Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.
проект по окружающему миру (2 класс) по теме

Кузнецова Валентина Валентиновна

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_opyt_raboty.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                     РАЙГОРОДСКАЯ СОШ

Обобщение педагогического опыта по теме:

Проектная деятельность в начальных классах

Подготовил учитель  начальных классов

МКОУ  РСОШ

                                                                Светлоярского  муниципального района

КУЗНЕЦОВА В.В.

2013  - 2014 учебный

Современным обществом сегодня востребован не просто человек, а личность, обладающая целым набором качеств:

  • самостоятельность в принятии решений;
  • умение отвечать за свои решения;
  • способность нести ответственность за себя и своих близких;
  • готовность к действиям в нестандартной ситуации;
  • обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.

За время школьного обучения вырастить личность с таким набором качеств не просто, поэтому начинать работу необходимо в начальной школе.

В связи с этим я, как педагог и воспитатель ставлю перед собой следующие цели и задачи:

Цели:

  • формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции ученика;
  • развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • формирование не просто умений, а компетенций, т. е. умений, непосредственно связанных с жизнью.
  • Задачи:

Образовательные:

- формирование и развитие учебных навыков, предусмотренных программными требованиями;

- речевое развитие учащихся на всех этапах процесса обучения;

- расширение общего кругозора учащихся.

Развивающие:

- формирование приёмов самостоятельной учебной деятельности, навыков контроля и самоконтроля;

-создание ситуации успеха через внедрение разноуровневого обучения; формирование и развитие навыков исследовательской деятельности через применение в процессе обучения групповых форм работы, метода проектов;

-формирование и развитие познавательной активности учащихся.

Воспитательные:

-формирование умения работать в коллективе, проявлять инициативу, уважительно относиться к мнению других людей;

-воспитание активной личности, положительной жизненной мотивации.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которые  предполагают ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».

Таким образом, в условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

   При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной   деятельности.

В течение последних двух лет я широко применяю метод проектных задач в своей работе, поэтому в 2012 учебном году я выбрала методическую тему «Проектная   деятельность в начальной школе». Я изучаю теоретические материалы, внедряю в практику новые технологии, в частности, основную технологию Образовательной системы «УМК Гармония»- проблемно-диалогическое обучение. На уроках в начальной школе широкое применение получают игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве, информационные технологии. Всё большее распространение в моей работе получает использование метода проектов.   Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Решение проектных задач  существенным образом способствует самореализации  личности. Осуществление учащимися проектов способствует решению целого ряда задач, в результате чего школьники приобретают ценные навыки. 

1. В процессе приобретения индивидуальных навыков дети получают возможность:

- определять задачи, за решение которых следует браться;

- формировать независимые суждения;

- углублять знания в определенной области;

- приобретать навыки самоорганизации;

- развивать практические навыки, создавать что-то свое;

 - делать то, что может найти практическое применение, делать что-то особенное;

- развивать способности справляться с решением новых проблем, собирать и анализировать новую для себя информацию;

- изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач);

- учиться анализировать и оценивать чужую работу;

- учиться быть более активными, развивать в себе инициативность. 

2. К числу междисциплинарных навыков, приобретаемых учащимися, я отношу следующие:

- «выходить» за пределы одного предмета;

- интегрировать знания, получаемые из различных источников;

- научиться воспринимать факты, принимать иные точки зрения и ситуации в  незнакомых «ракурсах»;

- учиться быть готовыми к противоречивым и спорным утверждениям.

 3. Навыки работы в группах: 

- учиться работать в группах;

- учиться возглавлять команду и организовывать встречи;

- участвовать в процессе принятия решений, приобретать навыки сотрудничества;

- развивать чувство такта и дипломатичность;

- руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

 4. Работа с самосознанием: 

- изучение своих сильных и слабых сторон;

- удовлетворение от сделанной работы;

- возможность давать реальную оценку своим способностям при  достижении поставленной цели;

- ощущение самостоятельности и свободы.

  5. Навыки общения: 

- выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно);

- совершенствовать навыки убедительной, логически выстроенной аргументации;

- развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации;

- учиться писать понятные и грамотные отчеты о своей работе.  

Что же дает нам использование в работе проектных задач?

1) Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.

