Реализация традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе
материал по логопедии

Светлана Николаевна Соколова

Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда являются неотъемлемым инструментом коррекционно-развивающего процесса. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей.

Применяя здоровьесберегающие технологии, коррекционные занятия приобретают совершенно другой оттенок – становятся более интересными и разнообразными, содержательными и приносящими положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

Применение традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе

Актуальность

Каждый год количество детей с ограниченными возможностями возрастает, а их нарушение приобретает стойкий характер, для преодоления которого необходим разносторонний подход в коррекционном процессе.

На сегодняшний день в школе МАОУ СОШ № 217 обучается 151 ребенок со статусом ОВЗ, что соответствует 5 % от общего числа обучающихся (3191). Из них 22 человека имеют инвалидность.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья по заключению ТПМПК обучаются по АООП: В НОО обучается 120 человек (17) по АООП:

ТНР вариант 5.1 – 62 человек;

ТНР вариант 5.2 – 8 человек;

ЗПР вариант 7.1 - 18 человек;

ЗПР вариант 7.2 - 19 человек;

РАС вариант 8.2 - 5 человек;

РАС вариант 8.3 - 3 человека;

НОДА вариант 6.1 - 2 человека;

НОДА вариант 6.2 - 1 человек;

Слабослышащие и позднооглохшие вариант 2.1 – 2 человека.

В ООО обучается 31 человека (5) по АООП:

ТНР – 2 человека;

ЗПР – 24 человека;

НОДА - 5 человек;

На основании Распоряжения Министерства Просвещения РФ от 09.09.2019г № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» в МАОУ СОШ № 217 работает психолого-педагогический консилиум.

Для учащихся с ОВЗ в школе созданы условия для занятий дополнительным образованием и внеурочной деятельностью.

Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда являются неотъемлемым инструментом коррекционно-развивающей деятельности. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей.

Применяя здоровьесберегающие технологии, коррекционные занятия приобретают совершенно другой оттенок – становятся более интересными и разнообразными, содержательными и приносящими положительные результаты.

Цель: Формирование речевых навыков устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ с помощью традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • Развивать звуковую сторону речи с помощью традиционных технологий речевого дыхания, артикуляционной гимнастики; логомассажа;
  • Способствовать снятию психического и нервного напряжения с применением технологий: ароматерапии, музыкотерапии, логоритмики, акватерапии, арт-терапии, физкультминуток, Су-Джок терапии;
  • Формировать навыки письменной речи с использованием технологий, направленных на развитие общей моторики и мелкой моторики пальцев рук;
  • Воспитывать общую культуру речи у обучающихся с ОВЗ.

Традиционные

  1. Дыхательная гимнастика
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Логоритмика 
  4. Общая моторика (мячи, нейроскакалка)
  5. Мелкая моторика (песок, крупы, прищепки, пальчиковый театр, липучки)
  6. Физкультминутки  
  7. Зрительная терапия
  8. Музыкотерапия

Нетрадиционные

  1. Логопедический массаж, самомассаж
  2. Су-джок терапия
  3. Арт-терапия
  4. Ароматерапия
  5. Акватерапия
  6. Биоэнергопластика
  7. Кинезеологические упражнения

          

 Дыхательная гимнастика

Сегодня значительно увеличилось число школьников, страдающих разными нарушениями состояния здоровья. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика для школьников.  

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений, направленная на оздоровления организма.

Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:

  • гимнастика по А. Н. Стрельниковой
  • гимнастика по К. П. Бутейко

Дыхательные упражнения бывают:

  • статическими (которые выполняются в состоянии покоя)
  • динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
  • специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для детей, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.

Значение такой гимнастики для общего физического развития велико, ведь:

  • упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;
  • упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
  • правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
  • дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.

Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Одна из основных задач — научить ребенка правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

Как проводить гимнастику со школьником

1. Дыхательную гимнастику с детьми школьного возраста можно проводить дважды в течение 3-10 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.

2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.

3. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.

4. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.

5. Нагрузку необходимо увеличивать постепенно, повышая число повторений и усложняя упражнения.

 

Развитие дыхательной функции как для ребенка, не имеющего речевых нарушений, так и, в особенности, для ребенка с речевыми расстройствами является необходимым. Это связано с тем, что дыхание, во-первых, является базовой функцией жизнедеятельности организма, а во-вторых, оно обеспечивает работу голоса, а значит – в целом устную речь и ее интонационные и звукопроизносительные характеристики. Именно эти качества дыхания позволяют считать его здоровьесберегающей функцией речи. У детей с речевыми нарушениями физиологическое дыхание имеет существенные отклонения от нормы. Это отрицательно влияет на становление у них речевого дыхания, которое не может развиваться спонтанно, без применения направленных здоровьесберегающих логопедических технологий.

