Постановка звука [р]
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Байгильдина Гульзана Байрамгалимовна

Конспект логопедического индивидуального занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_kass_r.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Индивидуальное занятие с обучающимся 2 класса

Логопедическое заключение: Нарушение письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.                                          

Тема занятия «Постановка звука [Р]»

Цель занятия: научить правильно произносить звук.

Задачи:

  1. Формировать правильную артикуляцию звука Р.
  2. Развивать фонематический анализ.
  3. Воспитывать правильное поведение в гостях.

Оборудование: зеркало; схемы характеристики звука; артикуляционный профиль звука; таблица гласных звуков; ребус к слову барабан; игрушка тигрёнок; предметные картинки с изображением красок, телевизора, помидора, шара, моркови; картинка торта с изображениями животных, разрезанная на кусочки; карточки со словами для задания «деформированное предложение»; карточка с домашним заданием в виде кусочка торта.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание этапа

1.        

Организационный момент

Подготовка к уроку. Приветствие.

2

Подготовка к восприятию темы занятия

Скоро особенный день – день рождения у одного звука. Волшебный тигрёнок подготовил ему много подарков. В названии каждого подарка есть звук-именинник.

- Назови подарки.

- Какой звук в них повторяется?

3

Объявление темы занятия

Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [Р].

4.        

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

- А ты хочешь пойти на день рождения к звуку [Р]? Почему?

- А с чем принято ходить на день рождения?

- Какой подарок мы можем подарить? Назови подарки, в названии которых есть звук [Р]? (Перечисляет)

Хорошо, в конце занятия мы обязательно вручим наш подарок.

Посмотри, на праздник собралось много гостей. Найди первого гостя (Корова). Что он нам приготовил?

Чтобы научиться правильно говорить звук Р и пойти на праздник, выполним упражнения:

Почистим зубы

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»  верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

Лошадка

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.

Футбол

Подготовка – дуть в нужном ритме.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, задуть ватку в ворота.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Индюк

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

      Качели

      Улыбнуться, открыть рот, поднимать и опускать кончик языка, касаясь попеременно верхних и нижних зубов. Язык работает за зубами.

Дятел

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо повторяя звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

5.

Характеристика звука.

- Вот мы и подготовились правильно произносить звук [Р]. А что мы готовили, какие органы речи?

Найди пожалуйста, кто ещё пойдёт на праздник. (Жираф)

- Вспомним как расположены органы речи: показ профиля, рассказ по схеме (артикуляционная характеристика).

- Акустическая характеристика.

6.        

Постановка звука

 Кто будет следующим гостем? (Рысь) Попробуем порычать как рысь.

Возьми зеркало. Сначала послушай, потом выполняй.

-Вдохнуть, сделать «Грибочек» и резко выдохнуть с силой, чтобы язычок задрожал. Посмотри.

- Поднять кончик языка  к альвеолам и долго тянуть звук З (похож на Ж), при этом быстро двигать указательным пальцем по нижней части языка.

7.

Физ. пауза

Кого ещё мы возьмём на праздник? (Зебра) Зебра очень подвижная, любит прыгать и бегать, поэтому предлагает нам немного размяться и отдохнуть.

Зебра встала, потянулась,

Распрямилась, встрепенулась.

Головой 5 раз кивнула,

Правым глазом подмигнула.

Лапки в стороны развела.        

И по жёрдочке пошла.

Прогулялась и присела,

На своё местечко села. 

8.

Развитие фонематических процессов.

Именинник очень гостеприимный, кого ещё он пригласил? (Крокодил)

Внимание! Хитрый крокодил зашифровал слово. Попробуй разгадать его? (Барабан)

Работа со словом-отгадкой:

- В слове есть звук [Р]? Сколько слогов в слове? Сколько звуков в слове? Какой 3й звук в слове? а последний?

- Какой звук стоит перед 3им? Каким заканчивается?

Крокодил приготовил ещё одно хитрое задание!

Слова перепутались (На играет барабане мартышка). Составь предложение. Как будешь записывать? Задай вопрос к слову мартышка, к слову играет.

Ещё один гость ждёт праздника. Кто это? Заботливая мама-кенгуру просит нас о помощи.

Чтобы имениннику было проще проверить, все ли гости пришли, мы поможем ему составить список приглашённых. Записывай имена гостей, выполняя звуко-буквенный анализ имён.

9.

Автоматизация звука.

Праздника заждался последний гость. От радости попасть на день рождения тигр зарычал. Порычим вместе с ним!

После [Р] ставим гласную (по таблице гласных звуков)

Рррра, ррро, рррэ, ррры…

10

Домашнее задание

Тигр приготовил тебе задание. Он решил, что у именинника должно что-то остаться на память о празднике. Напиши, чем занимался каждый гость на празднике.

11...        

Подведение итогов.

Давай соберём всех гостей вместе. Что у нас получилось? (торт). Кому мы его подарим?

Ты очень добросовестно готовился к празднику, достойно выполнял все задания. Молодец! Какие задания тебе запомнились?

За твоё усердие тебе тоже полагается кусочек торта.

(Выдаётся домашнее задание)

на  играет  барабане  мартышка

Напиши, чем занимался каждый гость на празднике.

Составь семь предложений, запиши их в тетради.

Гости: корова, жираф, рысь,

      зебра, крокодил, кенгуру, тигр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка звуков з-с

В данном материале даётся непосредственно план индивидуальной работы по постановке звука....

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".

В конспекте представлены задания для постановки звука...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

Постановка звука [р]Автоматизация звука [Э]Восприятие текста на слух и ответы на вопросы...