Конспект коррекционно-логопедического занятия. Тема: "Дифференциация оптически сходных букв Л и М" (4 класс VIII вид).
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить давать характеристику звуков и букв занятия. Закреплять знания о фруктах и ягодах. Развивать зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления звуках и буквах занятия. Обогащать словарный запас.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия учителя-логопеда Аверкиной Г.Н.

Тема: ЗВУКИ И БУКВЫ. Дифференциация оптически сходных

согласных букв Л и М.

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить давать характеристику звуков и букв занятия. Закреплять знания о фруктах и ягодах. Развивать зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления звуках и буквах занятия. Обогащать словарный запас.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ОРГ.МОМЕНТ

Логопед: Отгадайте загадки:

Он заклятый враг простуды

Им с тобой лечиться будем.

Дольки в чай его кладем

С удовольствием мы пьем.

Желтый, кислый, ароматный,

В чае с сахаром приятный,

Витаминов полон он

А зовут его ЛИМОН

Л.: Назовите первый звук в слове «Лимон»

У.: [Л’]

Л.: Дайте характеристику звуку [Л’]

У.: [Л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)

Л.: На письме [Л’] мы обозначаем буквой : Л,л

Логопед: Отгадайте загадки:

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (МАЛИНА)

Сладких ягод соберите

Для варенья припасите.

От простуды, от ангины

С чем поможет чай?

С… МАЛИНОЙ.

Л.: Назовите первый звук в слове «Малина»

У.: [М]

Л.: Дайте характеристику звуку [М]

У.: [М] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)

Л.: На письме [М] мы обозначаем буквой : М,м

Показ иллюстрации ЛИМОНА

(показ букв ПЕЧАТНЫХ и ПИСЬМЕННЫХ на доске)

Показ иллюстрации МАЛИНЫ

(показ букв ПЕЧАТНЫХ и ПИСЬМЕННЫХ на доске)

3’

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Л.: Сегодня на занятии мы будем с вами учиться не путать буквы «М» и «Л»

Л.: Предлагаю вам сложить из палочек буквы М и Л.

Л.: Чем схожи буквы и в чем их отличия друг от друга?

У.: У букв одинаковые элементы, но у буквы «М» количество элементов больше.

Л.: Предлагаю вам сложить из элементов-крючочков прописные буквы М и Л.

Л.: Чем схожи буквы и в чем их отличия друг от друга?

У.: У букв одинаковые элементы, но у буквы «М» количество элементов больше.

Л.: Давайте теперь обведем пальчиком буквы «М» и «Л» выполненные из песка на карточках.

Л.: Теперь пропишите буквы М и Л  на листе, где обозначено «Задание №1». Вам следует обвести ручкой уже написанное изображение и продолжить строчку.

Л.: Давайте вернемся к загадкам по лимон и малину. Скажите пожалуйста, что это за плоды? Что является фруктом, а что – ягодой?

У.:  Лимон – фрукт, малина – ягода.

Л.: Рассмотрите иллюстрацию, на которой Саша и Маша вместе с мамой собирают в саду ягоды и фрукты. Расскажите:  Какие ягоды изображены?

У.: На иллюстрации я вижу ягоды: смородина, малина, крыжовник.

 Л.: Какие фрукты вы видите?

У.: Я вижу на картинке фрукты: яблоки, груши, сливы.

Л.: Какие ягоды собирает Маша?

У.: Маша собирает малину.

Л.: Саша устал и присел передохнуть. Как вы думает, какие фрукты он собирает?

У.: Наверно, яблоки и груши. Они в коробке и корзинке, которые стоят на скамейке.

Л.: Что собирает мама?

У.: Мама собирает сливы. Сливы – это фрукт.

Л.: Для чего люди собирают ягоды и фрукты? Что с ними делают после того, как соберут?

У.: В ягодах и фруктах много полезных витамин для нас, они укрепляют наш организм. После сбора из ягод и фруктов варят варенье, джем, пастилу, сушат дольками сухофрукты.

Л.: Назовите ягоды и фрукты, в названии которых есть звуки [Л]-[Л‘],[М]-[М

У.: сЛива, МаЛина, ябЛоки, сМородина.

Л.: Переверните лист заданий. Здесь у вас  - задание: вам надо вписать пропущенную букву, тогда вы прочитаете название плода, половинку которого вам надо дорисовать и по образцу заштриховать карандашами.

Л.: У меня рассыпались ягоды и фрукты. Составьте из слогов слова – тогда вы узнаете, какие ягоды и фрукты я рассыпала.

