Картотека заданий по автоматизации звука {ш}
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Кирдина Наталья Владимировна

Подобран и систематизирован материал по автоматизации звука {ш}

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_zadaniy_po_avtomatizacii_zvuka_sh.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10» V вида

Картотека заданий по автоматизации

 звуков {ш}, {ж}

Подготовила

учитель-логопед

Кирдина Н.В.

Автоматизация звука Ш

(6 занятий)

Занятие 1

1. Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительное произнесение звука Ш→.

3. Слоги и слова

        ша-ша-ша – шапка                ша-ша-ша – шахта

        ша-ша-ша – шах                        ша-ша-ша – шахматы

        ша-ша-ша – шампунь                ши-ши-ши – шина

        ши-ши-ши – шипы                ши-ши-ши – шить

        ши-ши-ши – шиповник                ши-ши-ши – шипеть

        ше-ше-ше – шея                        ше-ше-ше – шеф

        ше-ше-ше – шест                ше-ше-ше – шесть

        ше-ше-ше – шелест                шо-шо-шо – шов

        шо-шо-шо – шёпот                 шо-шо-шо – шок

        шо-шо-шо – шоссе                шу-шу-шу – шум

        шу-шу-шу – шут                         шу-шу-шу – шуба

        шу-шу-шу шутка                        шу-шу-шу – шутка

4. Слоговые ряды

                ша-шо-шу-шы                шу-ши-ша-шо

                шо-шу-ши-ша                ши-ша-шо-шу

5. Образование глаголов

        шум – шуметь                 шут -                 шёпот -                 шипение –

        шаг -                                 шеф -                 шик -                 шитьё – 

6. Упражнение «Припомни, повтори» (слова из упражнения 3 на ша-, ши-, шу-, ше-).        

7. Упражнение «1-2-5-9» со словами

                шайба, шинель, шутка, шов.

8. Спряжение в настоящем времени

        шагать в шинели и шапке, шептать шутки.

9. Звуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание по следам анализа

                шина, шипы, шифон, шинели.

10. Правило правописания ШИ.

Занятие 2

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

        шан-шон-шун-шин                шун-шин-шан-шон

        шон-шун-шин-шан                шин-шан-шон-шун

        То же с согласными П, Т, К, М вместо Н.

4. Слоги и слова

        ша-ша-ша – наша                ша-ша-ша – ваша

        ша-ша-ша – каша                ша-ша-ша – душа

        ша-ша-ша – афиша                ша-ша-ша – ушанка

        ша-ша-ша – кушак                ша-ша-ша – ишак

        ши-ши-ши – уши                        ши-ши-ши – мыши

ши-ши-ши – дыши                ши-ши-ши – ушиб

ши-ши-ши – ошибка                ши-ши-ши –  машина

ши-ши-ши – камыши                ши-ши-ши – пушинка

шо-шо-шо – пушок                шо-шо-шо – мешок

шо-шо-шо – петушок                шо-шо-шо – капюшон

шо-шо-шо – большой                шо-шо-шо – мышонок

шо-шо-шо – кукушонок                шо-шо-шо – тушёнка

ше-ше-ше – меньше                        ше-ше-ше – тушеные

ше-ше-ше – больше                        ше-ше-ше – гашеные

ше-ше-ше – дальше                        ше-ше-ше – утешение

ше-ше-ше – тоньше                         ше-ше-ше – покушение

5. Упражнение «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением. Образец: пух – пушок, камень – камешек. Пух, обух, петух, дух, смех, грех*, штрих*, слух*, ремень*, камень, орех*.

6. Образование глаголов несовершенного вида

        тушение – тушить                          уменьшение -

        покушение -                                 улучшение* -

        утешение -                                 погашение –

        украшение* -                                 оглушение* -  

7. Спряжение в настоящем времени

  шушукаться в тишине, потешаться над ошибками

8. Упражнение «1-2-3-9» со словами

                камыш, мышонок, кукушонок.

9. Образование родственных слов от слова мышь.

10. Многократное проговаривание чистоговорок.

        Наша Маша (Даша, Наташа, Катюша) моет под душем шею и уши.

Тише, мыши, не шумите,

     Нашу Машу не будите.

     Тише, мыши, тише, мыши!

                                    Кот сидит и тихо дышит.