Массаж

Логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоциональное состояние лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Дифференцированный массаж – позволяет понизить тонус при спастичности мышц и наоборот, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Приступая к массажу, надо иметь в виду, что между силой воздействия при массаже и обратной реакцией имеется сложная зависимость.

         Аппаратный (зондовый) массаж стимулирование зон речевого аппарата с помощью специальных инструментов. Предназначен для восстановления речевых функций. Используются следующие приемы: скольжение, плотное нажатие, поглаживание зондами. 

Приемы логопедического зондового массажа лучше повторять 5—10 раз, постепенно увеличивая нагрузку на мышцы. Положение ребенка — лежа на кушетке, сидя на стуле. Применение логопедического зондового массажа совместно с артикуляционной гимнастикой ускоряет исправление нарушенных звуков, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

 Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж активизирует кровообращение в области губ и языка и способствует активной работе артикуляционного аппарата.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Зрительная гимнастика

Цель: включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Зрительная гимнастика используется:

- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

- для укрепления мышц глаз

- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству з Используется в динамической работе:

- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;

- для укрепления мышц глаз;

- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях). рения на разных расстояниях)

Арт - терапия

Арт-терапия в коррекционной работе учителя-логопеда проходит в определенной среде: она свободна, безопасна и не требует оценки. Благодаря этому отсутствует элемент соперничества. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения со сверстниками и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.

Дети с ОВЗ есть в каждом образовательном учреждении. Для работы с таким контингентом открываются логопедические группы, логопункты на базе поликлиник и школ. Проблема дефектов речи стала особо актуальной в последние годы, благодаря этому основные методы и приемы логопедической работы пользуются популярностью и применяются не только учителями-логопедами и дефектологам, но и всеми педагогами и даже родителям. Всевозможные образовательные интернет-ресурсы, специальная литература – для каждого интересующегося этой проблемой найдется нужная информация.

Знание информационно – коммуникационных технологий, являющееся обязательным в наше время, дает возможность педагогам искать инновационные методы работы. Дети ХХI века, идущие в ногу со временем, не дают возможности отставать и людям, работа которых заключается в том, чтобы вырастить из них полноценно развитую личность, современно мыслящего школьника и просто счастливого ребенка.

Именно эту цель преследуют педагоги, учителя-логопеды, музыкальные руководители и остальные участники образовательного процесса, когда приступают к поиску и изучению нестандартных форм воздействия на школьника. Одной из таких форм является арт-терапия. В нашем случае - методы и приемы арт-терапевтической работы.

Арт-терапия выполняет ряд функций:

воспитательная: реализация методов арт-терапии проходит в определенной среде: она свободна, безопасна и не требует оценки. Благодаря этому отсутствует элемент соперничества, в итоге дети лишь наблюдают друг за другом, за собой. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения со сверстниками и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.

• коррекционная: многие методы несут в себе коррекционный подтекстИспользование их оказывает большое влияние на развитие общей и мелкой моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы дошкольника.

диагностическая: в процессе работы педагог может получить сведения об индивидуальных особенностях воспитанника. Это лучший способ наблюдения за ребенком в самостоятельной деятельности.

В своей работе мы используем следующие виды терапий:

Обрывная аппликация – увлекательная альтернативная техника детского творчества. Суть этого способа в создании аппликации из обрывков бумаги, бе использования ножниц. Важное преимущество этой технологии – безопасность, т.к. ребенок не соприкасается с острыми предметами. Особенно хорошо работает с детьми с РАС, т.к. у них слабая мелкая моторика.

Графический диктант – развивающие задания, при выполнении которых получается четкий рисунок из отрезков. Для развития пространственной ориентации на листе бумаги, формирования усидчивости, слухового внимания, развития мелкой моторики руки и графомоторных функций. Данная методика позволяет определить умения и упражнять ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно распознавать понятия «верх», «низ», «право», «лево», «диагональ»

Игровые пособия Воскобовича – коврограф «Мини-ларчик», «Разноцветные веревочки», «Игровой калейдоскоп», Лабиринты букв и цифр. Универсальные пособия для игры с буквами, слогами, словами. Относятся к универсальным пособиям, так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивают математические, речевые, графомоторные предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста, направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе игровой деятельности.

Раскрашивание зашумленных картинок в качестве автоматизации вводимого в речь звука, а также звуковой анализ слова предполагает использование цветных карандашей. Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия ребёнка. Чем лучше ученик распознаёт зрительные образы, тем быстрее и лучше овладеет он письмом и чтением.

Перечисленные методы работы оказывают неоспоримую помощь в работе. Дети с тяжелыми нарушениями речи в силу специфики речевого недоразвития нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции. Где как не в арт-терапии ребенок может выразить свой творческий потенциал, не обладая на начальном этапе достаточной речевой подготовкой.

