Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Обмен опытом.
статья на тему

Фурсова Надежда Валерьевна

Материал предназначен для педагогов работающих в начальной школе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechatat.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

 Обмен опытом.

      Исторический опыт свидетельствует, что во все времена учёба была трудным делом. Лёгкой учёбы не бывает, а вот сделать её радостной мы обязаны. Повышая эмоциональную составляющую  учебного процесса, и в первую очередь каждого урока, можно существенно повысить эффективность усвоения знаний обучающихся.                                                                          Познавательные задачи творческих заданий  должны способствовать развитию психических свойств личности - памяти, внимания, мышленния, воображения.                                                        Задания даются всему классу. При выполнении их учитывается только успех. Задания носят неоценочный, а обучающий и развивающий характер. Занятие идёт в достаточно быстром темпе, дети отвечают с места, не поднимая рук. Такая работа создаёт дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.                                                                                                                                                                  

      Приведу некоторые игры, занятия, которые использую в работе, способствующие развитию детей. Очень нравится детям чтение под названием « Кто играет в прятки?» На карточках пишутся несколько рядов букв. Но среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Ученики находят и  узнают, кто с ними играет в прятки: птицы, звери, грибы, насекомые, растения, сказочные герои и т.д.  Например: морткузнечикдкопосамокстрекозатирзопшкомаруптжоводптирщбабочкамэ.                                          По таким карточкам школьники не только учатся читать, они расширяют свои знания о животном и растительном мире. Эти упражнения развивают внимание, зоркость. Карточки можно применять на уроках ознакомления с живым миром русского языка, ведь в названиях растений, грибов, цветов кроется много орфограмм.                                                                                                      

      Занимательное задание « Найди и исправь  ошибку».  Объясни их – Наступила осень. Животные не готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг – ласточки, грачи, воробьи, журавли, сороки. Лесные жители – заяц, ёж, белка, лиса – меняют шубки наболее тёплые, яркие и густые. Деревья тоже готовятся к зиме: берёзы, осины, сосны и дубы сбрасывают листву, чтобы не замёрзнуть. Для формирования знаний алфавита, о последовательности, пространственной оринтации в конце урока детям раздают карточки с изображением бус.                                                                        

        Нужно выполнить следующие задания: М-О-Л-О-Д-Ч-И-Н-А                                                                                                                                                              1. В первую «бусинку» впишите букву М.                                                                                                            2. В третью «бусинку» слева впишите букву, стоящую в алфавите перед буквой М.                                     3.В последнию «бусинку» впишите первую букву алфавита.                                                                            4. В пятую «бусинку» с начала и пятую «бусинку» с конца впишите букву Д.                                              5. Во вторую «бусинку» с конца впишите букву, стоящую в алфавите после первой буквы этого слова.                                                                                                                                                                                 6. Предыдущую «бусинку» впишите букву И.                                                                                                       7. Вторая и четвёртая буквы – одинаковые, они стоят в алфавите после буквы Н.                                      8. Какую букву  надо написать между буквами Д и И, чтобы получилось слово?                                    

      При написании элементов букв, букв и буквосочитаний в нетрадиционной форме обучающимся предлагается самостоятельно установить элементы букв, которые они будут прописывать, определить последовательность их написания, выполнив определённые упражнения. Для этого им предлагаются такие задания как «Хитрый квадрат», «Поиск буквы», «Исключение повторяющихся элементов» и другие. В ходе выполнения таких заданий развивается коцентрация внимания, память, логическое мышление, умение устанавливать пространственные отношения, устная связная речь.                                                                                                                                  Упражнение «Исключение повторяющихся элементов».                                                                                                                 На доске – ряд геометрических фигур с вписанными в  них элементов букв.                                     Задача детей – определить элемент, над которым они будут работать, исключив повторяющиеся гемеотрические фигуры. Богатый занимательный материал используется на уроках русского языка. При изучении темы «Имя существительное» детям предлагаются кроссворды, чайнворды, головоломки, занимательные цепочки, загадки, пословитцы, поговорки, филворды.                      

      Игра «Назови пословицу или поговорку». 

Учитель показывает табличку с написаными словами, учкеники отгадывают пословицу, восстанавливают её.                                                                                            Труд - лень.                                                                                                                                                                Язык – дело.                                                                                                                                                            Шило – мешок.                                                                                                                                                       Свет – тьма.                                                                                                                                                                

      Начиная со второго класса, обучающиеся получают задания, в которых предлагается продолжить какое-либо высказывание,  например: «Зима похожа на  …»,  «Морозный                                                                                                               день похож на …», «Осений дождь похож на …», «Последний день каникул похож на …», «Проталины весной похожи на …».  Такие задания способствуют умению выделять существенные признаки предмета, развитию логического мышления, способности описывать предметы.                                                                    

      Игра «Путешествие мягкого знака».                                                                                                                                Я волшебник. Захочу,                                                                                                                                                  Появлюсь и превращу                                                                                                                                                   Мел, которым пишут в школе,                                                                                                                                  В мель, опасную на море.                                                                                                                                        Кто волшебник, отгадай,                                                                                                                                                            Выше руку поднимай!                                                                                                                                           Какой волшебник превратил мел в мель?                                                                                                  Почему же эта буква так названа?                                                                                                               Давайте убедимся, что мягкий знак действительно волшебник.                                                                (Учитель к каждому слову, написаному на доске, передвигает букву Ь из магнитной азбуки,   Первое слово читают дети, второе – учитель.)                                                                                              Угол - уголь. Банка – банька. Полка – полька. Галка – галька. Шест – шесть. Брат – брать.                  Для чего же служит мягкий знак?                                                                                                                             Учащимся по силам творческие задания на подбор рифмы.                                                                          В нашем доме на окошке,                                                                                                                                        Сидят серенькие …                                                                                                                                                            Мишка плачет и ревёт:                                                                                                                                                 Просит пчёл ,чтоб дали …                                                                                                                                               Кто здоровым хочет быть,                                                                                                                                               Больше чаю надо …                                                                                                                                                                    

      Игра «Внимание, быстрота, реакция»                                                                                                                                       Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами                                            А   Б   В   Д   Е   И   К   Л   М   О   С    Ь                                                                                                                                      1    2    3   4    5    6   7    8    9   10   11   12                                                                                                                                      

2   5   8   7   1                                                                                                                                                                              (Б   Е   Л   К   А)                                                                                                                                                                      

8   6   11   1                                                                                                                                                                                 (Л   И   С   А)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

3   10   8   7                                                                                                                                                                                   (В   О   Л    К)                                                                                                                                                                                      

9   5   4   3   5   4   12                                                                                                                                                                    (М  Е   Д   В  Е   Д   Ь)                                                                                                                                                                   - Что общего в этих словах?                                                                                                                         Обозначают предмет.                                                                                                                                   Отвечают на вопрос: кто?                                                                                                                                    Звери нашего леса.                                                                                                                                               Первая буква согласная.                                                                                                                                            - Что различного?                                                                                                                                            Количество слогов.                                                                                                                                                          В конце слов разные буквы.                                                                                                                                  

      Такие игры, задания, упражнения представляют для детей определённый интерес, что повышает мотивацию к учению, а также делают учебную деятельность более разнообразной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения у младших школьников через систему творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности.

Материал содержит формы и приёмы работы, организованной на уроках и внеклассной деятельности...

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...

Внеурочная деятельность в начальных классах. (Из опыта работы)

Описание опыта работы во внеурочных проектах....