Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (2 класс)

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_1.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Логопедический пункт при МБОУ Алгасовской СОШ

  1. Фамилия, имя обследуемого, возраст, класс _____________, __ лет, ____ класс
  2. Дата обследования _______
  3. Жалобы родителей, учителя ________________________________________________
  4. Состояние слуха, зрения _______________________
  5. Данные о ходе речевого развития (гуление, лепет, первые слова, предложения. Прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как длительно) _________________________________________________________________________
  6. Состояние общей моторики _____________________________________________
  7. Состояние мелкой моторики ____________________________________________
  8. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Общее звучание речи ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Звукопроизношение _______________________________________________________
  11. Фонематические процессы _________________________________________________
  12. Состояние языкового синтеза и анализа
  • навыки звукобуквенного анализа и синтеза ____________________________;
  • навыки слогового анализа и синтеза __________________________________;
  • навыки анализа предложения ________________________________________;
  1. Слоговая структура речи ________________________________________________
  2. Общая характеристика речи:

а) словарный запас _______________________________________________________

б) грамматический строй _________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

в) связная речь ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Чтение:

16. Письмо

17. Заключение логопеда

Логопедический пункт при МБОУ Алгасовская СОШ

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Фамилия, имя____________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________

адрес ___________________________________________________

телефон __________________________________________________

слух ___________________________________________________

зрение ___________________________________________________

заключение невропатолога (из мед. карты)__________________________

___________________________________________________________________

2. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:

рассказ по картинке или пересказ составил самостоятельно; требовалась стимуляция в виде поощрения, составил по вопросам; не мог составить; тема раскрыта полностью (не полностью); наличие ненужных отступлений от темы, в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, вот, потом и т.п., рассказ имеет чёткую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность, части рассказа расположены не по порядку; рассказывает по теме, но всё время «перескакивает», рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.

Тип предложения: назывное, простое нераспространённое, простое распространённое, сложносочинённое, сложноподчинённое, с однородными членами, осложнённое причастными и деепричастными оборотами; используются разные виды предложений, адекватно замыслу; нарушение порядка слов предложении, пропуски (замены, смешения предлогов).

3. ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ:

темп (ускоренный, замедленный, нормальный)_________________________

голос (тихий, громкий, хриплый, гнусавый, монотонный, неумение говорить шёпотом)_________________________________________________

дыхание (грудное, брюшное, смешанное, поверхностный вдох, короткий непродолжительный выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе)_____________________________

4. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА:

губы (толстые, тонкие, малоподвижные, неполное смыкание губ, укороченная уздечка губы, без отклонений)____________________________

челюсти (прогения, прогнатия)_______________________________________

прикус (открытый передний, открытый боковой)______________________

зубы (мелкие, редкие, излишне крупные, отсутствие зубов, сверхкомплектность, вне челюстной дуги)____________________________

язык (излишне толстый, не умещается во рту, излишне тонкий, укороченная подъязычная уздечка, вялый, малоподвижный, напряжённый, саливация, недостаточный объём и сила движений, неточность (точность) выполнения, переключаемость, наличие синкиезий, темп движений (норма, ускоренный, замедленный) __________________________

нёбо твёрдое и мягкое (низкое твёрдое нёбо, куполообразное, готическое, расщелина, укороченное мягкое нёбо, раздвоение маленького язычка)_____

___________________________________________________________________

5. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:

свистящие

шипящие

соноры

заднеязычные

С с*

З з*

ц

ш

ж

ч

щ

Л л*

Р р*

к

г

х

6. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

выделение ударного гласного в начале слова (утка, Оля, Аня)______________

выделение гласного в конце слова (луна, мука, шары)____________________

выделение согласного в начале слова (сок, крот, балка) __________________

выделение согласного в конце слова (слон, страх, гвоздь)_________________

полный анализ слов (ком, лапы, хвост)_________________________________

7. РАЗЛИЧИЕ ЗВУКОВ:

аоу_____________________ тя-ча____________________

па-ба-да_________________ ан-ань__________________

ка-ха-ка_________________ са-ша-са_________________

ща-ша-са________________ ны-ни-ны________________

8. ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ СЛОЖНОГО СЛОГОВОГО СОСТАВА (характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог, переставляет согласные, очень нечётко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова, при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой (без опоры на образец)

