Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"
материал по теме

Комарова Наталья Константиновна

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основной целью обучения в инновационном образовании является формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять универсальные учебные действия. Это ведёт за собой изменение подходов к системе оценивания учебных достижений.

В нашей школе безотметочное обучение осуществляется в 1 классе и  1-й четверти 2 класса начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

                 Cлайд № 2.

В своей работе при оценивании я опираюсь на Основные принципы безотметочного обучения:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
  • критериальность  - вырабатываю совместно с учащимися критерий оценивания работы. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
  • приоритет самооценки – формирую способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяю сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Причём, самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
  • гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе использую разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
  • Стараюсь сочетать качественную и количественную составляющие  оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Использование сочетания качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • Стараюсь создать среду, благоприятную для естественности процесса контроля и оценки – контроль и оценку
    провожу в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

Я  использую вместо отметок следующие приемы:

  • текущую оценку достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек» (этот инструмент используется при самооценке в психологической диагностике);

Я считаю, что сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания, как важнейшей составляющей самообучения.

Стараюсь выявлять индивидуальную динамику усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускаю сравнения его с другими детьми.

  Учебная и внеурочная деятельность в нашей  школе, предусматривает ежеурочную рефлексию и самооценку своей деятельности на уроках. С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Слайд № 4. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они дорисовывают человечку рот с подходящей эмоцией. Позднее они этими значками оценивают свою работу.

Слайд № 5

При проверке тетрадей я не исправляю ошибки детей, а указываю на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность найти и исправить свою ошибку, за что балл не снижаю, а наоборот, хвалю ребёнка за то, что тот исправил работу. Исправив ошибки, которые на полях отмечены галочкой, они рисуют квадрат и закрашивают его.

        - «Я справился отлично»

        -«Мне надо ещё работать»

        - «Мне нужна помощь»

Если я согласна с оценкой, я подчёркиваю квадрат. Средний результат заносится в технологическую карту.

Слайд № 6

Для оценивания текущих работ использую шкалы (линеечки), предварительно указав совместно выработанные критерии оценивания. С помощью линеечек оценивю все, что можно оценить с позиций «больше-меньше».

Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов -ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

Смысл прогностической самооценки – надо учиться рассчитывать свои силы. Такая оценка:

- позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда найдётся критерий, по которому ребёнка можно оценить как успешного)

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой.

На уроках в начальных классах можно предложить работу по прогностической самооценке. Она является точкой роста способностей детей. Например, на уроке русского языка при проверке орфограмм слабых позиций в корне перед написанием диктанта можно предложить детям оценить свои возможности. Попросить нарисовать три линии. Слайд № 7

С помощью первой линейки оцените, насколько вы уверены, что сможете проверить корневые орфограммы. Кто уверен в себе, ставит крестик справа, кто убеждён, что не сможет проверить ни одну орфограмму в корне слова, ставит крестик слева. Вторая линия измерит уверенность в том, что все орфограммы слабых позиций не в корне, которые ещё не умеете проверять вы обозначите знаками орфографических сомнений (окошко, спорные гласные, вопрос). Третья линия – показатель знания орфограмм сильных позиций (жи-ши, ча-ща, заглавные буквы).

         Слайд № 8. Ученикам нравится читать в своей тетради позитивные замечания учителя типа: «Я вижу твои успехи, а ты?», «Мне приятно с тобой работать», «Вижу, что ты не забыл мои замечания», «Спасибо за труд».

         Иногда я предлагаю детям оценить свою работу с помощью поговорки или высказывания: Слайд № 9.

  • 1 - Ума палата
  • 2 - Это успех
  • 3 - Сделано наспех – сделано на смех.
  • 4 - Терпение и труд – всё перетрут.
  • 5 - К большому терпению придёт и умение.
  • 6 - Захотел – сделал!
  • 7 - Нерадивый дважды дело делает!

Слайд № 10, 11, Показать лист из папки

  • текущие оценки, фиксирующие продвижение школьников в освоении всех умений, я заношу в специальный «Лист достижений», освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, или, например, закрашивая клеточку – полностью или частично
  • словарные диктанты  можно оценивать в баллах
  • все эти результаты собираются в «Папку достижений», имеющуюся у каждого ученика.