У.: Ман-да-рин (фрукт), яб-ло-ко (фрукты), сли-вы (фрукт)

Л.: Мандарин. Это ягода или фрукт? (фрукт).В каком по счету слоге изучаемая буква «м»? (в первом).

(аналогичная работа с другими названиями фруктов).

Л.: Выполним  задание под номером 3: напишите названия фруктов в два столбика. В первый столбик названия, в которых есть буква «Л», во второй столбик  - названия фруктов, в которых есть буква «М».

Л

М

Яблоко

Мандарин

Слива

Л.: Какие названия ягод записали в столбик с буквой «Л»?

У.: яблоко, слива

Л.: Какие названия ягод записали в столбик с буквой «М»?

У.: Мандарин.

Л.: Посмотрите, на доске я разместила еще три иллюстрации плодов, назовите их.

У.: крыжовник, смородина, вишня

Л.: Запишите название того плода, в котором есть буква занятия.

У.: смородина

Л

М

Яблоко

Мандарин

Слива

смородина

Л: Какие блюда можно приготовить, используя ягоды и фрукты?

У.: варенье, компот, пирожки и ватрушки, каши, пудинги, мороженое…

Л.: Теперь мы с вами побудем поварами. Вставайте парами. Кто лучше всего готовит и не сбивается с ритма и движений? Сейчас узнаем.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «Я главный повар»:

Я – ( хлопок двумя ладонями о ладони соседа)

 главный (хлопок кулачками о кулачки соседа)

по- (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

вар (хлопок кулачками о кулачки соседа)

и десять (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой) 

пова- (хлопок кулачками о кулачки соседа)

рят (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

…. (хлопок кулачками о кулачки соседа)

Все (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

меня (хлопок кулачками о кулачки соседа)

любят(перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

 и (хлопок кулачками о кулачки соседа)

все мне(перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

 гово- (хлопок кулачками о кулачки соседа)

рят: (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

….. (хлопок кулачками о кулачки соседа)

- Как вку-сно, (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой) 

вы, (хлопок кулачками о кулачки соседа)

гото- (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

ви-те! (хлопок кулачками о кулачки соседа)

- Как (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

вкус-но, (хлопок кулачками о кулачки соседа)

 вы , (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

 пе-че (хлопок кулачками о кулачки соседа)

-те! (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

- Что паль-чи-ки об-ли-жи-те

И пе-сен-ку спо-ё-те:

«А- (хлопок в ладоши)

лё- (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

А- (хлопок в ладоши)

лё- (перекрестный хлопок о ладоши соседа левой рукой)

А- (хлопок в ладоши)

лё-нуш-ка (три хлопка двумя ладонями о ладони соседа)

И- (хлопок в ладоши)

ва-(перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

И- (хлопок в ладоши)

ва-(перекрестный хлопок о ладоши соседа левой рукой)

И- (хлопок в ладоши)

ва-нуш-ка (три хлопка двумя ладонями о ладони соседа)

Мос-(хлопок в ладоши)

ква- (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

ре-(хлопок в ладоши)

ка – (перекрестный хлопок о ладоши соседа левой рукой)

кра- (хлопок в ладоши)

са-ви-ца (три хлопка двумя ладонями о ладони соседа)

Кру- (хлопок в ладоши)

Ты (перекрестный хлопок о ладоши соседа правой рукой)

-е (хлопок в ладоши)

Бе- (перекрестный хлопок о ладоши соседа левой рукой)

Ре- (хлопок в ладоши)

га-га-га!» (три хлопка двумя ладонями о ладони соседа)

Л.: Запишите красиво предложения в листе заданий №3: «Малина, земляника – это ягоды. Лимон, слива – это фрукты.» Подчеркните буквы занятия.

Л.: Послушайте шуточное стихотворение:

Н крапиве, как на плитке,

Вскипятили чай улитки.

Пирожки у них с вареньем,

Приходи на угощенье.

В названии гостеприимных улиток тоже есть буква занятия «Л» : уЛитка.

Л.: предлагаю вам с помощью кисти руки нарисовать на листе заданий улитку (на стороне листа, где вы рисовали фрукт)

Инструкция: 1.Сгибаете две фаланги пальцев, прямым остается прижатый большой палец. 2.Получившуюся фигуру из кисти руки прикладываем к листу бумаги и обводим карандашом. 3.Контур большого пальца – это голова улитки, всё остальное – корпус её тела домика-раковины. Дорисуем спираль на раковине, глаза, рот, рожки на голове. Получилась улитка. 4.Осталось только раскрасить. Для этого сами выберите материал: карандаши, фломастеры, восковые мелки или карандаши.

