Картотека заданий по автоматизации звука [С].
учебно-методический материал по логопедии (2 класс)

Булгакова Елена Анатольевна

В материале представлены упражнения по автоматизации звука С в слогах, словах, чистоговорках, в стихах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zadaniy_po_avtomatizatsii_zvuka_s.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека заданий по автоматизации звука [С].

Занятие 1

Автоматизация звука  [с] в изолированном звучании

"Песенка насоса"                                                                 

Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С ..."

Автоматизация звука  [с] в прямых слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

СА – СА – СА – СА – СА                   

СО – СО – СО – СО – СО                  

СУ – СУ – СУ – СУ – СУ                   

СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ

СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ                  

Автоматизация звука  [с] в словах, звук в начале слова

 СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо,  са-у-на,

 са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва,  со-фа;

СО:  сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка,   сот-ня, сой-ка, со-ты, с

СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки,

СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.

             

 Занятие 2

Автоматизация звука  [с] в чистоговорках

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

СА – СА – СА   длинная коса

СА – СА – СА  хитрая лиса

СА – СА – СА   вот летит оса

СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы

СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы

СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы

СЫ – СЫ – СЫ  новые весы

СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы

СУ – СУ – СУ   воду я несу

СУ – СУ – СУ   дом стоит в лесу

СУ – СУ – СУ  я осу в руке несу

СО – СО – СО   у Сони колесо

СО – СО – СО   стал мой нос, как колесо

 Выучи:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Занятие 3

Автоматизация звука  [с] в обратных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АС – АС – АС – АС – АС

ОС – ОС – ОС – ОС – ОС

ИС – ИС – ИС – ИС – ИС

УС – УС – УС – УС – УС

Автоматизация звука  [с] в словах, звук в середине слова

СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;

АС: пас-та, пас-тух, на-ста-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но;

СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок;

ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;

СУ: не-су, па-су, по-су-да;

УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;

Выучи:

У маленькой Сани,  сани едут сами.

Занятие 4

Автоматизация звука  [с] в обратных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС

ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС

ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС

ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС

      

Автоматизация звука  [с] в словах, звук в середине слова

СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;

ЫС: выс-туп, вы-став-ка;

ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;

ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;

ЮС: бюст;

ЯС: яс-ный.

Выучи:

Сын Сени накосил стог сена.

Занятие 5

Автоматизация звука  [с] в словах, звук в конце слова

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС: 
нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС: 
вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС: 
мыс, ку-мыс.
ИС: 
Де-нис.
ЁС: 
пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС: 
на-вес.
ЯС: 
по-яс.

Автоматизация звука  [с] в словосочетаниях

Вкусный суп, усатый сом, высокая сосна, навесной мост, сосновый сук, сухая косынка, мамины бусы, мягкий воск, высокий утёс, сонная киска,  медовые соты, ясный день, искусный фокусник, опасный выступ.          

Выучи:

У Саньки новенькие санки.

Занятие 6

Автоматизация звука  [с] в изолированном звучании

"Песенка насоса"                                                                 

Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С ..."

Автоматизация звука  [с] в чистоговорках

АС – АС – АС  дети  входят в класс

АС – АС – АС  дети пили квас

АС – АС – АС  свет у нас погас

АС – АС – АС  я корову пас

АС – АС – АС  вкусный ананас

ОС – ОС – ОС  на поляне много коз

ОС – ОС – ОС  я несу поднос

УС – УС – УС  я несу арбуз

УС – УС – УС  у Сони много бус

ЕС – ЕС – ЕС  автобус едет в лес

ИС – ИС – ИС  на суку Борис повис

Выучи:

Испугались Люсю бабусины гуси.

Занятие 7

Автоматизация звука  [с] в интервокальных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АСА – АСА           УСА – УСА        ОСА – ОСА        ИСА – ИСА

АСО – АСО           УСО – УСО        ОСО – ОСО        ИСО – ИСО

АСУ – АСУ           УСУ – УСУ        ОСУ – ОСУ        ИСУ – ИСУ

АСЫ – АСЫ          УСЫ – УСЫ       ОСЫ – ОСЫ      ИСЫ – ИСЫ

АСА – УСА – ОСА – ИСА

АСО – УСО – ОСО – ИСО

АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ

АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ

Автоматизация звука  [с] в чистоговорках

АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  на столе подносы

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  заплетали косы

УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы

ИСТ – ИСТ – ИСТ наш Борис танкист

ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зелёный лист

ОСТ – ОСТ – ОСТ  у Васьки длинный хвост

Выучи:

Соня и Стас съели ананас.

Занятие 8

 Автоматизация звука  [с] в   слогах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

 СТА – СТО – СТЫ – СТУ                          СПА – СПО – СПЫ – СПУ

 СКА– СКО – СКУ – СКЫ                          СВА – СВО – СВУ – СВЫ

СМА – СМО – СМУ – СМЫ                       СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

Автоматизация звука  [с] в чистоговорках

СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты

СТЫ – СТЫ – СТЫ строили мосты

СТЫ – СТЫ – СТЫ зелёные листы

СТЫ – СТЫ – СТЫ  улетели аисты

СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты

СТА – СТА – СТА  У Сони два листа

Выучи:

Спал спокойно сытый сом, видел сладкий- сладкий сон.

Занятие 9

Автоматизация звука  [с] в словах со стечением согласных

Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.