Занятие 3

1, 2 – см. занятие 1

3. Слоги и слова

        аш-аш-аш – наш                                аш-аш-аш – ваш

        ыш-ыш-ыш – мышь                        ыш-ыш-ыш – камыш

        еш-еш-еш – кулеш                        еш-еш-еш – плешь

        уш-уш-уш – душ                                уш-уш-уш – куш

        иш-иш-иш – финиш                        иш-иш-иш – тишь

        ёш-ёш-ёш – мнёшь                        ёш-ёш-ёш – пьёшь

4. Слоговые ряды

        аш-ош-уш-ыш                                яш-ёш-юш-иш

        ош-уш-ыш-аш                                ёш-юш-иш-яш

        уш-ыш-аш-ош                                юш-иш-яш-ёш

        ыш-аш-ош-уш                                иш-яш-ёш-юш

5.  Изменение глаголов по образцу (образование 2-го лица единственного числа настоящего времени)

        идти – ты идёшь                утешать -                 петь –

        уменьшать -                 шуметь -                 есть –

        шутить -                         видеть -                 пить –

        погашать -                 ехать -                 писать –

        дышать -                         тушить -                 ходить –

        думать –                         мешать -                шить –

        водить -                         будить -                 шагать -  

6. Заучивание чистоговорок

Мышонку шепчет мышь:

                               — Ты все шумишь, шумишь.

                              Мышонок шепчет мыши:

                              —Шуметь я буду тише.

7.  Припоминание слов со звуком Ш из этой чистоговорки, деление слов на слоги, выделение ударного слога, определение места звука Ш в каждом слове.

8. Повторение правила правописания ШИ, печатание по следам анализа слов

        наш, наши, ваш, ваши, мыши.

9. Преобразование слов путём перестановки слогов, букв

        наши → шина        камыш → мышка                шути → туши

Занятие 4

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

        шка-шко-шку-шкы                        ашк-ошк-ушк-ышк

        шко-шку-шкы-шка                        ошк-ушк-ышк-ашк

        шку-шкы-шка-шко                        ушк-ышк-ашк-ошк

        шкы-шка-шко-шку                        ышк-ашк-ошк-ушк

                                

                                акш-окш-укш-ыкш

                                окш-укш-ыкш-акш

                                укш-ыкш-акш-окш

                                ыкш-акш-окш-укш

4. Слова (проговаривание, запоминание, воспроизведение при повторном проговаривании по четыре слова)

        кошка        мушка        лягушка        катушка        дедушка

        кашка        мишка        букашка        бабушка        девушка

        мошка        пушка        окошко        кукушка        опушка

        мышка        пышка        подушка        макушка        квакушка

5. Заучивание чистоговорок

     Кошка в окошке шапку шьёт,

Мышка в сапожках избушку метет.

                                   Тише, мыши, не шумите,

                                   Кошку, мыши, не будите.

6. Упражнение «1-2-5-9» со словами

          кошка, мышка, кукушка, букашка, шкаф

7.  Спряжение в настоящем времени

        дышать нашей кошке в ушко,

        вышивать подушку для кошки.

8. Проговаривание рассказа «Кошка и мышка» с опорой на серю сюжетных картинок.

        Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка — с окошка и за мышкой.

9. Аппликация «Кошка и мышка».

Занятие 5

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

        шта-што-шту-шты                        ашт-ошт-ушт-ышт

        што-шту-шты-шта                        ошт-ушт-ышт-ашт

        шту-шты-шта-што                        ушт-ышт-ашт-ошт

        шты-шта-што-шту                        ышт-ашт-ошт-ушт

                                атш-отш-утш-ытш

                                отш-утш-ытш-атш

                                утш-ытш-атш-отш

                                ытш-атш-отш-утш

4. Слова (проговаривание и запоминание, затем воспроизведение по четыре слова)

        штанга                штабель                штольня                штука

        штат                каштан                штопка                штык

        штамп                штаны                шток                        штепсель

        штатив                штамповка                 штоф                паштет

5. Упражнение «1-2-5-9» со словами и словосочетаниями

        штанга                        плюшевый мишка

        штольня                        новые штанишки

        штепсель                        мишкины штанишки

6.  Спряжение в настоящем времени

        штопать штанишки плюшевому мишке

7. Проговаривание предложений

        Плюшевому мишке Маша шьёт штанишки.

        Плюшевому мишке бабушка штопает штанишки.

        У плюшевого мишки новые штанишки.

8. Звуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание по следам анализа

        штанга, штангист, штаны, штанишки

9. Аппликация «Плюшевый мишка в штанишках».

