Конспект коррекционного занятия "Дифференциация букв А-О""
план-конспект по логопедии

Малышева Елена Андреевна

конспект логопедическое занятие «Дифференциация звуков и букв  [А] – [О]»

Цель: закреплять дифференциацию звуков [а] и [о] в словах и предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_5_klass_differentsiatsiya_a-o.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

   Логопедическое занятие «Дифференциация звуков и букв  [А] – [О]»

Цель: закреплять дифференциацию звуков [а] и [о] в словах и предложениях

Задачи:

Образовательные:

- учить различать звуки и буквы /а-о/ в устной и письменной речи;

- закреплять правописание /а-о/ посредством выполнения упражнений на индивидуальных карточках;

Коррекционно - развивающие:

- развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата посредством выполнения артикуляционной гимнастики;

- развивать зрительное и слуховое восприятие посредством различения звуков на слух;

- развивать внимание, память посредством выполнения упражнения на дифференциацию звуков, соотнесение слов и схем

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к учению;

- воспитывать трудолюбие и целеустремлённость в работе;

БУД:

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные: умение работать с учебными принадлежностями (дидактическим материалом)

Познавательные: умение делать простейшие обобщения, сравнивать, на наглядном материале.

Тип: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, практические, наглядные.

Оборудование: зеркала, тетради, ручки, индивидуальные карточки с заданиями, презентация к занятию.

Ход занятия.

Организационный момент.

Психологический настрой.

- Подарите мне свою улыбку.

- А теперь улыбнитесь друг другу.

- Улыбка поднимает настроение, открывает двери, приносит радость общения.

- И пусть на сегодняшнем занятии, на котором нас ждет много новых открытий, улыбка будет нашим верным спутником. Она, как путеводная звезда, поможет нам разобраться во всем и справиться с любой проблемой.

Дыхательная гимнастика (стоя, вдыхаем воздух через нос и поднимаем руки вверх, выдыхаем, опускаем руки вниз)

- Вместе настроимся на работу, проговорим наш девиз:.

Каждый день всегда везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

Никуда мы не спешим!

- Ребята, а какое сегодня число?

- А какой день недели?

- А какое сейчас время года?  (зима)

- Какой месяц начинает зиму? (декабрь)

- А за декабрем какой месяц следует? (январь)

- Назовите последний месяц зимы? (февраль)

 - Ребята, вы правильно сказали, все эти месяцы зимние.

 Артикуляционная гимнастика

-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику.

-А-О-А-О-А-О-А-О-А (делаем красивый, большой рот)

-УУУУУУУУУУУУУ (губы в трубочку)

А-О-У-А-О-У

-И-Ы-И-Ы-И-Ы-И-Ы (четко произносим звуки, растягиваем губы)

-ЕЕ-ЕЕ-ЕЕ-ЕЕ-ЕЕ-ЕЕ (произносим на манер «Бременских музыкантов)

Это упражнение выполняем плавно, напевно:

Ветер воет – УУУУУУУУУУУУУУУУУУ (произносим в один звук)

Ветер стонет – ООООООООООООООО (произносим в один звук)

Ветер плачет – ААААААААААААААААА (произносим в один звук)

Ветер скачет - (щелкаем языком, как лошадка скачет).

Пальчиковая игра «Мячик-ежик»

Ежик колет нам ладошки,                              (катаем шарик в разных направлениях)

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –                            (шариком ударяем по ладошке)

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем,                               (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем.                                         (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,                         (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем.                                        (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол,                                     (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                                    (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…                                   (катаем мячик по столу)

Потом ручку поменяем                                     (меняем руки)

 Введение  в тему.

  Задание: детям выдаются  индивидуальные карточки  с буквами. Логопед называет  направление  шагов,  дети соединяют буквы карандашом.

- Найдите букву,  которая стоит после И в  первой строке; сделайте один шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг вниз, вправо, шаг вправо, шаг вниз, еще один вниз, шаг влево, вправо, вниз, влево.

ф

и

о

у

д

о

о

о

с

р

а

а

е

и

у

д

а

а

а

п

ы

ф

а

а

к

ф

и

о

а

д

а

о

о

о

ф

Посмотрите, какие буквы встретились у вас на пути?

-О каких  буквах будем  говорить? ( о буквах а,о)

- Сегодня мы будем говорить о буквах А—О, о звуках, которые эти буквы обозначают, о том, как различать эти звуки и буквы и не наделать ошибок.

