Статья для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
статья по логопедии

Левашова Мария Анатольевна

Родитель узнает,что такое речь,также получит знания о главном направлении логопедической работы и в чём она заключается. Что оказывает влияние на формирование речи. Услышат рекомендации специалистов. Какие упражнения направлены на формирование речи. Познакомятся с методами профилактики и какие задачи она призвана решать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему "Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Речь - наш главный инструмент общения и развития абстрактного мышления. Мы воспринимаем окружающий мир через органы чувств и слова, можем мыслить отвлеченно. В современном дошкольном образовании все большее внимание уделяется предоставлению специализированной логопедической помощи детям. Статистика показывает, что число детей с речевыми нарушениями растет, поэтому воспитатели и логопеды детских дошкольных учреждений не специализированного типа должны совместно работать над профилактикой таких нарушений.

Логопедическая работа включает несколько направлений: коррекцию уже существующих нарушений речи, предупреждение возможных вторичных нарушений, профилактику речевых нарушений и развитие речи без нарушений, а также коррекцию и развитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

Многие родители считают, что логопедическая работа сводится только к исправлению неправильного произношения. Действительно, неправильное произношение вызывает больше всего беспокойства у родственников детей. Однако, логопедическая работа включает и другие направления. Одним из важнейших является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Есть несколько причин возникновения таких нарушений: ухудшение экологической обстановки, особенности регионального дефицита йода и фтора, увеличение количества патологий беременности и родовых травм, ослабление здоровья и увеличение заболеваемости детей, а также различные социальные причины.

Особое влияние на формирование речи оказывает социальное окружение и образование. Понижение уровня языковой культуры приводит к тому, что дети слышат неправильную и далеко нелитературную речь. Некоторые программы телевидения и видеокассет также имеют недостатки в речевом оформлении и содержании.

Неправильное речевое окружение и воспитание могут быть причиной дефектов речи у детей. В таком случае ребенок не может правильно воспринять языковую норму родного языка и формировать правильное артикуляционное восприятие звуков речи. В результате возникают дефекты звукопроизношения. Речевые нарушения, которые возникают в дошкольном возрасте, могут привести к целому ряду последующих нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков анализа звуков, бедность словаря и нарушение грамматической структуры речи. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом, поэтому так важно заботиться о развитии речи детей и ее правильности.

Многие специалисты рекомендуют начинать целенаправленную работу по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста, чтобы предотвратить возможные нарушения и выявить более сложные речевые патологии. Ребенок формирует свою речь в процессе общения с взрослыми, поэтому воспитатели в детских дошкольных учреждениях играют большую роль в создании правильной речевой среды. Их задача - формирование речи у детей при нормальном развитии. Программа воспитания и обучения включает развитие всех аспектов устной речи, а воспитание звуковой культуры речи является неотъемлемой частью этой работы.

Одним из важных аспектов речевой работы является развитие слухового внимания и мелкой моторики пальцев рук у детей. Часто этому этапу уделяется недостаточно времени, что может привести к нежелательным последствиям для речевого развития детей.

           В детском саду используются различные игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания и мелкой моторики пальцев рук. Однако в процессе обследования детей, нуждающихся в логопедической помощи, выясняется, что у них часто наблюдаются слабые мышцы пальцев рук, они не могут точно воспроизводить заданные позы и удерживать их. Особые трудности возникают при выполнении заданий на смену пальчиковых поз и воспроизведение заданного темпа движения. Причины таких нарушений можно объяснить педагогическими факторами, такими как неточное выполнение движений в коллективе, недостаточное осознание дискретных положений пальцев и отвлекающее речевое сопровождение игры.

            Поэтому, наряду с использованием игр, необходимо проводить ежедневные пальчиковые гимнастики, включающие комплекс поз и движений для развития мелкой моторики пальцев рук.

            Точность артикуляции и произношения звука является не менее важным аспектом речевой работы. Специальные упражнения позволяют привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить ощущения их движения. Обычно этот вид работы проводится коллективно с помощью стихов и речевок, содержащих соответствующий звук или звукоподражание. Однако, если звук не сформирован или его автоматизация не завершена, то это может привести к фиксации дефектного звука в речи ребенка и требовать дальнейшей коррекционной работы. Поэтому, вместе с проговариванием речевок, необходимо уточнять положение органов артикуляции при произнесении звуков.