Занятие 6

1, 2 – смотри занятие 1

3. Слоговые ряды

        шна-шно-шну-шны и т.д.                анш-онш-унш-ынш и т.д.

        ашн-ошн-ушн-ышн и т.д.                нша-ншо-ншу-нши и т.д.

4. Закрепление названий детёнышей мышки, лягушки, кукушки – упражнение «У кого кто?» «Кто с кем?»

5. Упражнение «1-2-5-9» со словами

        мышь, кукушка, кукушонок, лягушонок,

        мышка, лягушка, мышонок, лягушатник

6. Образование родственных слов от слов кукушка, лягушка, мышь.

7. Упражнение «Назови ласково»

        воля – волюшка                 кума -                 изба –         мать –

        воля -                         сова –                 баба –         тётя –

        дума -                         зима –                 вдова -         дядя -

        дети -                         хозяйка -                 лебедь-          сват –

8. Чистоговорка «Кукушонок»

        Кукушка кукушонку шьёт новый капюшон.

        - Надень, кукушонок, капюшон!

Как в капюшоне ты смешон!

9. Образование, проговаривание притяжательных прилагательных от существительных мышь ( мышиный, мыший ), кукушка ( кукушкин, кукушечий), лягушка (  лягушачий, лягушиный, лягушечий ).

Автоматизация звука Ж

(3 занятия)

Занятие 1

1. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения, вырабатывающие и закрепляющие теплую воздушную струю.

2. Произнесение звука Ж→.

3. Слоговые ряды

        жа-жажа-жа-жа                        жа-жо-жу-жы

        жо-жо ↔ жо-жо-жо                        жо-жу-жи-жа

        жу-жу ↔ жу-жу-жу                        жу-жи-жа-жо

        жэ-жэ ↔ жэ-жэ-жэ                         жи-жа-жо-жу

4. Слова (проговаривание, деление на слоги, выделение ударного слога)

        а)  жа-жа-жа – жаба, жатва, жаль, мать, жадина, жакет, жабий;

             жо-жо-жо – жёлудь, жёлтый, жёсткий, жом;

             жу-жу-жу – жук, жуть, жухлый, жуткий, жулик, Жучка;

             же-же-же – жесть, жест, желе, жемчуг, жжение, жечь;

        б) жа-жа-жа – кожа, лужа, лежа, ужас, лежать, бежать, ужалить, жужжать;

            жо-жо-жо – флажок, снежок, лужок, стожок, ожог, ежонок, ножовка;

            жи-жи-жи – ежи, ужи, ужин, ужимки, снежинка, пожитки;

 же-же-же – уже, зажечь, неужели, уважение, положение, скольжение;

         жу-жу-жу – кожух, пожух, покажу, накажу, кунжут, жужелица.

5. Упражнение «1-2-5-9» со словами 

                ёж, уж, ежиха, ежонок,

                        ужонок, ёжик

6. Родственные слова (проговаривание, запоминание, воспроизведение ):

        - уж – ужонок, ужата, ужиха, ужиный, ужовый, ужовник…

        - ёж – ежонок, ежата, ежиха, ёжик, ёжиком, ежовник, ежовый, ёжится, ежевика…

7. Словообразование прилагательных, подбор к ним существительных. Образец: железо -  железная лопата, жадина – жадный человек

        жаба -         ужас -         железо-                 ежевика –

        кожа -         жадина -         баклажан -         сжег –

        лыжи -         жесть -         чижи -                 ужи –

8. Словообразование глаголов

        жатва – жать                ужин -                 лежанка –

        жаль -                         нажим -                 жёлтый –

        живой -                         уважение -                 жалость –

9. Зуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание под диктовку по следам анализа 

                жесть, живет, ужин, ужас.

10. Закрепление правила правописания ЖИ.

11. Заучивание чистоговорок о еже, выделение слов со звуком Ж

        Ель на ёжика похожа,                        Бедный ёжик ёжится -

        Ель в иголках,                                Всё ему неможется.

        Ёжик тоже.                                И синеет кожица -

                                                        Так ему неможется.