Важнейшим из достоинств арт-терапии является ее многогранность и разновидность форм.

Су-Джок терапия

Основными целями применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга. у детей с дизартрическими проявлениями, поскольку именно у данной группы детей речевые нарушения связаны с поражением заднелобных и подкорковых отделов мозга, что приводит к недостаточной иннервации речевого аппарата и нарушению его мышечного тонуса.

Обучение комплексу упражнений Су – Джок проводится в три этапа:

1 этап: все упражнения комплекса выполняются в исходном положении сидя.

1 упражнение:

«Согреем свои ладошки до ощущения сильного жара» (интенсивное растирание ладонных поверхностей кистей друг о друга). Упражнение стимулирует работу всех органов и систем организма. Выполняется не менее 2 раз в день.

2 упражнение:

Побарабаним кончиками больших пальцев по столу, затем сильно разотрём кончики больших пальцев. Упражнение стимулирует развитие головного мозга и интеллекта. Выполняется не менее 2 раз в день.

2 этап:

В комплекс к первым двум упражнениям включаем новые упражнения.

3 упражнение:

«Разотрем ладошкой правой руки верхнюю (тыльную) поверхность левой ладошки». Акцент на растирание кончиков пальцев (зона соответствия зоны головы). Выполняется не менее одного раза в день.

3 этап:

В комплекс к первым трём упражнениям включаем новые упражнения.

4 упражнение:

Выполняется с помощью специального массажного шарика. Массируем все зоны и точки соответствия на ладонных поверхностях кистей. Выполняется не менее 1 раза в день.

В рамках Су – Джок терапии мы также используем упражнения, направленные на активизацию поверхности стопы. Так как массаж поверхности стопы, оказывает наибольший терапевтический эффект, и ещё активнее стимулирует речевые области коры головного мозга, нежели при воздействии на кисть

Логоритмика

Логоритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение, а целью данной программы – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Основные задачи логоритмического воздействия:

1.        развивать слуховое внимание и фонематический слух;

2.        развивать музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух, чувство ритма, певческий диапазон голоса;

3.        развивать общую и мелкую моторику, кинестетические ощущения, мимику, пантомимику, пространственные представления;

4.        воспитывать умения перевоплощаться, выразительность и грацию движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;

5.        воспитывать переключаемость от одного поля деятельности на другое;

6.        развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

7.        формировать и закреплять навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, формировать связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

8.        формировать, развивать слухо - зрительно – двигательную координацию и работать над ее коррекцией.

 

Физкультминутка

Физминутка на логопедическом занятие необходима для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональной разрядки. Физминутка развивает двигательную активность общую моторику, пространственные представления у обучающихся с ОВЗ.

Музыкатерапия

Использование музыкотерапии на коррекционных занятиях помогает снимать нервно-психическое напряжение детей, расслабляет и активизирует деятельность обучающего, может усыплять и вызывать приток энергии. Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, а положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, что является необходимым для нормализации эмоционального состояния заикающегося.

             

Акватерапия

Акватерапия - стабилизация эмоционального фона. Снятие психоэмоционального и физического напряжения. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

Развивающий секрет игр с водой объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Главная задача – стимулирование сенсорно-перцептивной сферы и  развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

Артикуляционная гимнастика

Особый интерес проявляется у детей при выполнении упражнений с наглядным пособием «Мягкая артикуляционная гимнастика», созданным

своими руками.

Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Особый интерес проявляется у детей при выполнении упражнений с наглядным пособием «Мягкая артикуляционная гимнастика», созданным своими руками.

Мелкая моторика

Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук ребёнка развивает речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.

 

Общая моторика

Цель: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движения рук и ног, ориентировка в пространстве и понятия правостороннего и левостроннего движения.

Работа по формированию и совершенствованию общей моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия, так как в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Чем больше будет уделено внимания этому вопросу, тем эффективней и быстрее будет достигнут положительный результат.

Биоэнергопластика

Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Благодаря активному применению данной технологии в работе, у обучающихся со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, повышается эффективность постановки и  автоматизации нарушенных звуков в речи.

Кинезеологические упражнения

Применяются с целью улучшения межполушарного взаимодействия, улучшения мыслительной деятельности, памяти и внимания. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

Заключение

Таким образом очень важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность и способствовала не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в речевом развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей организма.

Здоровьесберегающие технологии позволяют активно сотрудничать со всеми специалистами школы и взаимодействовать с законными представителями детей со статусом ОВЗ, что отображается в положительной динамике речевого развития обучающихся.

Применение в работе учителя-логопеда здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...

Реализация здоровьесберегающей технологии в учебном процессе

В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с ...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....