Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в слогах, словах и словосочетаниях.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлен конспект логопедического занятия  по автоматизации и дифференциации шипящих звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_i_differentsiatsiya_zvukov_sh-zh_-1_kl.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие  в  1  классе

Тема:  Автоматизация и дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах и словосочетаниях.

Цель: автоматизированное и дифференцированное (различительное) произношение шипящих звуков в слоговых цепочках и словах.

Задачи:

  1. Закреплять  артикуляционный и слуховой образы шипящих звуков, дифференцировать их на слух и через артикуляцию звуков.
  2. Улучшать слухоречевую  память через повторение  слоговых цепочек и  словесных рядов с изучаемыми звуками.
  3. Закреплять правильное произношение шипящих звуков в слоговых рядах и цепочках слов.
  4. Согласовывать имена существительные (в роде и числе) с именами прилагательными.

Оборудование: артикуляционные уклады звуков Ш и Ж (схемы), силиконовые ладошки и следы (для автоматизации слогов и слов –по числу слогов  или слов); картинный материал: пиджак, шапка, шуба, рубашка, джинсы, штаны, пижама, джемпер, жакет , тужурка.

Ход занятия

  1. Артикуляционная гимнастика: а) «Чашечка» –под счет от 1 до 7; б) «Лопатка» –под счет от 1 до 7; в) «Лошадка»; г) Чередование «Чашечка-Лопатка» (напряжение-расслабление языка) - 3-4 минуты.
  2. Упражнение «Жук» и «Змея»: чередуются  артикуляционные уклады звуков Ж и Ш (следим за работой голосовых связок –ладонь на шее впереди, акустически- ладони на ушных раковинах):

Ж-Ш-Ж-Ш-Ж-Ш;

ЖЖ-Ш-ЖЖ-Ш-ЖЖ-Ш;

  1. Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в слогах.

(повторение слоговых рядов - по 3-5 раз каждую пару):

- используем все цепочки с гласными по порядку: А,О,У,Э,И.

ЖА-ЖА-ША;              ША-ША-ЖА;

ША-ЖА-ЖА;              ЖА-ША-ША;

ЖА-ША-ЖА;              ША-ЖА-ША;

4.Автоматизация звуков Ш и Ж в словах (предметы-существительные и признаки-прилагательные):

А) пиджак, шапка, шуба, рубашка, джинсы, штаны, пижама, джемпер, жакет, тужурка - картинки предъявляются сразу, можно еще уточнить, что обозначают эти слова? (одежда, шапка-головной убор).

Б) повторение словесных цепочек (ученик запоминает порядок слов в цепочке и повторяет его):

пиджак –джинсы – жакет;     штаны-джинсы-пиджак;

жакет-рубашка-пижама;        жакет-джемпер-тужурка.

В) бережливый, широкий, страшный, жареный, хороший, шустрый, осторожный, чужой, шерстяной, вежливый, шумный, живой, большой,  жёлтый. - здесь могут быть картинки-ассоциации для более полного понимания значения слов.

5. Согласование имен существительных с именами прилагательными (из слов 5 задания).

Бережливый – (Наташа, Сережа, Маша);

Например: бережливая Наташа, бережливый Сережа и т.п.

Осторожный – (мышонок, мышка, ежик);

Шустрый -  (Алеша, Миша, Саша, Женя –девочка);

Шумный – (медвежонок, мышонок, ежонок).

  1. Итог занятия

-Какие звуки закрепляли на занятии? Чем они похожи и отличаются?

- Назови 6 слов из группы «одежда» со звуками Ж  и  Ш.

- Слова: бережливый, осторожный, шустрый и шумный могут принадлежать только живым существам (человеку и животным), про неживые предметы мы так сказать не можем.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация и дифференциация звуков в словах.

Несколько презентаций созданные программе в SMART Notebook. В этой презентации собран материал по автоматизации и дифференциации поставленныз звуков (Р-Рь, С-Сь, Л-ЛЬ, Ш)....

Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях....

Презентация к занятию "Дифференциация звуков Б - П изолированно, в слогах, словах".

Презентация к занятию "Дифференциация звуков Б - П изолированно, в слогах, словах"....

Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т в слогах, словах и словосочетаниях

Цель:  учить дифференцировать данные звуки.Задачи: - совершенствовать навык различения согласных, определять сходство и различие с опорой на зрительно-тактильные ощущения;- развивать навык слогов...

Презентация на тему "Дифференциация Ы - И изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях"

Данная презентация поможет учителям - логопедам разработать "чудо - урок" для учащихся начальных классов. Ребята познакомятся со сказочными персонажами мИшкой и мЫшкой, научатся правильному ...

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях»

Конспект логопедического занятия. Цель занятия: закрепить у учащихся умение различать звуки С и Ш в устной и письменной речи....

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с интеллектуальными нарушениями. Тема: Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематических процессов, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления - основные задачи каждого коррекционного занятия для обучающихся с интеллектуальными ...