Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (2 класс)
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Логопедический пункт при МБОУ Алгасовской СОШ
- Фамилия, имя обследуемого, возраст, класс _____________, __ лет, ____ класс
- Дата обследования _______
- Жалобы родителей, учителя ________________________________________________
- Состояние слуха, зрения _______________________
- Данные о ходе речевого развития (гуление, лепет, первые слова, предложения. Прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как длительно) _________________________________________________________________________
- Состояние общей моторики _____________________________________________
- Состояние мелкой моторики ____________________________________________
- Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Общее звучание речи ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Звукопроизношение _______________________________________________________
- Фонематические процессы _________________________________________________
- Состояние языкового синтеза и анализа
- навыки звукобуквенного анализа и синтеза ____________________________;
- навыки слогового анализа и синтеза __________________________________;
- навыки анализа предложения ________________________________________;
- Слоговая структура речи ________________________________________________
- Общая характеристика речи:
а) словарный запас _______________________________________________________
б) грамматический строй _________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
в) связная речь ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Чтение:
16. Письмо
17. Заключение логопеда
Логопедический пункт при МБОУ Алгасовская СОШ
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя____________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________
адрес ___________________________________________________
телефон __________________________________________________
слух ___________________________________________________
зрение ___________________________________________________
заключение невропатолога (из мед. карты)__________________________
___________________________________________________________________
2. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:
рассказ по картинке или пересказ составил самостоятельно; требовалась стимуляция в виде поощрения, составил по вопросам; не мог составить; тема раскрыта полностью (не полностью); наличие ненужных отступлений от темы, в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, вот, потом и т.п., рассказ имеет чёткую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность, части рассказа расположены не по порядку; рассказывает по теме, но всё время «перескакивает», рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.
Тип предложения: назывное, простое нераспространённое, простое распространённое, сложносочинённое, сложноподчинённое, с однородными членами, осложнённое причастными и деепричастными оборотами; используются разные виды предложений, адекватно замыслу; нарушение порядка слов предложении, пропуски (замены, смешения предлогов).
3. ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ:
темп (ускоренный, замедленный, нормальный)_________________________
голос (тихий, громкий, хриплый, гнусавый, монотонный, неумение говорить шёпотом)_________________________________________________
дыхание (грудное, брюшное, смешанное, поверхностный вдох, короткий непродолжительный выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе)_____________________________
4. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА:
губы (толстые, тонкие, малоподвижные, неполное смыкание губ, укороченная уздечка губы, без отклонений)____________________________
челюсти (прогения, прогнатия)_______________________________________
прикус (открытый передний, открытый боковой)______________________
зубы (мелкие, редкие, излишне крупные, отсутствие зубов, сверхкомплектность, вне челюстной дуги)____________________________
язык (излишне толстый, не умещается во рту, излишне тонкий, укороченная подъязычная уздечка, вялый, малоподвижный, напряжённый, саливация, недостаточный объём и сила движений, неточность (точность) выполнения, переключаемость, наличие синкиезий, темп движений (норма, ускоренный, замедленный) __________________________
нёбо твёрдое и мягкое (низкое твёрдое нёбо, куполообразное, готическое, расщелина, укороченное мягкое нёбо, раздвоение маленького язычка)_____
___________________________________________________________________
5. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:
свистящие | шипящие | соноры | заднеязычные | ||||||||
С с* | З з* | ц | ш | ж | ч | щ | Л л* | Р р* | к | г | х |
6. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
выделение ударного гласного в начале слова (утка, Оля, Аня)______________
выделение гласного в конце слова (луна, мука, шары)____________________
выделение согласного в начале слова (сок, крот, балка) __________________
выделение согласного в конце слова (слон, страх, гвоздь)_________________
полный анализ слов (ком, лапы, хвост)_________________________________
7. РАЗЛИЧИЕ ЗВУКОВ:
аоу_____________________ тя-ча____________________
па-ба-да_________________ ан-ань__________________
ка-ха-ка_________________ са-ша-са_________________
ща-ша-са________________ ны-ни-ны________________
8. ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ СЛОЖНОГО СЛОГОВОГО СОСТАВА (характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог, переставляет согласные, очень нечётко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова, при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой (без опоры на образец)
строительство_________________ парикмахерская________________
электрический___________________ температура ___________________
аквариум ______________________ сковорода ____________________
велосипедист___________________ пудреница ____________________
статуэтка_______________________ милиционер___________________
Геологи уехали в экспедицию._________________________________________
На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки_________________
___________________________________________________________________
Велосипедист едет на велосипеде_____________________________________
9. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (соответствует возрастной норме, ниже нормы, ограничен обиходной лексикой)
знание обобщающих слов (одежда, обувь, посуда, мебель, домашние, дикие животные, транспорт, насекомые, профессии, предметы быта).