2) Дети работают увлеченно.

3) Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Работа над проектными задачами занимает особое место  в  системе  образования,  позволяя  учащимся   приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Возможным это  становится потому, что ученики, сделав свой выбор самостоятельно, действуют более активно, чем в тех случаях, когда инициатива исходит от взрослых.

    Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями между учителями, учениками и их родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей.

     По развивающей  образовательной системе «Школа 2100» обучаю детей 14 лет.  Проанализировав разные учебники, входящие в Федеральный комплект, я пришла к выводу, что именно этот комплект позволяет мне реализовывать поставленные мной цели и задачи в полной мере. В основу учебников положена деятельность, как самостоятельная, так и совместная с учителем. Материал подаётся проблемно и предлагается не для запоминания, а для организации мыслительной деятельности. Даёт ученику самому сформулировать мнение или предположение. Психологическое пространство учебников доброжелательно по отношению к индивидуальности ребёнка, побуждает творчество, фантазию, учитывает различные интересы и психологические особенности ребёнка. Материал учебников позволяет создавать благоприятные условия на разных уроках для развития учащихся в соответствии с их намерениями. Разнообразить формы организации занятий, стимулировать развитие познавательного интереса. Приоритетом в своей работе я ставлю проектные задачи.

Таким образом, одним из основных мотивов использования проектных задач является повышение творческо-поисковой активности детей. 

Работать над проектными задачами начинаю со 2 класса. В 1-ом классе мы формируем группу детей как учебное сообщество. Если отложить организацию учебного сотрудничества хотя бы на год, то возникнут дополнительные трудности: учителю придётся учить детей не только сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. Труднее всего преодолеть уже сформировавшиеся учебные привычки и установки детей.

Основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектными задачами. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю». 

  1. Выбери тему исследования.
  2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  6. Сделай выводы.
  7. Оформи результаты своей работы.
  8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Определены дни консультаций по подготовке проектов.

Проектные задачи  можно решать в рамках урочной и внеурочной    деятельности. Формы организации работы   также могут быть различными индивидуальными, парными, групповыми. 

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, надо, чтобы они старались сами видеть и вычленять   значимую проблему.Мы начинали с выбора тем проектных задач, т. к. выбор тем во многом определяет полученные в итоге результаты. Темы выбирались по итогам предварительных бесед с детьми. В процессе таких бесед выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитывалось и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в то же время была посильной  и приносила участникам   конкретную пользу.  Тематика проектов, над которыми мы работали, довольно широк

Нами подготовлены   проектные задания по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению:

  • «Здоровый образ жизни. Режим дня»;
  •  «Профессии Светлоярского района»;
  • «Самый здоровый класс»;
  •  «История детского движения»; 
  •   «Моя семья»;
  •  «Моя школа!»;
  •  «Мир, который нас окружает»;
  •  «Здоровое питание»;
  • «За и против шоколада»                                              
  • «Кофе. Хорошо или плохо?»;
  • «Никто не забыт – ничто не забыто!»;
  •  «Имя России. Александр Невский»;
  • «Страница энциклопедии». Рукотворная книга;
  • «Машина времени. Путешествие в историю детской литературы»;
  • «Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля»;
  • «История русской письменности»;
  • «Возникновение детской литературы».
  • «Берёза – символ России»;

Так долгосрочный классно-семейный проект «Берёза – символ России», предложенный мною детям и родителям во 2 классе создавался с целью знакомства учащихся с берёзой как символом России, её   использованием в промышленности, медицине и с целью воспитания чувства патриотизма.

Были выбраны координаторы проекта, все делалось под   руководством классного руководителя и осуществлялось при участии и с помощью родителей.

При подготовке проекта мы:

- поставили цель,

-смоделировали ожидаемый результат,

-спланировали совместную деятельность,

- несколько месяцев собирали и оформляли материал,

-подготовили сценарий защиты проекта.

С родителями и детьми проводились занятия по развитию умения  формулировать проблемы. 

Были выдвинуты предположения (гипотезы). Первая - относительно большого количества берёз в России вторая -  относительно использования берёз  и   информирования населения о необходимости охраны русской природы.