Слайд № 12. Результаты тестов, итоговых и контрольных работ  я фиксирую в своей папке.

 Слайд № 13.        Показать лист из папки

После изучения темы результаты заносятся в технологическую карту, где значками отмечаю уровень усвоения материала ребёнком.

Весь этот материал позволяет мне проследить успехи учеников и определить пробелы в знаниях. Далее составляю план работы по коррекции умений и навыков и ликвидации имеющихся пробелов. Слайд № 14. Также этот материал позволяет дать правильные и нужные советы родителям.

        Важно оценивать и творческие проявления. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие инициативные проявления. Важно создавать в классах временные специальные выставки «Наши достижения».

  • творческие работы, которые не подлежат оцениванию, могут храниться в «Портфеле достижений ученика».

    Конечно, применение всех описанных форм требует не только массы сил и времени (оформление, работа с родителями), но и искренней веры в саму идею безотметочного обучения.

Еще одним способом оценки индивидуальных достижений учащихся может служить «портфолио» или «портфель достижений».

Портфолио позволяет учащемуся продемонстрировать все возможные виды своих достижений (результатов), достигнутых за определенный период не только в процессе обучения, но и в более широком социальном контексте. Используя портфолио, преподаватель может: Слайд № 15.

  • мотивировать учащихся к непрерывному совершенствованию в выбранном направлении;
  • мотивировать учащихся к развитию своих способностей, не только непосредственно связанных с данным типом обучения, но и любых других, непосредственно с ним не связанных;
  • инициировать самооценку (рефлексию) учащихся относительно своих результатов и коррекцию способов их достижения;
  • оценивать динамику продвижения учащихся к результату относительно его собственных успехов и неуспехов.

Таким образом, портфолио представляет собой  коллекцию, собрание работ учащегося (проектные, исследовательские, контрольные и творческие работы – сочинения, эссе и т.п.), его характеристики и отзывы преподавателей о его работах, а также документы, подтверждающие достижение им результатов в разных областях, где он проявлял какую-то активность.

Все компоненты, входящие в портфолио, могут оцениваться как качественно, так и количественно, в баллах. Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы всех компонентов, либо как-то иначе. Показать портфолио.

Существует много видов портфолио:

  1. Портфолио документов – похвальные грамоты  за учебу, достижения в спорте, музыке и т.д.; благодарственные письма, табели успеваемости, оценочные листы, значки, медали…
  2. Портфолио работ. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки. Все, что делалось в течение определенного срока (например, года).

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку (по определенным критериям).

  1. Портфолио отзывов – включает в себя характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные преподавателями, работниками системы
  2. В классе мы создаём тематический портфолио – создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, освоения комплекса компетенций. Работа над ним строится следующим образом: я сообщаю вначале название изучаемой темы, этапы ее освоения, формулирую умения, которыми должен овладеть учащийся, и критерии их достижения, а также способы и процедуры оценивания результатов.

Разработчики проекта Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения предлагают следующие разделы портфолио:

  • Подборка детских работ
  1. Выборка работ;
  2. Дневник читателя;
  3. Мини-исследования и проекты по всем предметам.
  • Систематизированные материалы текущей оценки
  1. Результаты стартовой диагностики и результаты тематического тестирования;
  2. Отдельные листы наблюдений;
  3. Оценочные листы;
  4. Выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
  • Материалы итогового тестирования или материалы итоговых работ
  • Документы, характеризующие ребенка с точки зрения внеурочной и досуговой деятельности.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования:

  • высокий уровень - 85-100%;
  • уровень выше среднего - 70-84 %;
  • средний уровень - 50-69 %;
  • уровень ниже среднего — 30-49 %;
  • низкий уровень — менее 30 %.

В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.