столяр______________ люстра_____________ транспорт__________
стекольщик__________ графин_____________ обувь_____________
крановщик__________ кувшин____________ насекомые_________
машинист___________ солонка____________ мебель____________
почтальон___________ маслёнка___________ шланг_____________
носильщик___________ перечница__________ чашка_____________
сварщик_____________ половник___________ кофейник__________
Антонимы:
друг ___________ говорить ____________ высокий ____________
ночь___________ положить____________ старший ____________
начало_________ строить _____________ тёплый _____________
медленно ______ ругать ______________ острый _____________
10. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (словоизменение, словообразование, согласование, управление).
Именительный падеж, множ. число существительных:
стол - ___________ глаз - __________ стул - __________
нос - ___________ рукав - __________ дерево - __________
рука - ___________ село - __________ крыло - __________
плечо - _________ поезд - __________ лист - __________
ухо - __________ окно - __________ сук - ___________
день - __________ зеркало - _________ перо - ____________
пень - __________ ведро - __________ копьё - ___________
Родительный падеж, множ. число существительных:
тетради - ____________ воротники - ______________
мячи - _____________ щенки - ______________
ножи - _____________ облака - ______________
уши - _____________ столы - ______________
ноги - _____________ блюдца - ______________
лампы - _____________ овцы - _______________
яблоки - _____________ кольца - _______________
стёкла - _____________ полотенца - _______________
11. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
варенье из яблок ___________________ из вишен _____________________
из смородины ___________________ из слив _____________________
сок из абрикосов ___________________ салат из огурцов _______________
сарафан из ситца ___________________ ботинки из кожи _______________
кофта из трикотажа _________________
12. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
глаза кошки______________________ повадки волка___________________
хвост лисы ______________________ будка собаки ___________________
голова белки ____________________ очки бабушки ___________________
газета дедушки __________________ платье мамы ___________________
13. СОГЛАСОВАНИЕ _________________________________________________
14. УПРАВЛЕНИЕ ____________________________________________________
Предлоги: в - ____ на - _____ под - ____ с - ____ из - _____ над - ____
к - ____ от - _____ из-за - ______ из-под - _____ за - ______ перед - _______
между - ______ через - ________ около - _________
15. ЧТЕНИЕ (побуквенное, послоговое, словами)
(знает отдельные буквы; знает буквы, но не читает; читает слоги и односложные слова; читает по слогам, медленно, монотонно, пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы)
Понимание прочитанного (с трудом понимает прочитанное, пересказывает с помощью вопросов; основное содержание понимает, скрытый смысл понимает с трудом; испытывает некоторые затруднения).
16. Проявления заикания: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного, в вопросно-ответной речи, при чтении во время отражённой, сопряжённой и шёпотной речи.
Степень выраженности: лёгкая, средняя, тяжёлая.
Форма судорог: клоническая, тоническая, смешанная
Вид судорог: дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный
Заключение логопеда:
• ОНР – Ш (дизартрический компонент);
• ФФН;
• ФН (ротоцизм, ламбдацизм, сигматизм (свистящих или шипящих), капацизм) необходимое заключение подчеркнуть
• Заикание (клоническая, тоническая, смешанная) необходимое заключение подчеркнуть
• Полиморфное нарушение звукопроизношения
Рекомендовано:
Фамилия учителя-логопеда:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-203299-1360768353.png)
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365029-1386695788.jpg)
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-196245-1420408170.jpg)
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
Организация проведения артикуляционной гимнастики. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/25/picture-143582-1458888919.jpg)
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
В данной памятки указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-955687-1507487708.jpg)
Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л
Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-284724-1377431855.jpg)
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-998744-1516448205.jpg)
Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.
В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....