Внеурочная деятельность в начальных классах. (Из опыта работы)
статья (4 класс)

Кротова Ирина Сергеевна

Описание опыта работы во внеурочных проектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx143.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конечная цель всякого воспитания –

воспитание самостоятельности

посредством самодеятельности.

А. Дистервег

(Слайд 2)

Я хочу поделиться опытом своей работы по применению технологии проектной деятельности во внеурочное время в начальной школе.

Задачи стоящие перед современной школой многообразны. Одна из задач- поддержание у детей интереса к получению новых знаний, повышение учебной мотивации. Для начальной школы это особенно актуально, так как младший школьник не всегда способен осознать необходимость получения знаний. Эта ситуация требует от педагогов внедрения новых технологий обучения и изменения роли учителя, его отхода от роли посредника и переход на позицию партнера.

В контексте новых образовательных стандартов внедрились в практику эффективные технологии, в основе которых лежит исследовательская и проектная деятельность. При этом данные формы работы имеют место быть не только на уроке,но и во внеурочное время.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Я хочу познакомить вас с формой работы, которая, на мой взгляд,  способствует повышению познавательной активности учащихся, стимулированию их  инициативности и самостоятельности. А как известно познавательная активность и  является отличительной особенностью одаренных детей. Таким образом, одаренного ребенка можно воспитать посредством внеурочной проектной деятельности.

В сентябре 2013 года на базе нашей школы  я создала  кружок« Юный исследователь». Членами кружка стали ученики моего  класса.

(Слайд 3)

Приоритетным направлением  деятельности кружка явилась проектная деятельность, поскольку проектный метод, по словам философа Джона Дьюи, это такой способ обучения который можно охарактеризовать  как «обучение через делание», когда дети сами  непосредственным образом включены в познавательный процесс.

При составлении плана работы кружка учитывалось детское мнение, им были предложены различные варианты проектной деятельности, но они отдали предпочтение всероссийским сетевым проектам.

( Слайд 4)

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Cетевой проект( по определению сайтаNachalka.com)- это такая организация проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

( Слайд 5)

У участников проекта должно быть едиными:

  1. Тема проекта.
  2. Цель, к которой идут команды.
  3. Форма работы.
  4. Методы исследования.

Конечный продукт – это результат  сетевого взаимодействия  всех  его участников.

( Слайд 6)

Сетевой проект даёт возможность ребёнку

- учиться познавать мир,

- ставить проблемы,

- искать и находить свои решения,

- учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности,

- учиться безопасной работе в Интернете.

Успех участия в проекте заключается в следующем.

  • в положительной мотивации всех участников процесса;
  • в решении задач стоящих перед каждой личностью в отдельности и перед группой в целом;
  • в развитии коммуникативных навыков,
  • в возможности увидеть конечный продукт деятельности.

( Слайд 7)

Так началось наше сотрудничество с сайтом Nachalka.com.

Материалы, которые используются в проектной деятельности на этом сайте, соответствуют стандартам второго поколения и разработаны при поддержке программы «Intel». Для каждого проекта разрабатывается пакет документов: стартовая презентация, буклет для родителей или координаторов, материалы по формирующему оцениванию, задания. К каждому шагу предусмотрена инструкция по работе с сервисами Web 2.0.

Хочу рассказать об участия в  некоторых, наиболее интересных проектах на сайте Nachalka.com.,которые наиболее запомнились ребятам.

(Слайд 8)

Первый проект « Карусель сказок»( 1-29 октября 2013 года)

Проект был посвящён волшебной русской народной сказке, хочется отметить, что тема проекта была ориентирована на программу по литературному чтению. Основополагающий вопрос проекта: Как рождаются сказки?

( Слайд 9)

Путешествие с волшебным клубком по сказочным дорожкам проходило по следующим этапам:

( Слайд 10)

1.Регистрация и отборочная викторина.( По результатам которой только 50 команд попало в проект, это вдохновило моих детей на подвиги, поскольку они очень переживали, боясь очутится вне проекта.)

( Слайд 11)

2. Введение в проект, стартовая презентация.
( Слайд 12)

3. Деление на группы: исследователи, литераторы, волшебники, художники.

У каждой группы свое задание, каждый смог выбрать для себя что-то интересное.)
( Слайд 13)

4. Работа в ментальной карте SpiderScribe: составление сказочной карты знаний. Данный этап был самый сложный для детей, во-первых они впервые работали в этой программе, во-вторых им надо было пересмотреть множество литературы,чтобы разместить на карте следующие ответы на вопросы:из каких частей состоит сказка, кто такие волшебные помощники, какие бывают волшебные предметы, какие художники иллюстрируют сказки,какие устаревшие слова можно встретить в сказках и т.д. и все это сделать на основе 4 прочитанных сказок.)
( Слайд 14)

5. Создание книги сказок на сайте Началка.com.

( Слайд 15)

Вот тут работа закипела, дети приносили разные варианты сказок, сочиняли общую, редактировали, предлагали возможные  иллюстрации. Конечным продуктом работы явилась «Сказка о добром молодце Матвее», размещенная на сайте Началка.