Итоговый результат усвоения предмета определяется  в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

5

80

60

40

20

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

83

67

50

35

17

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

86

71

57

43

23

14

0

 

 

 

 

 

 

 

 

8

88

75

63

50

38

25

13

0

 

 

 

 

 

 

 

9

89

78

67

56

44

33

22

11

0

 

 

 

 

 

 

10

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

 

 

 

 

 

11

91

82

73

64

55

45

36

27

18

9

0

 

 

 

 

12

92

82

75

67

58

50

42

33

25

17

8

0

 

 

 

13

92

85

77

69

62

54

46

38

31

23

15

8

0

 

 

14

93

86

79

71

64

57

50

43

36

29

21

14

7

0

 

15

93

87

80

73

67

60

53

47

40

33

27

20

13

7

0

Количество баллов, %

Цифровая оценка

Ранг

Место ученика

95-100

5

 

 

90-94

5

 

 

85-89

5

 

 

80-84

4

 

 

75-79

4

 

 

70-74

4

 

 

65-69

3

 

 

60-64

3

 

 

55-59

3

 

 

50-54

3

 

 

44-49

3

 

 

0-43

 

 

 

Безотметочная система оценивания выполняет следующие функции:

  • Здоровьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса.

Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребёнка.

  • Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки ребёнка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником, она начинает помогать ребёнку учиться. Развитие адекватной самооценки возможно при содержательном оценивании, связанном с преодолением таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобленность, равнодушие, угнетённость и т.д.
  • Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерий относительной успешности. Представление учащихся о разных способах видах и формах оценивания даёт возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами.  

В первую очередь, оценка, какая бы она ни была – проявление чуткости и доброжелательности к ученику.

 Правила «оценочной безопасности»

  • Не скупись на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.);
  • Хвали исполнителя, критикуй только исполнение. Вместо: «Ты сделал три ошибки в этом примере» лучше сказать: «Давай найдём в этом примере три ошибки»;
  • «На бочку дёгтя – ложка мёда», так как даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём;
  • Ставь перед ребёнком конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективней будет установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - не больше пяти»;
  • « За двумя зайцами…». Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если сегодня ставишь задачу не забыть точку в конце предложения, прости ученику, что он забыл, как пишется заглавная буква «Д»;
  • «Формула опять ты не…» - верный способ выращивания неудачников;
  •  Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки!

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг Обученности Учащихся 1 классов

Слайд 2

Основные принципы безотметочного обучения дифференцированный подход гибкость и вариативность инструментария оценки естественность процесса контроля и оценки сочетание качественной и количественной составляющих оценки критериальность приоритет самооценки

Слайд 4

- «Я справился отлично» -«Мне надо ещё работать» - «Мне нужна помощь»

Слайд 6

Изученные орфограммы в корне слова Будут отмечены неизученные орфограммы Орфограммы сильных позиций

Слайд 8

1 - Ума палата 2 - Это успех 3 - Сделано наспех – сделано на смех. 4 - Терпение и труд – всё перетрут. 5 - К большому терпению придёт и умение. 6 - Захотел – сделал! 7 - Нерадивый дважды дело делает!

Слайд 15

Здоровьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелатель- ном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребёнка. Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки ребёнка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником, она начинает помогать ребёнку учиться. Развитие адекватной самооценки возможно при содержательном оценивании, связанном с преодолением таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобленность, равнодушие, угнетённость и т.д. Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерий относительной успешности. Представление учащихся о разных способах видах и формах оценивания даёт возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами.

Слайд 16

Правила «оценочной безопасности» Не скупись на похвалу Хвали исполнителя, критикуй только исполнение. «На бочку дёгтя – ложка мёда» Ставь перед ребёнком конкретные цели. « За двумя зайцами…». «Формула опять ты не…» - верный способ выращивания неудачников; Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки!

Слайд 17

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ПК В системе «знак» для организаций проверки обученности учащихся начальной школы по математике»

АИС”ЗНАК”-инструмент для проверки текущего контроля знаний учащихся,отработки у них навыков решения несложных типичных задач, подготовки к ЕГЭ и ГИА по математике . Не секрет, что большую часть контин...

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....

Статья "ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ"

В статье рассматривается практический аспект проблемы формирования творческой активности младших школьников. В контексте рассматриваемого вопроса представлены результаты анкетирования учителей нача...

«Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?» (обмен опытом)

laquo;Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?»(обмен опытом)...

Статья на тему: «Применение инновационных технологий в обучении учащихся начальной школы»

В современном мире, где информационные технологии развиваются со скоростью света, применение инновационных методов обучения становится все более актуальным и необходимым. Особенно важно обращать внима...