменной речи у учащихся с ОВЗ традиционно входит в реестр актуальных проблем логопедической теории и практики. Предупреждение и преодоление данных расстройств обеспечив...