С учетом названных гипотез были определены цели:  

  • изучить материалы о русском дереве и узнать: почему берёзу считают символом России.  
  •   стремиться относиться к природе в соответствии с нравственно-эстетическими нормами поведения;
  • -  распространить знания о природе и ее защите;
  • - углубить знания  о России;
  • -  привлечь внимание общественности к охране природы;  

Были  поставлены также задачи: 

  • собрать  материал о видах берёз;
  • выяснить, как используют берёзу в быту, в медицине, в промышленности;
  • сделать подборку стихов, песен о русской берёзе;
  • подобрать репродукции с изображением русских берёз;
  • выяснить, как русская берёза помогала выстоять нашим солдатам в Великой Отечественной войне (по литературным произведениям)
  • подготовить выставку с поделками из бересты, из веток, из гриба чаги.

   С учетом  работы над проектной задачей была определена его структура. Проектная задача  состоит из трех блоков - информационно-пропагандистского, практико-исследовательского и  творчески-исследовательского.  

  Каждый блок отражает деятельность в определенном  направлении. По данной схеме выполнялась планомерная  теоретическая, практическая и исследовательская  деятельность, проводились анализ и диагностика,  делались выводы из результатов проведенных опытов и наблюдений. Работа по каждому из блоков велась в тесном сотрудничестве  учителя с родителями и учениками.  

С родителями и детьми проводились консультации по развитию умения: 

- привлечь к охране природы внимание общественности;

- подготовить материал для практического применения берёзы в быту и медицине.

Подготовительный этап

 Информационно-пропагандистский блок включает в себя  работу по таким направлениям: сбор и  изучение материалов, оформление информации  по теме проекта и ее распространение.

1-е направление - сбор и изучение материалов по теме проекта.

Информация была добыта из различных источников: литературы, СМИ, Интернета, бесед с друзьями, соседями, родными и знакомыми, на экскурсиях.

   Изучив  собранный материал из газет и журналов, ребята оформили подшивку статей, которая стала опорой при проведении информационных и классных часов по теме  проекта. Интересный и богатый материал, собранный ребятами, послужил стимулом для формирования отдельных папок «Виды берёз», «Использование берёзы людьми», «Поэты и писатели о берёзе», «Песни о русских берёзах», «Берёза в изобразительном искусстве», «Рисуем русскую берёзке», «Охрана природы».

При оформлении данных папок использовались не только красочные иллюстрации, но и фотоснимки берёз нашей страны, сделанные детьми  и родителями, их творческие работы, пословицы и загадки... Огромную помощь при оформлении этих рубрик оказали нам  родители.

Важную   роль в привлечении общественности к проблеме охраны зелёных насаждений сыграла  созданная творческим коллективом класса выставка. 

Она включала в себя  творческие работы и рисунки детей, фотоснимки и картинки с изображениями берёз, поделки, стихи, сочинения, рисунки самих детей, а также интересную информацию по теме.

Расширить знания детей о берёзах родного края помогла экскурсия в лесопарк.

Овладеть достаточно богатой информацией помогло детям и  изучение литературы по теме проекта.

2-е  направление - пропаганда целей проекта.

Первым шагом в данной работе было оформление  листовок с целью охраны зелёных насаждений.

Немалую роль для пропаганды идей нашей проектной задачи сыграли беседы ребят по теме проекта с друзьями, родными, соседями, знакомыми.

Основной  этап

В рамках практико-исследовательского  блока были  проведены   мероприятия по таким направлениям:

 - мероприятия по исследованию материалов по теме проекта;

 - наблюдения за использованием берёзы в быту, в медицине, в промышленности.

Работая по первому направлению, на уроках труда и дома, с помощи родителей, дети смастерили   поделки из бересты, из веток, из гриба чаги.  Огромное удовлетворение получили   победители  конкурса  на  изготовление лучшей  поделки. Поделки были использованы при оформлении выставки на защите проекта.

.  Наблюдения позволили нам узнать, какие берёзы чаще всего встречаются в нашей местности, насколько разнообразны виды берёз, как используют берёзу и как природа нуждается в нашей защите: всё это позволило подтвердить  обоснованность выдвинутых гипотез.

Заключительный этап

Работа по творчески-исследовательскому блоку велась также в двух направлениях.      