Выдаются на стол палочки и картонные элементы для складывания прописных букв

Выдаются карточки «песчаные буквы»

И лист с заданий

Выполняют

задание №1 (ручкой)

Рассматриваем иллюстрацию.

P.S. Ягода – сочный некрупный плод, который (обычно) можно взять двумя пальцами и целиком положить в рот, не надо частями откусывать. Ягоды бывают на кустарниках (смородина) и травянистые (клубника).

Искл.: арбуз.

Фрукты – сочный плод, который обычно растет на дереве, внутри – косточка или семечки, из который потом вырастает новое дерево.

 Выполняют задание (ручкой, цветными карандашами)

Выдаются карточки-слоги.

Логопед показ. иллюстрации плода-отгадки

На доске заполнить два столбика (учениками)

Текс песенки:

Я-главный повар и десять поварят! Все меня любят и все мне говорят:

«Как вкусно вы готовите! Как вкусно, вы, печете! Что пальчики оближите и песенку споёте:

- Алё-Алё-Алёнушка

Ива, Ива, Иванушка Москва – река красавица, крутые берега-га-га.

Пишут предложения по образцу.

Показ выполнения рисунка на доске педагогом.

2’

1’

5’

3’

2’

5’

5-7’

3’

5’

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Л.: Сегодня на занятии мы учились не путать написание букв «М» и «Л». Чем они схожи и чем отличаются?

У.: У букв одинаковые элементы, но разное количество элементов.

Л.: Еще повторили, что такое фрукты и ягоды.

1’

План:

  1. Орг.Момент

Загадки про лимон и малину.

Он – почти как апельсин

С толстой кожей, сочный.

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень.

(лимон)

Он заклятый враг простуды

Им с тобой лечиться будем.

Дольки в чай его кладем

С удовольствием мы пьем.

Желтый, кислый, ароматный,

В чае с сахаром приятный,

Витаминов полон он

А зовут его ЛИМОН

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (МАЛИНА)

Сладких ягод соберите

Для варенья припасите.

От простуды, от ангины

С чем поможет чай?

С… МАЛИНОЙ.

Характеристика 1-го звука в слове «лимон»                        показ букв

Характеристика 1-го звука в слове «малина»

  1. Основная часть
  1. Складываем из палочек буквы Л и М = >  из крючочков => обводка песчаных букв
  2. Лист заданий №1: обвести контур букв и продолжить строчку
  3. Ягода-Фрукт??? Лимон – фрукт, малина – ягода. Беседа по иллюстрации в журнале.
  4. Вставить букву в название плода и дорисовать половинку плода, продолжить узор.
  5. Составление название плодов из рассыпанных слогов  (OOOOO)
  6. Лист заданий №2:

Л

М

Яблоко

Мандарин

Слива

смородина

  1. Я- главный повар
  2. Лист заданий №3: записи предложений
  3. Улитка

На крапиве, как на плитке,

Вскипятили чай улитки.

Пирожки у них с вареньем,

Приходи на угощенье.

  1. Подведение итогов

Конспект открытого занятия учителя-логопеда Аверкиной Г.Н.

Тема: ЗВУКИ И БУКВЫ. Дифференциация оптически сходных

согласных букв Л и М.

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия в словах и предложениях. Развивать зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления звуках и буквах занятия. Обогащать словарный запас.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ОРГ.МОМЕНТ

Логопед:

Отгадайте загадки:

Рыжая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Зовут её – (ЛИСА)

Л.: Назовите первый звук в слове ЛИСА.

Л.: Дайте характеристику звукам [Л] [Л’]

У.: [Л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)

Л.: На письме [Л’] мы обозначаем буквой : Л,л

Логопед:

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной (МЕДВЕДЬ)

Л.: Назовите первый звук в слове МЕДВЕДЬ.

Л.: Дайте характеристику звуку [М]

У.: [М] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)

Л.: На письме [М] мы обозначаем буквой : М,м

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Л.: Сегодня на занятии мы будем с вами продолжать учиться не путать буквы «М» и «Л»

Л.: Предлагаю вам сложить «цветные предложения». Слова одного цвета принадлежат к одному предложению.

Л.: Следующее задание: поставьте предложения в таком порядке, чтобы получился небольшой рассказ, история.