( Слайд 15)
6. Взаимооценивание сказок в комментариях к странице сказок.

Тоже интересный этап, помогающий оценить свою работу по отзывам других команд. В ходе проекта дети раскрыли основное содержание сказок.

Ну и конечно в конце каждого проекта рефлексия:коллективное обсуждение работы, самоанализ работы каждым участником проекта.

(Слайд 16)

 На этом мы не остановились, один из участников нашей команды провел исследование по теме « Чему учат сказки?» и выступил с ним на научно-практической конференции « Хочу все  знать!», заняв там 2 место. А остальные ребята инсценировали и показали будущим первоклассникам сказку. (Слайд17)

(Слайд 18)

Для работы нам потребовались навыки работы на компьютере, в сети Интернет: набор текста, редактирование текста, поиск информации, выделение необходимой информации. Знание русских народных сказок. Выделение волшебных сказок.  

( Слайд 19)    

После завершения проекта учащиеся получили  возможность приобрести следующие умения:
Личностные:
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другомучеловеку,его мнению;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.взрослыми в процессе исследовательской и творческой деятельности;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Предметные:
-умение различать понятия «добро» и «зло» на основе прочитанных сказок;
-умение принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и
прочитанных самостоятельно и вслух текстов;
-умение выделять сказку как жанр фольклора;
-умение различать народную и литературную сказки;

(Слайд 20)

Следующий проект « Если ты природе друг».

(Продолжительность проекта 1 месяц)

Сетевой учебный проект "Если ты природе друг" посвящен изучению экологических проблем города.

Главный вопрос на который необходимо детям дать ответ:

Как изменить мир вокруг себя?
Проект направлен на углубление представлений обучающихся о природных объектах, овладение основами практико-ориентированных знаний о природе и человеке, приобретение личностного отношения к миру природы.
Проект имеет практико-ориентированную направленность, предполагает исследовательскую деятельность детей.

Нам предстояли следующие этапы работы.

1. Подготовительный этап. Распределение детей по интересам. Деление класса на группы.

Постановка метки на карте.(Карта Google)

 ( Слайд 21)

2. Проведение опросаhttps://lh5.googleusercontent.com/-Kd4PpHEdqIY/UzyCcB49KXI/AAAAAAAAAJQ/r-I0-ZdAW38/w628-h529-no/222gif.gif?refresh=900&resize_h=NaN&resize_w=NaN с целью выявления экологических проблем своего города,

- команды проводят опрос среди детей и взрослых;

- находят объект, который нуждается в помощи;

- рассказывают о проведении опроса на детском форуме.

Этот этап очень заинтересовал ребят, они с пристрастием выясняли, где находятся наиболее загрязненные объекты, даже задействовали родителей в поиске этих мест.

 (Слайд 22)

3. Фоторепортаж "Город в опасности!" http://www.nn.ru/data/forum/images/2013-02/61758292-camera2.gif?refresh=900&resize_h=NaN&resize_w=NaN

- фотографируют место, которое нуждается в защите;

- оформляют фоторепортаж, в который включают итоги опроса в виде облака слов;

- проводят взаимооценку работ (добавляют комментарий к странице фоторепортажа).

 (Слайд 23)

4. Мастерская "Фантазия" http://www.dialon.kiev.ua/published/publicdata/ARTEDUSYS/attachments/SC/products_pictures/cvet_enl.jpg?refresh=900&resize_h=NaN&resize_w=NaN

- делают поделки из бросового материала;

- к одной поделке создают технологическую карту;

- проводят взаимооценку технологических карт.

На этом этапе был объявлен конкурс на лучшую поделку из бросового материала смастер классом по её изготовлению.

 ( Слайд 24)

5. Экологическая акция "С любовью к природе" https://lh4.googleusercontent.com/-bdl7qtjO--U/U0w-gOTeKsI/AAAAAAAAANg/tF4zwqy8Bl8/w422-h336-no/%D0%A8%D0%B0%D1%80+%D1%81+%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC.png?refresh=900&resize_h=NaN&resize_w=NaN

- команды наводят порядок на выбранном объекте;

- делают сюжетную фотографию об уборке.

Тут ребята проявили себя как истинные волонтеры, они умудрились организовать весь класс на уборку найденного объекта.

7.Заключительный этап

( Слайд 25)

Выпуск экологической стенгазеты.

1. Подведение итогов.
2. Рефлексия координаторов команд.

( Слайд  26)

3. Рефлексия участников команд.

 ( Слайд 27)

После завершения проекта учащиеся приобрели следующие умения:
(Слайд 28)
личностные:
-самоопределение:
осознавать себя членом общества; уметь отстаивать свою точку зрения, анализировать и убеждать;
-смыслообразование:
осознавать необходимость соблюдения норм и правил поведения человека в природе;
- ценностная ориентация:
быть ответственным за свои поступки, иметь навыки работы в группе, с учителем и сверстниками; находить выход из проблемных ситуаций;
метапредметные:
- познавательные:

искать необходимую информацию; овладевать действием моделирования; формулировать проблемы, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера.
- регулятивные:
определять цель проектной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать собственную успешность в выполнения заданий;
- коммуникативные:
учитывать позицию одноклассников; уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
предметные:
формировать представление о проблемах современных городов; развивать умение обобщать собранную информацию и делать соответствующие выводы; развивать экологическое мышление; воспитывать культуру поведения в городе, желание сохранять
его чистоту и красоту.