В классе и в школе были проведены конкурсы плакатов по теме проекта, Неделя творчества, аукцион  загадок и пословиц, конкурс кроссвордов, тематическая литературная викторина. Основной творческой работой нужно считать разработку сценария защиты проекта, распределение ролей, выступлений групп по темам проекта и оформление выставки.

На защите проекта каждая группа презентовала свой проект, в ходе анализа совместного проекта родители педагог-организатор пришли к единому мнению, что проект необходимо показать как мастер-класс.  В результате  работы в конце года на  семинаре «Система работы классных руководителей» мы показали открытое мероприятие. Исследовательская деятельность так увлекла детей и их родителей, что они продолжили сбор и оформление материала о берёзе, а мне как классному руководителю пришлось расширить рамки проекта «Берёза – символ России» и дополнить сценарий защиты.

  Как при подготовке, так и при защите нашего проекта дети демонстрировали стремление к новым знаниям, их родители - свой жизненный опыт, а все вместе - творческую активность. 

Что же дает нам использование в работе проектных задач?

1) Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.

2) Дети работают увлеченно.

3) Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Работа над проектными задачами занимает особое место  в  системе  образования,  позволяя  учащимся   приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Возможным это  становится потому, что ученики, сделав свой выбор самостоятельно, действуют более активно, чем в тех случаях, когда инициатива исходит от взрослых.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями между учителями, учениками и их родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей и успешно содействовать  их самореализации.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  10. владение рефлексией;
  11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. социальное и прикладное значение полученных результатов.

Элементы проектной и исследовательской деятельности  мы используем при подготовке внеклассных мероприятий и нестандартных уроков.   

 В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе.

  Большинство из этих уроков – интегрированные, так как изучаемый предмет или явление, как правило, рассматривается с разных сторон. Музыка, изобразительное искусство органично вплетаются в канву каждого урока или мероприятия.

Приведём примеры интегрированных уроков с элементами проектной деятельности:

  • Урок внеклассного чтения и русского языка и технологии по творчеству М.М. Пришвина «М.М. Пришвин – певец русской природы». На уроке чтения дети рассказывали биографию писателя, представляли свои сообщения, рисунки, презентации по творчеству писателя.  Они познакомились с отзывами писателей о творчестве М.М. Пришвина, выучили обращение писателя к юным друзьям. На уроке русского языка мы провели контрольное письмо по памяти обращения писателя к детям. А на уроке технологии делали макеты героев рассказов М. М. Пришвина
  • Урок математики и окружающего мира «Путешествие на машине времени   к истокам  детской литературы». Дети на уроке математики узнали, что такое машина времени и как можно сделать её модель (Проектная задача). Затем дети разделились на группы, приготовили рассказы о действии своих изобретений. Защитили свои модели. Для «Недели детской книги» подготовили устный журнал «Зарождение детской литературы» и, «отправляясь в прошлое», рассказали об истории возникновения детской литературы на районном семинаре библиотекарей школ.  

Интеграция  предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.

Ожидаемые результаты по окончании начальной школы:

  1. Повышение уровня учебной мотивации учащихся;
  2. Повышение уровня качества знаний по предметам;
  3. Развитие творческой  активности и познавательного интереса у учащихся;
  4. Способность к самореализации;
  5. Способность к решению жизненных задач.

Опыт работы по  Образовательной программе «УМК Гармония»7 лет позволяет мне отметить, что все мои ученики не похожи на своих сверстников, осваивающих курс начальной школы по другим программам.    

 Мои ученики умеют определять задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку. Они умеют организовывать свои дела, решая различные проблемы, результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней, оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию. Умеют общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща. Они проявляют творческую инициативу, искренне и доброжелательно относятся к миру и к людям. Умеют использовать свои знания и умения в реальных в реальных ситуациях, Они любознательны, желают активно высказывать и аргументировать собственную точку зрения. Всё это позволяет им активно участвовать в конкурсах различного уровня и часто занимать призовые места.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

Материал "Проектная деятельность в начальной школе" ( из опыта работы) предназначен для учителей. В статье рассмотрены  этапы работы над проектом....

Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работа) .Этот материал представляет собой курсовую работу , выполненную в рамках прохождения курсов повышения квалификации в 2010-2011 учебном году....

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работы)

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования....

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...