У.: Лариса собрала в палисаднике смородину. Мама сварила смородиновый компот и испекла булочки. Лариса позвала на полдник Славу и Клаву. Дети с удовольствием ели булочки и пили компот из смородины. 

Л.: Что мы называем рассказом?

У.: Рассказ – это текст, в котором предложения взаимосвязаны друг с другом.

Л.: Запишите рассказ в тетрадь.

Л.: Давайте в каждом предложении найдём грамматическую основу.

Л.: Что мы называем грамматической основой?

У.: Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.  

Л.: Назовите грамматическую основу в первом предложении.

У.:  КТО? Лариса. Это подлежащее, выраженное существительным. ЛАРИСА ЧТО ДЕЛАЛА? Собирала - это сказуемое, выраженное глаголом.

Аналогично разбираем следующие предложения (Мама сварила и испекла. Лариса позвала. Дети ели и пили.)

Л.: Подчеркните в словах буквы занятия: М и Л.

Л.: предлагаю вам прочитать предложение «перевертыш»:

ЛАЗИЛ ДЁМА МЁД ЛИЗАЛ.

МОКНЕТ ОКСАНА С КОТЕНКОМ.

Л.: отгадайте анаграмму:

ЛАПОТЬ (ПАЛЬТО)

ЛИСА (СИЛА)

ЛОШАДКА (ЛАДОШКА)

Л.: Вставьте буквы занятия в слова .Составьте Словосочетания из слов, которые подходят друг другу по смыслу.

__андарин ,       __а__енький,  ___ашина,         ___ягкий, ___ир              __ирный, ___оре  ,             __е___кий,     ___акароны,      __а___иновый,

___узыкант ,       ___ед___енный, ___ужчина ,       ___ед___ите__ьный,

___яч  ,      ___удрый

Ответ:

Мандарин     маленький

Машина         мягкий

Мир                 мирный

Море               мелкий

Макароны      малиновый

Музыкант        медленный

Мужчина        медлительный

Мяч                 мудрый

Ответ: Мандарин мелкий, Мужчина мудрый,  Мяч маленький

Л: образуйте множественное число от слов:

МОСТ – МОСТЫ, МЫЛО –МЫЛО, МУЗЕЙ – МУЗЕИ, МЕТРО – МЕТРО, МУХА  - МУХИ, МЕТР – МЕТРЫ

Л.: Внимательно прочитайте предложение. Может увидите ещё какое-нибудь животное.

 Жили в доМЕ ДВЕ Дикие кошки. А кто ещё?

Л.: Кто сможет быстро проговорить скороговорку?

КОТ МОЛОКО ЛАКАЛ,

А БОРЯ БУЛКУ В МОЛОКО МАКАЛ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Л.: Назовите сколько элементов в букве Л? Сколько элементов в букве М? В чем сходство и в чем различие букв Л и М?

(показ букв ПЕЧАТНЫХ и ПИСЬМЕННЫХ на доске)

3’


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы: М и Л . Дифференциация букв М и Л . Автор презентации: учитель – логопед Аверкина Г.Н.

Слайд 3

ЛИМОН

Слайд 5

МАЛИНА

Слайд 6

ЛИМОН- ФРУКТ

Слайд 7

МАЛИНА- ЯГОДА

Слайд 9

М м

Слайд 10

Составьте слова из рассыпанных слогов ко ман с ли да яб рин ло ва

Слайд 11

Запишите слова в два столбика. Подчеркните изучаемые буквы Л и М. Л М Яб л око

Слайд 12

В названии каких ягод или фруктов есть изучаемая буква?

Слайд 13

Л М Яб л око М андарин С л ива с м ородина

Слайд 14

Это ягоды или фрукты?

Слайд 15

Запишите предложения. Подчеркните изучаемые буквы Л и М. Малина, земляника – это ягоды.

Слайд 16

Это ягоды или фрукты?

Слайд 17

Запишите предложения. Подчеркните изучаемые буквы Л и М. Лимон, слива – это фрукты.

Слайд 18

На крапиве, как на плитке, Вскипятили чай …..

Слайд 19

Нарисуем улитку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия Тема: Дифференциация [д-т] в слогах, словах и предложениях 2 класс

Данный конспект занятия может быть использован на уроке "Произношение" или на групповом занятии с учащимися 2 класса с диагнозом нарушение чтения и письма....

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Дифференциация звуков и букв Б-П» с использованием ИКТ для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Б-П в словах и предложениях в устной и письменной речиЗадачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б-п;- закре...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....