строительство_________________ парикмахерская________________

электрический___________________ температура ___________________

аквариум ______________________ сковорода ____________________

велосипедист___________________ пудреница ____________________

статуэтка_______________________ милиционер___________________

Геологи уехали в экспедицию._________________________________________

На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки_________________

___________________________________________________________________

Велосипедист едет на велосипеде_____________________________________

9. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (соответствует возрастной норме, ниже нормы, ограничен обиходной лексикой)

знание обобщающих слов (одежда, обувь, посуда, мебель, домашние, дикие животные, транспорт, насекомые, профессии, предметы быта).

столяр______________ люстра_____________ транспорт__________

стекольщик__________ графин_____________ обувь_____________

крановщик__________ кувшин____________ насекомые_________

машинист___________ солонка____________ мебель____________

почтальон___________ маслёнка___________ шланг_____________

носильщик___________ перечница__________ чашка_____________

сварщик_____________ половник___________ кофейник__________

Антонимы:

друг ___________ говорить ____________ высокий ____________

ночь___________ положить____________ старший ____________

начало_________ строить _____________ тёплый _____________

медленно ______ ругать ______________ острый _____________

10. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (словоизменение, словообразование, согласование, управление).

Именительный падеж, множ. число существительных:

стол - ___________ глаз - __________ стул - __________

нос - ___________ рукав - __________ дерево - __________

рука - ___________ село - __________ крыло - __________

плечо - _________ поезд - __________ лист - __________

ухо - __________ окно - __________ сук - ___________

день - __________ зеркало - _________ перо - ____________

пень - __________ ведро - __________ копьё - ___________

Родительный падеж, множ. число существительных:

тетради - ____________ воротники - ______________

мячи - _____________ щенки - ______________

ножи - _____________ облака - ______________

уши - _____________ столы - ______________

ноги - _____________ блюдца - ______________

лампы - _____________ овцы - _______________

яблоки - _____________ кольца - _______________

стёкла - _____________ полотенца - _______________

11. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

варенье из яблок ___________________ из вишен _____________________

из смородины ___________________ из слив _____________________

сок из абрикосов ___________________ салат из огурцов _______________

сарафан из ситца ___________________ ботинки из кожи _______________

кофта из трикотажа _________________

12. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

глаза кошки______________________ повадки волка___________________

хвост лисы ______________________ будка собаки ___________________

голова белки ____________________ очки бабушки ___________________

газета дедушки __________________ платье мамы ___________________

13. СОГЛАСОВАНИЕ _________________________________________________

14. УПРАВЛЕНИЕ ____________________________________________________

Предлоги: в - ____ на - _____ под - ____ с - ____ из - _____ над - ____

к - ____ от - _____ из-за - ______ из-под - _____ за - ______ перед - _______

между - ______ через - ________ около - _________

15. ЧТЕНИЕ (побуквенное, послоговое, словами)

(знает отдельные буквы; знает буквы, но не читает; читает слоги и односложные слова; читает по слогам, медленно, монотонно, пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы)

Понимание прочитанного (с трудом понимает прочитанное, пересказывает с помощью вопросов; основное содержание понимает, скрытый смысл понимает с трудом; испытывает некоторые затруднения).

16. Проявления заикания: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного, в вопросно-ответной речи, при чтении во время отражённой, сопряжённой и шёпотной речи.

Степень выраженности: лёгкая, средняя, тяжёлая.

Форма судорог: клоническая, тоническая, смешанная

Вид судорог: дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный

Заключение логопеда:

• ОНР – Ш (дизартрический компонент);

• ФФН;

• ФН (ротоцизм, ламбдацизм, сигматизм (свистящих или шипящих), капацизм) необходимое заключение подчеркнуть

• Заикание (клоническая, тоническая, смешанная) необходимое заключение подчеркнуть

• Полиморфное нарушение звукопроизношения

Рекомендовано:

Фамилия учителя-логопеда:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

Организация проведения артикуляционной гимнастики. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

В данной памятки  указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....

Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л....

Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников

Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....