Занятие 2

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

        жда-ждо-жду-жды                        джа-джо-джу-джи

        ждо-жду-жды-жда                        джо-джу-джи-джа

        жду-жды-жда-ждо                        джу-джи-джа-джо

        жды-жда-ждо-жду                        джи-джа-джо-джу

4. Слова (проговаривание, деление на слоги, выделение ударного слога)

жда-жда-жда – нужда, жажда, надежда, невежда, одежда, нежданно, подождать, убеждать, долгожданный, жаждать;

жди-жди-жди – вожди, дожди, подожди;

жды-жды-жды – дважды, однажды, каждый;

жду-жду-жду – жду, ждут, подожду, между, жажду.

5. Словообразование отглагольных существительных. Образец: родиться – рождение

водить -                 обсуждать -                 наслаждаться –

ходить -                 убеждать -                 заблуждаться –

блуждать -         насаждать –                 возбудиться –

6. Упражнение «1-2-5-9» со словами и словосочетаниями

        дождь                        жужжащий жук

        невежда                        жующая лошадь

        вождь                        живущее животное

        обсуждение                нежданный дождь

7. Спряжение

        бежать за жужжащим жуком (в настоящем времени),

ждать дождика каждый день (в настоящем времени)

подождать дождика (в будущем времени).

8. Заучивание чистоговорок

                Жук жужжит: «Жу-жу-жу!

                Я живу, не тужу,

                Я на ветке сижу

                И жужжу, жужжу, жужжу!»

                

                Жук упал летать не может:

                Ждёт он, кто ему поможет,

                

                Жужжит над жимолостью жук,

                Тяжёлый на жуке кожух.

                Дождик, дождик, не дожди,

                Дождик, дождик, подожди,

                Дай дойти до дому

                Дедушке седому.

                Дождик, дождик, не дожди,

                Не дожди ты, подожди,

                Выйди, выйди, солнышко,

                Золотое донышко.

9. Выделение, запоминание, повторение слов со звуком Ж из этих чистоговорок.

10. Повторение правила правописания ЖИ. Печатание под диктовку слов

                ножи, ножик, ужин

Занятие 3

1,2 – см. занятие 1

3. Слоговые ряды

        жна-жно-жну-жны                        ажн-ожн-ужн-ыжн

        жно-жну-жны-жна                        ожн-ужн-ыжн-ажн

        жну-жны-жна-жно                        ужн-ыжн-ажн-ожн

        жны-жна-жно-жну                        ыжн-ажн-ожн-ужн

4. Словообразование прилагательных, подбор к ним существительных. Образец: отвага – отважный солдат

тайга -                 сапог -         одежда -                 нежность –

книга -                 снег -         нужда –                 важность –

влага -                 пляж -         возможно -         сложность –

бумага -                 низ -                 дружба -                 подвижность –

5. Упражнение «1-2-5-9» со словосочетаниями

        книжный шкаф, книжная полка,

                пляжный костюм

6. Словообразование отглагольных существительных по образцу. Образец: важный – важность

сложный -                 подвижный -                 надёжный –

нужный -                 влажный -                         отважный –

смежный -                 нежный -                         многоэтажный –

7. Проговаривание слов, деление их на слоги, выделение ударного слога

        художник                 подснежник                такелажник

        сапожник                        подвижник                ножницы

        бумажник                багажник                        художница

8. Звуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание под диктовку

        

художник, бумажник, художница

9. Повторение чистоговорок на звук Ж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задания для автоматизации звуков "С", "З", "Ц"

В данной работе представленны занимательные задания и упражнения для автоматизации свистящих звуков "С", "З", "Ц", а так же для дифференциации "С"-"З"  и "С"-"Ц"....

Занимательные задания для автоматизации звука "Ш".

В данной работе представлены занимательные игры и задания для автоматизации звука "Ш"....

Занимательные задания для автоматизации звука "Ж".

В данной работе представлены занимательные задания и упражнения для автоматизации звука "Ж"....

Занимательные задания для автоматизации звуков "Ч", "Щ".

В данной работе представлены занимательные задания для автоматизации звуков "Ч" и "Щ"....

картотека заданий по автоматизации звука р

картотека заданий по автоматизации звука р представляет собой подборку артикуляционных упражнений, цветных картинок, содержащих в своем названии звуки [р], [р’], а также материалы на автоматизац...

Картотека заданий по автоматизации звука [С].

В материале представлены упражнения по автоматизации звука С в слогах, словах, чистоговорках, в стихах....

Картотека заданий по автоматизации звука Р

Данный речевой материал в заданиях традиционно разделён в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове. Задания могут быть использованы при развитии фонематического слуха и для расширения сл...