«Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?» (обмен опытом)
статья

Чепрасова Светлана Викторовна

«Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?»

(обмен опытом)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?»

(обмен опытом)

Доклад подготовила

 учитель начальных классов:

Чепрасова С.В.


                          ТЕМА: «Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?».

       Работа с орфографическими правилами способствует умственному развитию учащихся, т.к. она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств.

        На основе правил строятся алгоритмы решения грамматико-орфографических задач, школьники овладевают упорядоченными действиями, постепенно переходят к сокращённым, «свёрнутым» действиям, - от полного содержания орфографического действия к намёку и моментальному решению.

          Учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму. Осознавая мотивы предстоящего действия, ученик ставит цель, осмысливает задачу. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по правилу, по ступеням («шагам») и выполнение действия по алгоритму формирует умение и его постепенное перерастание в автоматизированное действие, навык.

           Алгоритм — это точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения орфографических задач. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведёт к правильному решению орфографической задачи.

 

             АЛГОРИТМ проверки безударной гласной корня:

1 – й шаг: найди в слове корень.

2 – й шаг: есть ли в корне безударный гласный?

                            /                               /

                           Да.                        Нет.

3 – й шаг: измени слово или подбери родственное.

4 – й шаг: сравни проверяемое или проверочное слова.  Скажи, как надо писать корень.

                             Проговори отчётливо.  Напиши.  Проверь написанное.

                         (Алгоритм можно использовать уже в конце 2-го класса)

 

              АЛГОРИТМ проверки употребления разделительного ъ:

1 – й шаг: есть ли в слове приставка?

                                /                                  /

                             Да.                          Нет: ъ не пишется.

2 –й шаг: оканчивается ли она на согласный?

                               /                                  /

                              Да.                          Нет: ъ не пишется.

                               /

3 – й шаг: есть ли после приставки ё, е, или я?

                                 /                                      /

                               Да: ъ пишется.     Нет: ъ не пишется.

(для примера слова: «подъём», «поехал», «поднял»)

 

         АЛГОРИТМ проверки слитного / раздельного написания приставки / предлога:

1 – й шаг: употребляется ли проверяемое слово без предлога / приставки?

                                /                                              /

                                Да                                 Нет: пиши слитно, это приставка.

2 – й шаг: можно ли вставить вопрос или иное слово?

                                  /                                               /

                                Да, можно:                      Нет, нельзя:

                                 пиши раздельно,          пиши слитно, это приставка.

                                это предлог,

                                а не приставка

(слова для проверки алгоритма: «набережная», «дом стоял на берегу реки», «нарисовал»)

 

             АЛГОРИТМ употребления ь после шипящих на конце имён существительных.

1 – й шаг:   Проверяемое слово – имя существительное?

                                  /                                               /

                                 Да.                                        Нет: проверь по словарю.

                                    /

2 – й шаг:  Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ)?

                                  /                                               /

                                  Да                                         Нет:проверь по словарю.

                                    /

3 –й  шаг:                Определи род: женский, мужской.

                                                                      /                     /

                                    Женский: пишется ь.           Мужской:  ь  не пишется.

(слова для проверки алгоритма: «ночь», «нож», «конь», «зажечь»)

 

                      АЛГОРИТМ проверки безударных падежных окончаний имён существительных (- и, -е):

1  й– шаг                Является ли проверяемое слово существительным?

                                  /                                               /

                                  Да.                                       Нет.

2 – й шаг:                Выдели окончание. Безударное ли оно?

                                     /                                              /

                                    Да, безударное.             Ударяемое: проверять не нужно.

                                        /

3 – й шаг:                  Определи склонение существительного:

                                               /                                  /                             /

                                          1 – е                          2 – е                          3 –е

4 – й шаг                     В родит. пад.              В предложен.              В род., дат. и предлож.

                                      оконч. «-и»                  пад. оконч.                пад. оконч.

                                       («-ы)                              «-е»                             «-и»

5 –й шаг                       Составь предложение или словосочетание с проверяемым   именем существительным в нужном падеже.

(Примеры для проверки алгоритма: «на чистой скатерти лежал хлеб», «цветы стоят в голубой вазе», «в нашем доме чисто, уютно».)

 

            АЛГОРИТМ проверки падежных окончаний (-е, -и) имён существительных способом

           сопоставления с ударяемым окончанием того же типа склонения («по воде – по улице»)

1  й– шаг                Является ли проверяемое слово существительным?

                                  /                                               /

                                  Да.                                       Нет: проверяй другим способом.

2 – й шаг:                Выдели окончание. Безударное ли оно?

                                     /                                              /

                                    Да, безударное.             Ударяемое: проверять не нужно.

                                        /

3 –й шаг:                  Подбери проверочные слова – существительные того же склонения с ударяемым окончанием «по воде – по книге».

4 – й шаг:                  Сравни проверочное слово с проверяемым: в проверяемом пиши то же окончание, которое стоит под ударением в проверочном слове.