Основная  часть

- Сегодня мы будем различать гласные буквы а-о на письме в слогах, словах и предложениях.

Работа  над  образом  букв. Уточнение элементов строчных букв а и о.

– Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

Педагог показывает карточки с прописными строчными буквами А и О.

– Из каких элементов состоит строчная буква О? (Буква О состоит из одного элемента – овала).
– Из каких элементов состоит строчная буква А? (Буква А состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением внизу вправо).

– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).

–Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы О ее нет, а у буквы А он есть).

- Запомните! Буква а  состоит  из 2 элементов, ( овала и крючка). А буква  о  состоит  из 1 элемента, овала.

Сейчас поиграем в Игру (педагог называет слоги, затем слова, обучающиеся поднимают заданную букву, которую слышат)

(ма, со, ра, ор, он, ва, кА, то, от, рот, сом, сок, мак, рак, коса)

Дифференциация  букв  в  словах.

- У каждого есть карточка, на которой написаны слова с пропущенными буквами. Вам нужно подумать и вставить нужную букву а  или  о , чтобы получилось слово. (К…т, с…к, л…к, м…к, к..ш…, р…т, сл…н, с…нки, пл…тье, к…р…нд…ш)

Физминутка

По тропинке леший шел

На полянке гриб нашел

Раз грибок, два грибок

Вот и полный кузовок.

Леший охает – устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся

А потом вперед прогнулся,

А потом назад прогнулся

И до пола дотянулся.

И налево и направо

Повернулся, вот и славно.

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

А сейчас давайте откроем тетради, запишем число.

Выполним ещё одно задание со словами-паронимами.

«Замени букву: А—О, О—А». Прочитайте слова, замените буквы А на О и О на А так, чтобы получились новые слова. Запишите. .

А – О О – А

палка – ______________

Зойка – ______________

баран – ______________

Тоня – _______________

тачка – ______________

Соня – _______________

пачка – ______________

Рома – _______________

качка – ______________

морс – _______________

дачка – ______________

Жора – ______________

бачок – ______________

мойка – ______________

Дополнительно устно.

  1. Обсудить, какие слова вам встретились  с большой буквы?. (Имена – Зойка, Тоня, Таня, Соня, Саня, Рома, Жора, название планеты – Марс).
  2. Какие слова вам не понятны? ( марс-планета, морс-напиток, дачка-)

Интерактивная игра «Волк и овцы»

Цель: развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа.

Овечки несут картинки. Все они содержат заданный звук, только на одной картинке в слове нет этого звука. Нужно найти эту картинку.

Ребята, в начале занятия вы мне сказали, какое сейчас время года? (зима)

Назовите мне зимние слова, чтобы в этих словах были буквы А-О. (зима, мороз, снежок, сосулька, ) и записать эти слова на доске.

Ребята, давайте с этими словами составим словосочетание, предложение.

4. Итог   занятия.

- Ребята, какие гласные звуки мы с вами различали?

- Какой общий элемент у букв о, а ?

- Чем различается их написание?

-Какие  задания мы выполняли сегодня?

-Какое вам больше всего понравилось?

-Ребята, у вас на парте лежат смайлики, выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение от нашего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звук и буква Ж"

В конспекте представлены основные методы и приемы работы логопеда по звукопроизношению на примере звука  и буквы Ж....

Конспект коррекционно-логопедического занятия. Тема: "Дифференциация оптически сходных букв Л и М" (4 класс VIII вид).

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить дават...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "ЗВУКИ [Г - Г\'] И БУКВЫ Г,г" (1 дополнительный класс VII вид).

Тема: ЗВУКИ [Г - Г'] И БУКВЫ Г,г.ЦЕЛЬ: познакомить со звуками [Г - Г'] и графическим изображением буквы на письме. Задачи: учить дифференцировать звуки в [Г - Г'] слогах, словах. Тренирова...

Конспект коррекционно-логопедического занятия для 1 класса «Дифференциация рукописных строчных букв б-д»

Конспект логопедического занятия для 1 класса "Дифференциация рукописных строчных букв б-д"...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Конспект открытого урока русского языка (коррекционная школа) «Буква Я в начале слова или слога» 2 класс

Обучающиеся должны:-анализировать слова по звуковому составу;различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, твердые имягкие согласные на конце слова;-различать шипящие и свистящие с...

«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях» Конспект коррекционно-развивающего занятия

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с ...