Автоматизация звука  [с] в чистоговорках

АСТА – АСТА – АСТА вот зубная паста

АСКА – АСКА – АСКА у Сони маска

АСКА – АСКА – АСКА у Сони коляска

АСКИ – АСКИ – АСКИ мы купили маски

ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе записка

ИСКА – ИСКА – ИСКА спит киска

ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе редиска

ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ мы купили миску

ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски

ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто

УСТА – УСТА – УСТА  вкусная капуста

УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто

ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто

ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны

Выучи:

В миске у киски вкусные сосиски.

Занятие 10

Автоматизация звука  [с] в словах с двумя этими звуками

Стас, сос-ка, сос-на, ук-сус, на-сос, со-ус, Су-сан-на, Сам-сон, кос-мос, со-суд, ста-мес-ка, сак-со-фон.

Автоматизация звука  [с] в чистоговорках

ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски

ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто

УСТА – УСТА – УСТА  вкусная капуста

УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто

ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто

ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны

Выучи:        Стынет суп у Сони, Светы,

                     А они сосут конфеты.

Занятие 11

Автоматизация звука  [с] в словосочетаниях

Вкусный суп, усатый сом, высокая сосна, навесной мост, сосновый сук, сухая косынка, мамины бусы, мягкий воск, высокий утёс, сонная киска,  медовые соты, ясный день, искусный фокусник, опасный выступ.          
     

 Автоматизация звука  [с] в предложениях из 3 слов

В саду – осы. У сома – усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьет кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду. Соня ест кекс. Денис пьёт сок. Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолёт летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.

Выучи:

Есть у дождика сестричка: «С – с – с».

Это быстрая водичка: «С – с – с».

«С – с – с», - она свистит.

«С – с – с», - она поёт

И струёй из крана льёт: «С – с – с».

Эту песенку послушай: «С – с – с».

Мойте чисто с мылом уши: «С – с – с».

Занятие 12

Автоматизация звука  [с] в словосочетаниях

Сдобное тесто, сафьяновые сапоги, пустая миска, густой сок, тенистый сад, ананасовый сок, сатиновый поясок, пустой автобус, сытный студень,        мясной соус, автобусная остановка, тонкое сукно, пустая комната.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 4 слов

В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт сливовый сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест кусок мяса. Саня готовит суп киске. В  саду посадили  кусты. Скамейка стоит в саду. Денис сам снял  сапоги.

Выучи:

Сом беседует с сомом:

Где сому поставить дом?

— На песке, само собой!

Есть и свет там, и покой.

Занятие 13

Автоматизация звука  [с] в изолированном звучании

"Песенка насоса"                                                                 

Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С ..."

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 5 слов

В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони – коса  до пояса. Соня ставит сумку на скамейку. У Сани санки скользят сами. На сосновом суку сидят совы. Стас и Соня идут в сад. У высокой скалы – навесной мост.  По мосту едет пустой автобус. Анфиса сама готовит вкусный суп.

Выучи:

Сойка, сидя на сосне,

Поёт песню о весне,

О том, как солнце светит

Всем на свете детям.

Занятие 14

Автоматизация звука  [с] в изолированном звучании

"Песенка насоса"                                                                 

Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С ..."

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 7 - 8 слов

     У Сани в сумке – ананас  и капуста. У Саввы – фикус, а у Сони – кактус. Соня и Саня идут на выставку собак. У Сани в банке – сом  с усами. У нас в саду – кусты  и высокие сосны.

Выучи:

Из кискиной миски пёс

Сегодня «Вискас» унёс,

А киска у пса из миски

Ест с аппетитом сосиски.

Занятие 15

Автоматизация звука  [с] в текстах

САМОКАТ

У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!»  Ставит Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.

Едет мимо Денис на своём самокате. «Ага, вот, как надо ехать!» - думает Саня. И понёсся Саня на своём самокате в тенистый сад.

Выучи:

Сам сказать сумей-ка:

В саду стоит скамейка,                       

На скамейке сидит кот,                         

Он нам песенки поёт.         

Занятие 16

Автоматизация звука  [с] в изолированном звучании

"Песенка насоса"                                                                 

Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С ..."

Автоматизация звука  [с] в текстах

СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ

     У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.

Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!

Выучи:

Днём сонные совы

На соснах сидят,

Когда все уснут —

На охоту летят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задания для автоматизации звуков "С", "З", "Ц"

В данной работе представленны занимательные задания и упражнения для автоматизации свистящих звуков "С", "З", "Ц", а так же для дифференциации "С"-"З"  и "С"-"Ц"....

Занимательные задания для автоматизации звука "Ш".

В данной работе представлены занимательные игры и задания для автоматизации звука "Ш"....

Занимательные задания для автоматизации звука "Ж".

В данной работе представлены занимательные задания и упражнения для автоматизации звука "Ж"....

Занимательные задания для автоматизации звуков "Ч", "Щ".

В данной работе представлены занимательные задания для автоматизации звуков "Ч" и "Щ"....

Картотека заданий по автоматизации звука {ш}

Подобран и систематизирован материал по автоматизации звука {ш}...

картотека заданий по автоматизации звука р

картотека заданий по автоматизации звука р представляет собой подборку артикуляционных упражнений, цветных картинок, содержащих в своем названии звуки [р], [р’], а также материалы на автоматизац...

Картотека заданий по автоматизации звука Р

Данный речевой материал в заданиях традиционно разделён в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове. Задания могут быть использованы при развитии фонематического слуха и для расширения сл...