( Слайд 29)

        На данный момент мой класс снова участвует в проекте« Гранд вояж, или Путешествия иностранца», который направлен на изучение глубин русского языка, а именно на изучении тем "Словарные слова" и "Несклоняемые имена существительные", "Склонение имён существительных".

Главный вопрос этого проекта: Как породниться с чужаком?

1.Подготовительный этап
2. Основной этап
.
  (Слайд 30 )

Выбираем транспорт для путешествия.
  (Слайд31 )

 Проводим опрос “Какие иностранные слова вы используете в своей речи?”  слов.

            Результатом работы является облако слов.
    (Слайд 32)

  Далее идет работа  на форуме проекта.  Дети отвечают на вопросы руководителя проекта, дискутируют между командами. В каких областях нашей жизни употребляются иностранные слова? Почему именно в этих областях используются заимствованные слова?
      (Слайд 33)

Работа над ментальной картой. "Чемодан иностранца"
      - Работа на форуме проекта. Многие иностранные слова совсем не прижились в языке, исчезли. Какие? Почему слов не стало?

     

    (Слайд 34 )

Исследование “Угадай, что это?”- назвать предмет на картинке.
   ( Слайд 35) - Продукт Словарь "С миру по нитке"  составлен по результатам исследования из слов, которыми называют в разных регионах одни и те же вещи.

3. Заключительный этап "Весь мир - наш дом"

Необходимо написать эссе и рассказать об участии в проекте в классе, в школе, на родительском собрании и т. д.

( Слайд 36)

Оглядываясь назад, можно отметить  как хорошо, что мы приобрели такой опыт. Не всё было гладко, но это не важно. Анализируя опыт участия и организации проектной деятельности в сфере коммуникационных технологий, я выделяю следующие условия успешности проекта:

-Владение современными информационными технологиями, как учениками, так и учителем.

-Возможность выхода в сеть Internet (и умение пользоваться им).

 -Наличие домашнего компьютера у учащихся и учителя.

-Наличие возможности проверить и откорректировать работы в школе (доступ в компьютерный класс, наличие медиа зала и т.п.)

-Организация и координация деятельности со стороны учителя, оказание систематической консультативной помощи. Учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности, иначе проект потерпит неудачу.

-Практическая значимость (так как только в этом случае проект является личностно-ориентированным).

-Желание учителя заниматься проектной работой, так как она требует дополнительного личного времени учителя.

Как известно, цель считается достигнутой (а проект реализованным), когда учащиеся в результате работы получают (или узнают) что-то новое. В результате работы над проектами учащиеся улучшили свои знания в области окружающего  мира, русского языка, литературы, информатики. Более того, мы получили огромное внутреннее удовлетворение от проделанной работы.

В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Сетевые проекты помогают ребёнку почувствовать себя в центре внимания т.к. его работа будет представлена более широкой аудитории, повышается авторитет и самооценка школьника. Сетевые проекты дают возможность участвовать тем детям, которые по разным причинам не могут находиться в данный момент в классе, дают возможность родителям не только следить за работой своего ребёнка и класса, но и принимать активное участие.

Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации, навыки работы в Интернете. Дети стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.

( Слайд 37)

К выступлению на конференции среди своих ребят я провела опрос: « Нравится ли вам участвовать в  сетевых проектах?»

Вот что писали ребята:

Александра К..

“ Мне очень нравится участвовать в проектах потому, что приятно знать, что и ребята других городов участвуют вместе с нами и хочется все сделать еще лучше…»

Дамир.

“ Мне нравятся проекты, потому что в них я всегда бываю художником. За это меня уважают ребята.»

Никита П..

“ Можно посмотреть и сравнить нашу работу и работу других команд.”

Каждый ребенок одаренный, а моя задача открыть в каждом ребенке свой дар.

( Слайд 38)

Спасибо за внимание.

  • Смирнова М.А. Сетевые проекты в начальной школе.
  • Асафьева О.С. Для чего учитель идёт в сеть.
  • Разживина Е.А. Для чего учитель ведёт учеников в Сеть.
  • Бондаренко Е.Ф. Для чего мы принимаем участие в сетевых проектах?
  • Жукова Т.А. Кого и как привлечь к сотрудничеству в сетевом проекте?
  • Смирнова М.А. Руководителям команд сетевых проектов.
  • Жукова Т.А. Сетевой проект – это интересно!
  • Смирнова М.А. Кошмар координатора
  • Тимошенкова О.В. Из опыта работы на сайте Nachalka.com.
  • Разживина Е. А. Замечательно, что есть ученики с "искоркой в глазах"!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Организация внеурочной деятельности в 1 классе (из опыта работы).

В материалах представлен опыт организации внеурочной деятельности в 1 классе в деятельностном режиме через творческое развитие обучающихся....

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...