Использование опорных схем в обучении учащихся начальной школы
статья по теме

Быкова Галина Ивановна

Тема актуальна, так как по программе ФГОС ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы и схемы. Схема- опора - опора мысли ученика, опора его практической деятелности, связующее звено между учителем и учеником. Эффективное применение ОС(опорных схем) помогает в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом - проработать допущенную тут же на уроке, в третьем- провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Уроки с использованием схем  дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю ученика, но и  воспитывают его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ispolzovanie_opornyh_shem_v_obuchenii.zip1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Сорвижи Арбажского района Кировской области

Использование опорных схем в обучении учащихся начальной школы

                                                                                    Быкова Галина Ивановна,

                                                                         учитель начальных классов

2013 год

Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что  успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы.  Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».      Мне в этом помогают опорные схемы. Это актуально, так как по программе ФГОC  ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

Что такое опорная схема (ОС)?  Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема – опора -  опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники  строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме- опоре, выполняя практическое задание.

      Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.

       Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен  знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма. При составлении ОС необходимо соблюдать следующие этапы:

  1. определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке;
  2. дифференцировать словесно-образное и знаково-символическое выражение каждого понятия ;
  3. составить опорные схемы .

      Большинство схем по предметам выполняю  на компьютере. Общий цвет – чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим. Иногда использую фото бумагу,  и такие схемы долго сохраняются.  Опорные схемы готовятся одинаковые для всех учащихся. Размер схем нужен такой, чтобы  дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них написано. Творческим заданием на обобщающих уроках детям можно предложить составить минтальные карты изученного материала по теме (См. Приложение1).

    Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке   в 1 классе «Задача».

2     3     ?

2+3=5

         5

условие

вопрос

решение

ответ

Она применяется при самых первых уроках при работе с задачей. Цель схемы- таблицы – помочь запомнить при первом объяснении элементов задачи. Ученики рассуждают , выделяя условие, вопрос, решение и ответ задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких лишних слов, нет напряжения, исчезла скованность даже у слабых учеников. С каждым уроком растёт оперативность в работе со схемой. Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске. Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни решение».  Невозможно обучение  задач без ОС по теме «Скорость, время, расстояние». (См. Приложение 2 ) . Для запоминания величин (единиц длины и других) дети с удовольствием располагают их по мере возрастания и убывания  и при этом доказывают свою точку выбора (см . Приложение3). При изучении периметра  фигур применяю следующие ОС. (см. Приложение4)

ОС использую почти на всех уроках в начальных классах. Уроки «Окружающего мира» невозможны без  схем - опор. На уроке  по теме «Луг»  устанавливается значение луга в природе, для человека. Учащиеся формулируют основные значения луга, которые можно представить на экране в виде обобщающей схемы  ( см. приложение5). В 3 классе  на уроке «Тела, вещества, частицы» использовала следующую опорную схему (см. приложение 6). В 1 классе по теме «Грибы - особое царство природы» появилась сначала на экране такая схема  (см. приложение 7), затем она по мере изучения  дополнилась  схемой (см приложение 8).  При изучении темы « Связь живого и неживого»  при актуализации знаний  повторили : во -первых, что или кого мы называем живыми организмами, во – вторых, какими свойствами обладают живые организмы? (см приложение 9). В приложении 10 показаны опорные схемы, которые применяются на уроке литературного чтения.

     Таким образом, использование опорных схем позволяет  учащимся не зазубривать формулировки, а усвоить их в работе на уроке. А используются они столько, сколько нужно до полного усвоения материала. Всё новое должно уложиться в сознании ребёнка постепенно, для этого мало суток- таково свойство обыкновенной человеческой памяти. Значит, отказавшись от традиции, мы приобретаем уважение к ученику.

    Сейчас мне трудно представить как  без опорных   схем можно вести уроки в начальной школе.  Мне они помогают доступно объяснять материал. На уроках дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, загодя зная, что они им под силу.  Один из приемов сглаживания неприятностей - это взаимопомощь, без которой обучение в классе практически теряет смысл. Для того ученики и посажены вместе, чтобы помогать друг другу на этом сложном этапе в их жизни, ведь они вместе преодолевают его. Лучше, если помощь будет полезна не только тому, кому помогают, но еще и тому, кто взялся оказывать эту помощь. Ведь важно не потерять время, вернее, даже использовать его рационально. Эти уроки дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников.

     В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий, единый темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором труда одноклассников. У ребят повышает интерес к учению.  Результативность можно посмотреть nsportal/node/443213.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ПК В системе «знак» для организаций проверки обученности учащихся начальной школы по математике»

АИС”ЗНАК”-инструмент для проверки текущего контроля знаний учащихся,отработки у них навыков решения несложных типичных задач, подготовки к ЕГЭ и ГИА по математике . Не секрет, что большую часть контин...

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

Использование авторского онлайн курса «В стране выученных уроков. Русский язык. 4 класс» при обучении учащихся начальной школы

Статья раскрывает опыт работы по созданию и использованию в обучении учащихся начальной школы авторских онлайн курсов....


 

Комментарии

Гуля Наталья Владимировна

Здравствуйте, Галина Ивановна! Рада Вас видеть на этом конкурсе. Как всегда Ваши работы очень интересные. Тоже работаю по ОК, мнемотаблицам и т.д. Скачала Вашу работу, очень здорово выполнена. Попробую вместо слов вставить рисунки и использовать на занятиях (мы же ещё не умеем читать). Если есть желание у меня здесь работа "Сладкое путешествие", посмотрите моих непосед. В роли комара со скрипкой мой внук. Успехов Вам!

Быкова Галина Ивановна

Добрый вечер, Наталья Владимировна!Спасибо! Успехов Вам тоже! Посмотрю!

Кислицына Елена Васильевна

Молодец! Так держать!

Захарова Наталья Витальевна

Галина Ивановна, работа очень хорошая!

Быкова Галина Ивановна

Спасибо, коллеги за поддержку!

Яковлева Маргарита Сергеевна

Галина Викторовна!Посмотрела схемы с интересом! Особенно по чтению. А то часто к этому предмету учитель начальных классов относится недостаточно серьезно. А сейчас по новым стандартам отношение к этому предмету изменилось. И Ваши таблицы помогут ребятам,я уверена.Ставлю 10 баллов.

Быкова Галина Ивановна

Спасибо!

 Андрей Андрианович Канев

Уважаемая Галина Ивановна! Присоединяюсь к комментариям по Вашей работе к коллегам! Приятно было побывать на Вашей доброжелательной странице! Скачал все Ваши диагностические материалы.Огромное спасибо, они отличаются от стандартных и очень помогут работе! Спасибо Вам за Ваш труд и огромных творческих успехов!!!!

Путятина Надежда Васильевна

Уважаемая Галина Ивановна! У Вас очень интересная работа!

Быкова Галина Ивановна

Спасибо! Очень приятно!

Мерзлютина Ирина Александровна

Достойная работа. Отдаю Вам свой голос, Галина Ивановна.

Быкова Галина Ивановна

Ирина Александровна! Спасибо!

Феськова Вера Павловна

Грамотная работа. Очень отрадно, что есть такие одарённые учителя! Отдаю свой голос!

Быкова Галина Ивановна

Спасибо, Вера Павловна!

Галина Ивановна!Присоединяюсь к объективному мнению коллег и с удовольствием отдаю и свой голос!Загляните и ко мне в гости!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316

Галина Ивановна! Отличная работа. Я проголосовала за вашу работу!