            Для достижения желаемого результата также важно предварять знакомство детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые помогут сформировать и закрепить правильные произносительные навыки. Параллельно следует проводить комплекс артикуляционной гимнастики, чтобы дети обладали элементарными знаниями о строении ротовой полости и о возможных движениях органов артикуляции.

             Систематическая работа по развитию слухового внимания, мелкой моторики, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

            Особое внимание должно быть уделено профилактике речевых нарушений уже на стадии беременности. Важно обеспечить нормальное протекание этого периода в жизни женщины, что включает разъяснительно-профилактическую работу в женских консультациях. Также семья должна создавать спокойную обстановку, избегая стрессовых ситуаций. Разрешение семейных конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период.

После рождения ребенка следует тщательно следить за его ранним развитием, отмечая любые отклонения от нормы. Если ребенок не начинает держать головку или садиться самостоятельно в правильное время, если появление ходьбы или первых слов и фразовой речи задерживается, необходимо своевременно обратиться к специалистам и принять рекомендованные ими меры для исправления ситуации. Общее правило здесь состоит в том, что чем быстрее будут предприняты действия для преодоления отставания, тем легче будет его преодолеть.

Что касается профилактики речевых нарушений в раннем возрасте, она основывается на двух основных моментах:

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и сохранение здоровья его речевых органов.

2. Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

Решение первой задачи включает в себя:

- Предотвращение ушибов головы.

- Профилактика различных заболеваний и инфекций, связанных с высокой температурой (правильное выполнение профилактических прививок, избегание контакта с больными и т.д.).

- Сохранение слуха от простудных заболеваний, попадания инородных тел и избыточного шума.

- Своевременное лечение ушных заболеваний.

- Охрана артикуляторных органов, включая предотвращение рахита и аномалий речевого аппарата, исключение сосания пальца или подкладывания руки под щеку во время сна, раннее протезирование зубов при их преждевременной потере, операции при наличии расщелин верхней губы и нёба, своевременное подрезание короткой уздечки языка и охрана голосового аппарата от простуды, пыли, голосовой перегрузки и т.д.

- Охрана нервной системы ребенка, включающая избегание громких окриков, страшных рассказов, запугиваний, бережное отношение во время болезней и после их окончания, борьбу с аскаридами и т.д. Это особенно важно для предотвращения невротических речевых расстройств и заикания.

Забота о правильном речевом развитии ребенка заключается в следующих пунктах:

- Обеспечение благоприятного речевого окружения без нарушений речи у окружающих.

- Поощрение ребенка в лепете с помощью мимики и выражения радости.

- Развитие у ребенка интереса к восприятию речи окружающих, для чего нужно много разговаривать с ребенком с самых первых дней его жизни.

- Медленное и четкое произношение простых слов, связанных с реальной ситуацией ребенка, а также явное называние предметов и выполняемых действий, чтобы помочь ребенку постепенно усваивать речь.

- Ясное произнесение неправильно произносимых ребенком слов взрослыми с постепенным исправлением его произношения.

- Заучивание ребенку смотреть в лицо собеседнику во время разговора, так как зрительное восприятие артикуляции способствует лучшему освоению речи.

- Создание ситуаций, требующих от ребенка использования словесных просьб (взрослым не следует стремиться понимать его малозначащие жесты или взгляды).

- Организация такой жизни, при которой ребенок будет иметь необходимость говорить, включая общение с животными и игрушками.

- Исключение сюсюкания с ребенком, которое мешает ему усваивать правильные образцы речи.

- Занятие ритмикой, музыкой и пением, что способствует развитию правильного дыхания, гибкого и сильного голоса, а также предотвращает невнятность речи.

- Развитие мелкой моторики, которая играет важную роль в полноценной речи.

Таким образом, все члены педагогического коллектива детского сада и родители должны следить за речью ребенка, развивать его моторику, слуховую память и другие психические процессы, связанные с речью, а также сами говорить правильно и красиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....

Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)

ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол...

Консультация для родителей на тему: "Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей на тему: "Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте"...

самообразование на тему: "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста"

Для реализации темы я поставила цель: «Изучить особенности и возможности развития, и активизации творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью».Считается з...

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Этикет и ЗОЖ для детей дошкольного возраста»

Освещаются вопросы, связанные со столовым этикетом детей дошкольного возраста, обученте культурно-гигиеническим навыкам и правила застольного зтикета для детей младшего дошкольного возраста....