 

                 АЛГОРИТМ проверки парных звонких / глухих согласных на конце слова:

1 – й шаг:                  Произнеси проверяемое слово. Есть ли на конце слова звуки [п] , [ ф] , [к] ,[т] ,[ с ], [ш ]?                                 

                                          /                                                    /

                                      Да: нужно проверять.              Нет: проверять не нужно.

                                           /

2 – й шаг:                  Измени слово так, чтобы после согласного   был гласный.

                                                /                                                  /

                                    Слышится  звонкий.                       Слышится глухой.

                                                 /                                                     /

3 – й шаг:                   Пиши букву б, в, г, д, з, ж.            Пиши букву п, ф, к, т, с, ш.

 

                  АЛГОРИТМ  проверки безударного на уровне возможностей 2 –ого класса: 

1 – й шаг:            Произнеси проверяемое слово. Есть ли в нём гласные в безударных словах?

                                                       Если есть – какие они?

                                                                 /                  \

                 а, о, е, и – нужно проверить.          У, ы – проверять не нужно.

2 –й шаг:               Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

                                 Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.

3 – й шаг:               Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится  под ударением.

                                 Проверь написанное.

(Примеры для проверки алгоритма:»волна», «посветлело», «голодный» ,»семья»)

 

                      АЛГОРИТМ для работы с предлогами (алгоритм распознавания):

1 – й шаг:        Обозначает предмет, признак или действие?

                                                       /                   /                           \

                                                                Да.                               Да: это не предлог.

2 – й  шаг:        Можно ли поставить вопрос от предлога?

                                            /                              \

                                Да: это предлог.             Нет: это не предлог.   

                                     /

3 – й шаг:           Указать, какие слова связывают предлог.

(Примеры для проверки алгоритма: « влетел в комнату»)

 

                           АЛГОРИТМ для проверки написания предлога.

1 – й шаг:             Есть ли ударение на предлоге, или он безударный?

                                                       /                              \

                                           Без ударения.                 Под ударением – пиши, как слышишь.

                                               /

3 – й шаг:            Проверь написание предлога по словарику предлогов (гласные о, а, е)

(Примеры для проверки алгоритма:  «донёс до моста»)

 

 

                             АЛГОРИТМ проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

1 – й шаг:          В слове есть сочетания «-оро-», «-ере-», «-еле-». Какие гласные здесь безударные?

                                                                 /                             \

                   Безударные оба гласных звука.            Безударный один гласный звук:

                                /                                                            подбери проверочное слово.

2 – й шаг:           Подбери проверочное слово для первого безударного гласного звука.

                                    /                                                                  \

                              Удаётся найти проверочное            Не удаётся – проверь по словарю.

                              слово.

                                      /

3 – й шаг:             Подбери второе проверочное слово.

                                           /                                                          \

                                Удаётся найти проверочное                Не удаётся – проверь по словарю.

                                 слово.

                                          /

4 – й шаг:                Сопоставь, сравни проверяемое слово с обоими проверочмыми словами.

                                  Напиши соответствующие гласные буквы. Проверь написанное.

(Примеры для проверки алгоритма: «береговой».)

 

                            АЛГОРИТМ проверки непроизносимых согласных.

1 – й шаг:        Есть ли в слове «опасный» сочетание согласных?

                           /                                                      \

Есть: [сн] , [ зн] .                                                      Нет: проверять нечего.

2 –й шаг:          Подобрать однокоренные слова, в которых после [ с]  или [ з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчётливо.

                                  /

3 – шаг:              Сравнить  проверяемое и проверочные слова. Сделать вывод. Написать правильно.

                              Проверить написанное.

 

                                АЛГОРИТМ проверки написания «не» с  глаголами.

1 – й шаг:          Найди в предложении глагол. Есть ли при глаголе отрицание «не» ?

                                                              /                                       \

                               Есть.                                                              Нет: проверять  нечего.

                                        /

2 – й шаг:              «Не»  с глаголами пиши раздельно.

                                 Проверь написанное.

В четвёртом классе алгоритмы составлять можно с учащимися.

Обучение правописанию в начальных классах идёт от обозначения звуков(фонем) буквами к решению грамматико-орфографических задач по проверке орфограмм. Параллельно орфография усваивается путём запоминания. Орфографическая работа органически вплетается, включается в общую систему языковой работы учащихся, связывается с развитием речи детей, с усвоением выразительной, орфоэпически правильной речи, с усвоением интонаций, с обогащением словаря.

ЛИТЕРАТУРА: М.Р.Львов. «Правописание в начальных классах».

                             Москва. «Просвещение». 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактической игры в процессе обучения учащихся с недостатками интеллекта»

В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятель...

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

«Использование ПК В системе «знак» для организаций проверки обученности учащихся начальной школы по математике»

АИС”ЗНАК”-инструмент для проверки текущего контроля знаний учащихся,отработки у них навыков решения несложных типичных задач, подготовки к ЕГЭ и ГИА по математике . Не секрет, что большую часть контин...

Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Обмен опытом.

Материал предназначен для педагогов работающих в начальной школе. ...

Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников

Доклад по теме" Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников"...

Инновационные системы контроля при обучении учащихся начальных классов

ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...